Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:25, курсовая работа
В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги.
Введение 4
1. Государственные займы как форма государственного кредита 4
1.1. Сущность государственного кредита 5
1.2. Функции государственного кредита 5
1.3. Формы государственного кредита 9
1.4.Цели и классификация государственных займов: 9
1.5. Исторический опыт использования государственных ценных бумаг 11
2. Государственные ценные бумаги 12
2.1. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). 12
2.2. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО). 13
2.3. Облигации федеральных займов (ОФЗ). 14
2.4. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). 15
2.5.Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ). 16
2.6. Казначейские обязательства (КО). 17
3. Рынок государственных ценных бумаг как сектор финансового рынка 17
3.1. Рынок государственных ценных бумаг в России 17
3.2. Проблемы рынка государственных ценных бумаг 19
3.3. Цели, значение и задачи рынка государственных ценных бумаг 22
3.4. Использование ценных бумаг для регулирования экономических процессов 23
4.Ценные бумаги органов местного самоуправления 24
Заключение 30
Список литературы 31
Документом, подтверждающим право собственности владельца на КО, являлась выписка со счета депо в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.
В зависимости от этапов обращения определялись и возможности участия КО в гражданском обороте. В частности, на первом этапе обращения КО, при их размещении держатель имел право с помощью КО погашать свою кредиторскую задолженность путем перевода их на счета кредиторов, использовать КО в качестве залога, обменивать на налоговые освобождения.
Российский рынок ценных бумаг находится в очень непростом состоянии. И раньше, до августовского кризиса 1998 года, рынок ценных бумаг был развит далеко не достаточно. Следует принять во внимание пока еще формирующийся характер как национальной модели рынка ценных бумаг, так и корпоративного управления (контроля), поэтому любые окончательные выводы относительно типа национальной российской модели пока невозможны. Тем не менее, в России идет процесс интенсивного формирования фондового рынка.
Итогом массовой приватизации (1992 - 1994 гг.) в России стало создание и формирование новых экономико-правовых механизмов и институциональных структур:
1. корпоративного сектора экономики (свыше 50 000 зарегистрированных АО);
2. биржевого и внебиржевого рынков корпоративных ценных бумаг, включая инфраструктуру торговли и вторичный рынок акций приватизированных предприятий;
3. системы (пока переходной, но уже сравнительно мощной) институциональных инвесторов;
4. социального слоя, который даже с учетом его крайней неоднородности и недостаточной правовой защищенности можно назвать слоем собственников (около 40 млн. акционеров по итогам массовой приватизации).
К 1996 году в России завершился первый этап реформ, на котором была демонтирована командно-административная система, осуществилась либерализация цен, закончилась ускоренная приватизация, и в целом были заложены первые основы рыночной экономики. Следующий этап реформ начался в условиях, когда снизились темпы падения
ВВП и наметились предпосылки прекращения спада. Одновременно была достигнута относительная финансовая стабилизация, значительно уменьшились темпы инфляции, доходность по государственным ценным бумагам. Российский фондовый рынок стал частью мирового рынка, ощущая на себе влияние процессов, происходящих в мире.
В 1997 году отечественный рынок не знал себе равных в мире по темпам
роста. Индекс РТС с начала года до 6 октября (начало Азиатского кризиса) вырос в 2,8 раза. Несмотря на мировой финансовый кризис, этот показатель и в середине декабря 1997 года был в 1,8 раза больше, чем в начале года. Однако этот рост в значительной мере обеспечивался притоком зарубежного спекулятивного капитала. По оценкам экспертов на российском рынке государственных ценных бумаг доля такого капитала составляла 50 - 60 %, а на рынке корпоративных ценных бумаг - до 75 %. При первых признаках ухудшения экономической и политической ситуации в России спекулятивный капитал начал уходить с рынков.
