Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа
В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги.
Введение 4
1. Государственные займы как форма государственного кредита 4
1.1. Сущность государственного кредита 5
1.2. Функции государственного кредита 5
1.3. Формы государственного кредита 9
1.4.Цели и классификация государственных займов: 9
1.5. Исторический опыт использования государственных ценных бумаг 11
2. Государственные ценные бумаги 12
2.1. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). 12
2.2. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО). 13
2.3. Облигации федеральных займов (ОФЗ). 14
2.4. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). 15
2.5.Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ). 16
2.6. Казначейские обязательства (КО). 17
3. Рынок государственных ценных бумаг как сектор финансового рынка 17
3.1. Рынок государственных ценных бумаг в России 17
3.2. Проблемы рынка государственных ценных бумаг 19
3.3. Цели, значение и задачи рынка государственных ценных бумаг 22
3.4. Использование ценных бумаг для регулирования экономических процессов 23
4.Ценные бумаги органов местного самоуправления 24
Заключение 30
Список литературы 31
Муниципальные ценные бумаги – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.
Муниципальный заем
- в РФ - передача в собственность
муниципального образования денежных
средств, которые муниципальное
образование обязуется
Опыт использования муниципальных займов в России на примере Нижегородской области
Денежный кризис, охвативший Россию в 1992 г., не обошел стороной и Нижегородскую область. Эпидемия неплатежей и дефицит наличных денежных знаков привели к невыплате на большинстве предприятий заработной платы в течение 2-3 месяцев, и обострили экономическую и социальную обстановку в области. К июлю 1992 г. долг по заработной плате приблизился к 4 млрд. руб.1 и продолжал расти.
Из-за нехватки наличности на многих предприятиях стали выдавать зарплату готовой продукцией или "бартерной валютой": продуктами и промышленными товарами, полученными в обмен на готовую продукцию или путем сложных обменов. В колхозах области вводилась натуроплата.
Под давлением денежного дефицита на некоторых предприятиях приступили к выпуску собственной "местной валюты". Администрация Нижегородской области своим распоряжением N 642-р от 23.06.1992 г. узаконила это начинание, предписав руководителям предприятий и организаций "в целях смягчения последствий нехватки в области наличных денежных средств ... заключать договора с торговыми предприятиями ... о продаже товаров работникам по безналичному расчету по предъявлении талонов, чеков или иных заменителей расчетных средств, выдаваемых работникам взамен доли заработной платы [7] . И такие расчетные средства не замедлили с появлением. В г. Дзержинске, например, кулоны достоинством в 25 рублей выпустило объединение "Завод им. Я.М.Свердлова", там же запустил свой "печатный станок" и "Корунд".
Институт прикладной физики в Нижнем Новгороде перечислил 300 тысяч безналичных трем магазинам, дав своим сотрудникам возможность приобретать в них товары на отпечатанные у себя купоны.
Выпуск отдельными
предприятиями собственных
При этом выяснилось, что облигации предстоящего областного займа "не привычные... облигации, потому что они будут иметь хождение практически наравне с деньгами. Это — временная замена недостающей наличности"[9]. В соответствии с этим выпускаемые областные ценные бумаги получили двойное наименование: "потребительские казначейские билеты" и "облигации Государственного займа Нижегородской области", что позволяло, в зависимости от обстоятельств, использовать их соответственно либо в качестве платежного средства, либо в качестве облигаций областного займа. В народе они были прозваны “немцовками”.
В первой половине января 1993 года началась подготовка к размещению облигаций первого Государственного займа Нижегородской области. По этому поводу были приняты сразу два документа: решение Нижегородского областного Совета N 2-м от 12.01.93 г. "О государственном областном займе" и распоряжение областной администрации N 10-р от 10.01.93 г. "О государственном займе Нижегородской области 1992 года." На основании этих документов с 1 марта началась продажа облигаций первого областного займа вначале в районных почтовых отделениях Н. Новгорода, а затем — районных центров области. В качестве облигаций займа были использованы "немцовки".
Согласно "Положению о порядке размещения, условиях обращения, обслуживания и гашения облигаций Государственного займа Нижегородской области" общая сумма займа планировалась в объеме 5 млрд. рублей облигациями достоинством в 50, 100, 500, 1000, 5000 и 10000 руб. Фактически же были выпущены облигации только следующих номиналов:
номинал (руб.) | количество (тыс. шт.) | сумма (млн. руб.) |
500 | 16 | 8 |
1000 | 922 | 922 |
5000 | 374 | 1870 |
10000 | 220 | 2200 |
Итого: | 1532 | 5000 |
Как объяснил член совета займа А.Ф. Задернюк, "более низкие номиналы (50 и 100 рублей - Ю.А.) вообще не распространялись, что связано с затратами по размещению и учету облигаций" [10]. Срок действия займа был установлен в 2 года5, в течение которых облигации могли свободно продаваться и покупаться в почтовых отделениях, и их могло приобрести любое юридическое или физическое лицо за наличный или безналичный расчет.
