Государственное и муниципальное кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть общие принципы организации государственного и муниципального кредитования.
Задачи исследования:
1). Дать понятие государственного и муниципального кредита;
2). Рассмотреть функции и цели государственного и муниципального кредита;
3). Проанализировать опыт бюджетной системы в стране Япония и США.

Работа состоит из  1 файл

КРЕДИТОВАНИЕ.docx

— 51.89 Кб (Скачать документ)

       Введение

       Важную  роль в системе государственных  финансов играет государственный и  муниципальный кредит, который в  целях упрощения, как правило, именуется  просто государственным кредитом.

       Государственный кредит выражает совокупность кредитных  отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает  в качестве заемщика и гаранта - это  госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство  выступает кредитором юридических  и физических лиц именуются государственным  кредитованием.

       Государственный кредит в узком смысле слова как  экономическая категория находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен  в самостоятельную категорию  потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины.

       Предмет исследования – государственное и муниципальное кредитование.

       Цель  исследования – рассмотреть общие принципы организации государственного и муниципального кредитования.

       Задачи  исследования:

       1). Дать понятие государственного и муниципального кредита;

       2). Рассмотреть функции и цели государственного и муниципального кредита;

       3). Проанализировать опыт бюджетной системы в стране Япония и США. 

       Глава I. Механизм организации государственного и муниципального кредитования

       1.1. Понятие государственного и муниципального кредита

       Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное  образование являются кредиторами  или заемщиками. Государственные  и муниципальные кредиты могут  быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и  физическим лицам, другим бюджетам, иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям в  пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у  него возникают соответствующие  обязательства или требования. Условиями  кредитного договора являются:

       • срок предоставления или получения  кредита;

       • обязанности сторон;

       • условия обеспечения возврата ссуды;

       • размер процентной ставки за пользование  ссудой;

       • другие условия.

       Государственный кредит - это экономические отношения  между государством и физическими  и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными государствами, международными организациями. В этих экономических отношениях государство  выполняет роль заемщика, кредитора  и гаранта.

       В последние годы Россия в основном выступает как заемщик средств. В 2002 г. внешний долг по оценкам экспертов  составлял порядка 41% ВВП. Следует  иметь в виду, что по международным  стандартам предельный размер выплат по обслуживанию как внешнего, так  и внутреннего долга не должен превышать 30% от доходов бюджета, в 2002 г. этот показатель в России составлял 24,8%.

       Предоставляя  ссуды или кредиты, государство  выступает в роли кредитора. В  случаях, когда государство берет  на себя ответственность по погашению  обязательств, взятых какими-либо субъектами (физическими лицами, предприятиями  и организациями, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления), государство выступает как гарант. Если должник полностью и в  срок рассчитывается по своим обязательствам, то государство как гарант не несет  дополнительных затрат.

       Таким образом, основной признак государственного кредита - это участие государства  в кредитных отношениях. 

       1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита

       1. Важнейшая функция государственного  и муниципального кредита —  перераспределение денежных ресурсов  в соответствии с потребностями  экономики в целом и целесообразностью  поддержки того или иного направления  социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует  специальный централизованный фонд  государственного кредитования. Его  источником служит соответствующий  бюджет, при утверждении расходной  части которого предусматриваются  необходимые средства на кредитование.

       Перераспределение осуществляется между:

       • федеральным бюджетом и региональными  бюджетами;

       • региональным бюджетом и бюджетами  муниципальных образований;

       • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

       • иностранными юридическими и физическими  лицами и федеральным и региональными  бюджетами;

       • федеральными, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

       2. Государственный и муниципальный  кредит выполняет также регулирующую  функцию. В условиях ограниченности  бюджетных ресурсов их выделение  на безвозмездной основе не  всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

       Регулирующая  функция проявляется и при  получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку  приватизации, фондового рынка и  т.п.

       С помощью регулирующей функции государство  воздействует на заемщиков, которые  обязаны обеспечить эффективное  применение бюджетных ссуд.

       3. Одной из функций государственного  и муниципального кредита является  учет и контроль за целевым  и рациональным использованием  кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие  институты на федеральном, региональном  и муниципальном уровнях. Необходимость  контроля вытекает как из самой  природы кредита, так и из  функций государства. Формами  контроля являются:

       • контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

       • контроль за соблюдением условий  кредитного договора;

       • контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

       • контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

       К основным целям государственного и  муниципального кредитования относятся:

       •  решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

       •  проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

       •  поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

       •  поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

       Долговые  обязательства и активы

       По  предоставленным государственным  кредитам у заемщиков возникают  долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным  образованием как кредиторами. Государственные  кредиты образуют государственные  внутренние и внешние активы РФ.

       Долговые  обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями как кредиторами  составляют внутренний и внешний  долг заемщиков. Размеры и структура  долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматривается  вместе с законом о бюджете  на очередной финансовый год.

       При возникновении кризисных финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга  возникает необходимость в его  реструктуризации. Реструктуризация долга  иностранных государств перед Российской Федерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному государству при условии погашения  основного долга по ранее пре  доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и  сроков его погашения.

       Законом о бюджете утверждаются:

       • суммы погашения и выплаты  процентов по долгам иностранных  государств;

       • размер долга иностранных государств на конец финансового года;

       • предельный объем государственных  кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам —  участникам СНГ;

       • предельный объем государственных  кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;

       • программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных  кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным  организациям.

       Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по межправительственным договорам  предоставляются, как правило, при  условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основного долга  по ранее предоставленным кредитам.

       Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным  организациям кредиты свыше предельного  объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке  реструктуризации долга иностранных  заемщиков перед РФ и условия  обслуживания долга иностранных  заемщиков перед РФ не ухудшаются для РФ.

       Предоставление  РФ государственных кредитов иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям осуществляется в рамках соответствующих долгосрочных программ, учитывающих геополитические  интересы РФ.

       Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям за счет средств федерального бюджета  включает перечень кредитов на очередной  финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставленных в данном финансовом году.

       Договоры  о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение предельных объемов предоставления государственных кредитов Российской Федерацией, утвержденных федеральным  законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в  федеральный закон о федеральном  бюджете.

       Договоры  о предоставлении государственных  кредитов Российской Федерацией утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме  федерального закона в следующих  случаях:

       1) если предусмотренные этими договорами  государственные кредиты не включены  в программу предоставления Российской  Федерацией государственных кредитов  и предоставляемые по ним финансовые  средства превышают сумму, эквивалентную  10 млн. долларов США, на весь  срок кредита; 

Информация о работе Государственное и муниципальное кредитование