Государственное регулирование финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:05, реферат

Описание

Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях.
Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование финансов.docx

— 27.06 Кб (Скачать документ)

    Государственное регулирование финансов 

   Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях.

   Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

   Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Подтверждением этому служит мировая практика, где высококонкурентная среда со значительными элементами планового начала, олицетворяемая государством, соседствует с частнокапиталистическим предпринимательством. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и исполнительных органов власти.

       В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция.Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

   Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

  Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и «съеденных» инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.

В конечном счете задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

  Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее — государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

   Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.

Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.

   Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае необязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Большие задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Выбор форм государственного регулирования  финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных  преобразований. Отсутствие достаточных  накоплений в частном секторе  означает невозможность быстрой  переориентации финансирования с государственных  источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта  без учета конкретных особенностей и состояния экономики России способствовало усугублению кризисных  процессов.

    Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвацию национальной валюты, которая снижает цену продукции, а следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутреннее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обязательств Российского государства. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост им порта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, который не коснется сокращения государственных расходов.

    Результатом свободного ценообразования, как утверждают сторонники монетаристской школы, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианская школа считает, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммобилизации оборотных средств.

   Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так считают монетаристы. Поэтому если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления Центральный банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Однако при недостатке денег в обращении используются квазиденьги и другие денежные инструменты, которые приводят к перераспределению доходов в пользу их эмитентов, а предприятия не могут защитить свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.

Кроме контроля за общей массой денег в обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных.

    Рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция издержек население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка продукцией, товарами, работами и услугами невозможно. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из основных факторов роста цен.

   Следует отметить, что высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий с множеством оттенков, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономик. Экономическая эффективность и социальная справедливость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения. 

   Цели государственного регулирования финансов.

Основная  цель – обеспечить доверие к денежным знакам, содействовать доверию ценным бумагам

Второстепенные  цели. Не допустить насилия и обмана при проведении финансовых операций. Ограничить чрезмерные финансовые потребности  и "хотения" как отдельных граждан, так и целых групп и слоев  населения. Обеспечить финансовыми  методами несколько большее перераспределение  товаров и услуг в пользу нуждающихся. Обеспечить достижение коллективных интересов  общества. Не допустить негативной зависимости финансовой сферы страны от иностранного капитала.  

Кем осуществляется государственное  регулирование финансов.

    Практически все органы власти и их структурные и региональные подразделения так или иначе участвуют в государственном регулировании финансов. Однако ряд органов власти занимаются этим исключительно на профессиональной основе, к их числу в России относятся:

    • Министерство финансов – составление проекта бюджета, методическое руководство бюджетным процессом в целом по стране, регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг региональных и муниципальных органов власти, регулирование страховой, пенсионной и аудиторской деятельности.
    • Центральный Банк – проведение денежной политики, в том числе эмиссия денежных знаков, регулирование банковской сферы.
    • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – регулирование фондового рынка, в том числе регистрация проспектов эмиссий корпоративных ценных бумаг.
    • Министерство по налогам и сборам – взимание налоговых и, частично, неналоговых доходов.
    • Федеральное казначейство – исполнение бюджета по расходам.

     Часть полномочий по государственному регулированию финансов может быть делегировано или бесплатно вменено в обязанность хозяйствующим субъектам, например, удержание подоходного налога "у источника", или осуществление банками валютного контроля.  

Что подлежит государственному регулированию финансов.

 Денежные фонды, обязательства, влияние на финансы третьих лиц, а также эмиссия денежных знаков и денежное обращение, эмиссия и оборот ценных бумаг.  

Как осуществляется государственное  регулирование финансов.

 Путем регламентации финансовой деятельности. Регламентация в принципе допустима, поскольку финансы – большей частью объективные взаимоотношения и вследствие этого хорошо поддаются упорядочению.

  Рассмотрим пример. В древности, когда люди передвигались исключительно пешком в регулировании движения не было никакой необходимости, да это было и невозможно. Потом, когда человек, примерно шесть тысяч лет назад оседлал лошадь, начали складываться первые транспортные потоки, по которым в последствии были проложены дороги, и одновременно появилась потребность в небольшом регулировании (кто едет, куда, зачем, а уплатил ли пошлину?), а также возможность это регулирование осуществлять, поскольку всадники ездили не только по полям-лесам, где им вздумается, но и по дорогам, где они тут же становились подконтрольны регулирующим органам. Наконец с появлением автомобилей и строительством дорог, подавляющее большинство перевозок стало осуществляться по дорогам, а поскольку машина с них съехать, чаще всего не может, водители попали под полный контроль регулирующих органов в лице ГИБДД-ГАИ.

Аналогично  формировалось государственное  регулирование финансов. С повышением интенсивности финансовых взаимоотношений, в обществе складывались финансовые потоки, которые в целях облегчения расчетов переводились в безналичное  обращение. Потребность в безналичном  обращении стимулировала создание новых видов бизнеса. Так, постепенно образовались институты, обслуживающие  финансовые потоки, в том числе  в банковской сфере, страховании, на фондовом рынке.

   Но как только финансовые взаимоотношения двух лиц передавались, полностью или частично, на оформление третьему (банку, реестродержателю), они автоматически становились доступными для регулирования.

  Таким образом, можно констатировать, что с ростом интенсивности финансовых отношений возможность госрегулирования финансов только растет.

Информация о работе Государственное регулирование финансов