Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа
В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги.
Введение 4
1. Государственные займы как форма государственного кредита 4
1.1. Сущность государственного кредита 5
1.2. Функции государственного кредита 5
1.3. Формы государственного кредита 9
1.4.Цели и классификация государственных займов: 9
1.5. Исторический опыт использования государственных ценных бумаг 11
2. Государственные ценные бумаги 12
2.1. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). 12
2.2. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО). 13
2.3. Облигации федеральных займов (ОФЗ). 14
2.4. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). 15
2.5.Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ). 16
2.6. Казначейские обязательства (КО). 17
3. Рынок государственных ценных бумаг как сектор финансового рынка 17
3.1. Рынок государственных ценных бумаг в России 17
3.2. Проблемы рынка государственных ценных бумаг 19
3.3. Цели, значение и задачи рынка государственных ценных бумаг 22
3.4. Использование ценных бумаг для регулирования экономических процессов 23
4.Ценные бумаги органов местного самоуправления 24
Заключение 30
Список литературы 31
а) добровольные,
б) размещаемые по подписке,
в) принудительные.
Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
6. По форме займы
могут быть облигационными и
безоблигационными.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
7. По срокам погашения займы делятся на:
а) краткосрочные (срок погашения до 1 года),
б) среднесрочные (до 5 лет),
в) долгосрочные (свыше 5 лет).
Сейчас используются займы всех сроков погашения.
В истории денежных бумаг России видное место заняли государственные ценные бумаги железнодорожных займов, представлявшие собой инструмент инвестиционной политики правительства. Первоначально в железнодорожном деле в качестве инвесторов выступало казначейство, используя выпуск правительственных железнодорожных облигаций. Появившиеся в России гарантированные правительством железнодорожные ценные бумаги частных акционерных обществ знаменовали наступление эпохи интенсивного строительства железных дорог в Российской империи. В России, благодаря использованию ценных бумаг, за несколько десятилетий совершилось “железнодорожное чудо” (протяженность рельсовых путей России достигло 70,9 тыс. км. В этом отношении Россия уступала только США).
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Выпуск государственных ценных бумаг обычно осуществляется для финансирования бюджета, целевых государственных программ и т.д.
К обращению на фондовом рынке России допущены следующие виды ценных бумаг: государственные облигации, облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, простое и двойное складское свидетельство, коносамент, акция и приватизационные ценные бумаги, жилищные сертификаты.
Ценные бумаги, выпуск которых был предусмотрен актами Президента РФ и Правительства РФ, подлежат обращению на территории Российской Федерации наравне со всеми остальными ценными бумагами, так как изданные до введения в действие ГК РФ акты органов государственной власти подлежат применению впредь до введения соответствующих законов. Рассмотрим более подробно основные виды государственных ценных бумаг, которые участвуют в обращении на официальном рынке.
Эти облигации представляют собой переоформленные Минфином РФ совместно с ЦБ РФ и Внешэкономбанком обязательства бывшего СССР перед российскими предприятиями, организациями, учреждениями по валютным счетам во Внешэкономбанке по состоянию на 1 января 1992 г.
Порядок и сроки
выпуска ОВВЗ определены Условиями
выпуска внутреннего
Доход по ОВВЗ начисляется в размере 3% годовых и ежегодно выплачивается при предъявлении соответствующего купона, который является неотъемлемой частью облигации. Период предъявления купонов, а также самих ОВВЗ к погашению определен в 10 лет начиная с года, в течение которого установлен срок погашения соответствующих купонов или ОВВЗ.
Суммы, подлежащие выплате
владельцам ОВВЗ при получении ими
купонного дохода, а также при
погашении самих облигаций, выплачиваются
в безналичном порядке в
Кроме того, ОВВЗ, являясь
государственными ценными бумагами,
могут быть использованы их владельцами
в гражданском обороте на территории
Российской Федерации в соответствии
с действующим
В 1996 г. был произведен дополнительный выпуск ОВВЗ, необходимость которого была вызвана неполным погашением внутреннего валютного долга государства по ОВВЗ 1993 г. Условия выпуска, размещения и погашения внутреннего государственного валютного займа 1996 г., номинированного также в долларах США, идентичны условиям выпуска 1993 г.
Начиная с 1993 г. на территории Российской Федерации выпускаются государственные краткосрочные бескупонные облигации, эмитентом которых является Минфин РФ. Порядок обращения и условия выпуска указанных ценных бумаг регулируются Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ, утвержденными Постановлением Совмина — Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 и постановлением Правительства РФ от 27 сентября 1994 г. № 1105, Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, а также другими нормативными актами.
ГКО выпускаются периодически на срок до 1 года с номинальной стоимостью 1 млн руб. в бездокументарной форме. Каждый выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.
Владельцами ГКО могут быть любые юридические и физические лица. При этом Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ может быть установлено ограничение круга потенциальных покупателей ГКО, которое должно быть зафиксировано в условиях их выпуска. Все операции по обращению ГКО, в том числе и учет их владельцев, осуществляются через учреждения ЦБ РФ или дилеров, т.е. юридических лиц — профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполняющих свои полномочия на основании договора, заключенного с ЦБ РФ.