Все продаваемые облигации в обязательном порядке регистрировались по месту их продажи и это делало их "именными".
Гарантом Государственного займа Нижегородской области являлся областной бюджет и 20% акций наиболее рентабельных предприятий областной собственности, приватизируемой в 1993—1994 гг.
Займ был определен как социальный. Основной его целью являлась максимально возможная защита сбережений населения от инфляции. Для этого с самого начала было установлено, что на облигации производятся начисления процентов. Эти доходы по облигациям займа (дивиденды) начислялись с момента приобретения и выплачивались через каждые 90 дней с момента покупки облигаций. С 1 марта 1993 г. доходность по облигациям была установлена в 120% годовых. В дальнейшем этот процент менялся следующим образом:
начало периода | окончание периода | доходность в %год. |
01.03.1993 г. | 30.11.1993 г. | 120 |
01.12.1993 г. | 30.04.1994 г. | 132 |
01.05.1994 г. | 14.07.1994 г. | 160 |
15.07.1994г. | 31.07.1994 г. | 108 |
01.08.1994 г. | 22.08.1994 г. | 105 |
23.08.1994 г. | 11.10.1994 г. | 91 |
12.10.1994 г. | 16.11.1994 г. | 119 |
17.11.1994 г. | 31.12.1994 г. | 126 |
Выдача дивидендов производилась в местах регистрации облигаций, как правило без задержек и в полном объеме, что в значительной степени способствовало их популярности. В народе облигации по-прежнему называли "немцовками" и спрос на них был высокий. Если в марте 1993 г. в шести почтовых отделениях Н. Новгорода было продано облигаций на 200 млн. рублей, то в дальнейшем продажа их по области достигла суммы 15 млн. в день. Привлекательность облигаций займа объясняется еще и тем, что по ним проводились тиражи выигрышей6. Характерно, что выигравшие облигации не погашались и оставались у владельцев.
В связи с тем, что в декабре 1993 г. облигации Государственного займа Нижегородской области были полностью размещены, и, учитывая высокий спрос на них, областная администрация принимает решение о дополнительном выпуске займа в объеме 2 млрд. 300 млн. рублей. Проспект этой дополнительной эмиссии был зарегистрирован в Минфине РФ 23 декабря 1993 г. Дата окончания распространения облигаций займа установлена — 31 декабря 1994 г. Дополнительно были выпушены облигации следующих номиналов:
Номинал (руб.) | Количество (тыс. шт.) | Сумма (млн. руб.) |
1000 | 550 | 550 |
5000 | 196 | 980 |
10000 | 77 | 770 |
По сведениям, приведенным
в "Проспекте эмиссии
С 1 января 1995 г. началось погашение облигаций первого областного займа. При этом владельцам облигаций возмещалась их номинальная стоимость с выплатой дивидендов независимо от того, минуло с даты последнего получения дивидендов три месяца или нет.
Так закончился последний этап недолгой, но необычной истории ценных областных бумаг. Дальнейшая судьба их пока не известна, но вероятнее всего они будут уничтожены. И лишь оставшиеся не использованными облигации на сумму в 2,5 млрд. рублей (из общего числа облигаций на сумму в 10,8 млрд. рублей, отпечатанных на Гознаке) пока сохраняются в казначействе департамента финансов. По информации, полученной в казначействе, не исключена возможность использования их в качестве облигаций какого-нибудь небольшого займа.
В июле 1994 г. был выпушен второй займ Нижегородской области в виде купонных облигаций на предъявителя номиналами в 50000, 200000, 1000000 и 2000000 рублей. Объем выпуска — 100 млрд. рублей.
С 1 октября 1994 г. началось
распространение облигаций
В настоящее время на российском рынке государственных ценных бумаг можно встретить различные виды долговых обязательств. Наибольшее значение в денежно-кредитной политике страны занимают государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ). Наряду с ними существуют следующие виды государственных ценных бумаг: государственные долговые обязательства, золотые сертификаты (погашенные ценные бумаги), облигации внутреннего валютного займа, сберегательная бумага для населения и др.
Доходность гособлигаций постоянно снижается уже более двух лет - с момента восстановления торгов ГКО/ОФЗ в 1999 году. При этом низкие ставки по гособлигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор.
В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс.
В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.
Большое внимание на российском рынке государственных ценных бумаг следует уделять выбору параметров при выпуске новых инструментов. Немаловажное значение должна приобрести инвестиционная составляющая государственных ценных бумаг, то есть направление заимствованных денежных средств на инвестирование инфраструктуры (строительство дорог, мостов, нефтепроводов), а так же на развитие в России интернет - технологий.
Таким образом, в процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным.
Информация о работе Государственные ценные бумаги: цели и механизм использования