Предприятия имеют право приобретать, продавать, а также использовать ГКО в качестве залога. Никаких иных сделок, кроме заключения договоров купли-продажи и залога, владельцы ГКО совершать не вправе.
ГКО приобретаются по цене ниже номинала (с дисконтом). При погашении ГКО владельцам перечисляется в безналичной форме номинальная стоимость на момент погашения. При этом владелец имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при приобретении новых ГКО следующего выпуска. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (равно, как и ценой погашения) и ценой покупки.
С целью покрытия бюджетного дефицита на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» государством в лице Минфина РФ во исполнение постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 455 «О выпуске облигаций федеральных займов» выпускаются облигации сроком обращения от 1 года до 3 лет номинальной стоимостью 1 млн руб.
Порядок и условия
выпуска ОФЗ установлены
Доходом по ОФЗ является купонный доход в виде процента к их номинальной стоимости, который выплачивается в порядке и размере, определяемых условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов, утверждаемых Минфином РФ совместно с ЦБ РФ.
На сегодняшний день на территории России существуют несколько видов ОФЗ, которые различаются в зависимости от особенности определения купонного дохода, а именно:
ОФЗ с постоянным купонным доходом;
ОФЗ с переменным купоном.
Правовой режим обращения ОФЗ с переменным купоном определяется Генеральными условиями выпуска облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденными Минфином РФ 13 июня 1995 г. № 52. Отличительной особенностью таких ОФЗ является порядок определения и выплаты дохода, который рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения по следующим купонам, включая последний, и не позднее чем за семь дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. При этом под накопленным купонным доходом понимается часть купонного дохода, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ОФЗ или даты выплаты предшествующего купонного дохода.
Выплата купонного дохода владельцам ОФЗ — предприятиям осуществляется через дилеров на основании поручений, выданных предприятиями. При этом выплата осуществляется на дату выплаты купонного дохода ЦБ РФ путем перечисления соответствующих средств на торговые счета дилеров до начала торгов или аукциона. ОФЗ с переменным купоном являются именными купонными среднесрочными ценными бумагами.
По ОФЗ с постоянным купонным доходом его величина устанавливается постоянной. Порядок и условия выпуска таких ОФЗ регулируются Условиями выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденными Минфином РФ 28 июня 1996 г. № 60.
Отметим, что, как и любые ценные бумаги, ОФЗ участвуют в гражданском обороте, выступая в качестве не только предмета сделки, но и средства обеспечения выполнения договорных обязательств, например в качестве залога. Следует обратить внимание на то, что при совершении сделок стоимость ОФЗ складывается из текущей стоимости самой облигации и накопленного купонного дохода на день совершения сделки.
Эти облигации, эмитируемые Минфином РФ, в отличие от ОФЗ выпускаются в документарной форме на предъявителя, закрепляя право их владельца на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода и номинальной стоимости облигации при ее погашении. Владельцами ОГСЗ могут быть как юридические и физические лица Российской Федерации, так и нерезиденты.
До 1997 г. порядок и условия выпуска ОГСЗ регулировались постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812, в соответствии с которыми, а также по условиям отдельных выпусков ОГСЗ процентный доход начислялся ежеквартально к номинальной стоимости облигации. Конкретный объем и сроки каждого выпуска ОГСЗ, порядок и форма выплаты доходов, условия погашения облигаций, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальная стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по ОГСЗ регулируются условиями отдельных выпусков ОГСЗ, утверждаемых Минфином РФ.
В связи с увеличением объемов выпуска ОГСЗ Правительством РФ было принято постановление от 18 декабря 1996 г. № 1497 «О завершении в 1996 г. выпуска ОГСЗ РФ». Правительством РФ были утверждены также новые Генеральные условия выпусков ОГСЗ, в соответствии с которыми, как и ранее, порядок выпуска, обращения и погашения ОГСЗ, а также выплаты процентных доходов по ним регулируется условиями отдельных выпусков ОГСЗ.
Порядок размещения, обращения и погашения таких займов регулируется постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 316, а также отдельными документами Минфина РФ, определяющими периодичность, сроки, условия и порядок выплаты доходов, а также ограничение круга потенциальных владельцев.
ОГНЗ, эмитированные Минфином РФ, выпускаются в бездокументарной форме номинальной стоимостью в 1 млн руб. Владельцами ОГНЗ могут быть только юридические лица (резиденты и нерезиденты), имеющие право на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации, а также на получение основного долга в виде номинальной стоимости облигации, выплачиваемого при ее погашении.
ОГНЗ не подлежат
обращению на вторичном рынке
и распространяются среди определенного,
ограниченного круга
Казначейские
обязательства выпускались
По казначейским обязательствам определялся процентный доход, размер которого зависел от срока обращения. Порядок и особенности обращения КО на рынке ценных бумаг, а также отражение в бухгалтерском учете соответствующих операций регулировались Положением № 140, утвержденным Минфином РФ 21 октября 1994 г.
Информация о работе Государственные ценные бумаги: цели и механизм использования