Российский рынок ценных бумаг характеризуется:
Одна из главных проблем - низкая капитализация. В промышленно развитых странах капитализация рынка акций весьма значительна, например: в США она составляет 6,9 трлн.долл., в Японии - 3,7 трлн. долл, в Великобритании - 1,3 трлн. долл, в Германии - 0,6 трлн.долл. В России на 1 января 1998 года капитализация рынка (по 100 наиболее ликвидным акциям) составляла 103,4 млрд. долл., а после августовского кризиса 1998 года снизилась примерно до 11 млрд. долл. (падение в 9,2 раза).
Это в значительной степени объясняется тем, что в ходе акционирования и приватизации предприятия практически не получили, за редким исключением, новых средств: часть бумаг закреплялась в государственной собственности, часть безвозмездно или по заниженной цене передавалась членам трудового коллектива, часть реализовывалась за приватизационные чеки.
В ходе ускоренной приватизации не было возможности оценить, сколько на самом деле стоят предприятия и их акции. Многие предприятия в результате приватизации оказались сильно недооцененными. Рыночная цена их акций при первичном размещении должна была быть во много раз выше. Для многих российских акционерных обществ отклонение капитализации от мировой нормы составляет 80 - 90%. Вторичный рынок этих акций практически отсутствует, следовательно, инвестор не может в нужный момент совершить сделку по покупке или продаже ценных бумаг по приемлемой цене и в нужном объеме. Это в свою очередь часто делает экономически неоправданным привлечение инвесторов на первичный рынок. Следующая проблема - отраслевая узость. В настоящее время российский фондовый рынок представлен компаниями ограниченного круга отраслей, таких как:
На них приходится около 91% капитализации всего российского фондового рынка, что не отражает реального состояния и потенциала отечественной промышленности. В нашей стране достаточно много приватизированных предприятий, акции и облигации которых, несомненно, могли бы получить более широкий допуск к торгам. Деформированная структура российского фондового рынка явилась результатом предпочтений иностранных спекулянтов. Они вкладывали деньги на короткий срок в ценные бумаги отраслей, ориентированных на экспорт нефти и газа. Предприятия других отраслей для них представляли слишком большой риск в условиях высокой инфляции и спада производства в стране.
Также одной из проблем является то, что ценные бумаги российских эмитентов низколиквидны. Это замедляет их оборот и, как следствие привлекательность для инвесторов. Среднедневной оборот корпоративных ценных бумаг за период с начала 1998 года до 17 августа составлял 243,3 млн.руб. в Российской торговой системе (РТС) и 68,3 млн.руб на ММВБ. После 17 августа - в РТС - 22,4 млн.руб., а на ММВБ - 16 млн.руб. (или порядка 0,3% к сумме учтенных в расчете капитализации акций). На рынках промышленно развитых стран среднедневной оборот составляет: в Нью-Йорке 49 млрд.долл., в Лондоне - 8,7 млрд.долл., во Франкфурте - 6,4 млрд.долл. Таким образом, в ежедневном обороте находится до 1% всех имеющихся акций. Эти цифры говорят о том, что инвестиционные возможности российского фондового рынка практически не используются. Одной из причин низкой ликвидности ценных бумаг является недостаточная открытость компании-эмитента, т.к. российская система бухгалтерского учета была создана для целей налогообложения предприятия, а не для анализа его финансового состояния. Информация же о компании-эмитенте должна быть легко доступна инвесторам и трансформирована в общепринятые мировые стандарты бухгалтерского учета.
Одной из главных причин кризиса в августе 1998 г. была бесконтрольная эмиссия государством ГКО (ОФЗ) для покрытия дефицита бюджета. В результате этих действий была построена пирамида, по примеру “МММ”, только в гораздо большем масштабе. Деньги, которых и так не хватало экономике, уходили на покупку все новых и новых выпусков государственных ценных бумаг. Инвесторы отдавали предпочтение рынку ГКО (ОФЗ) из-за его высокой доходности (100 и более процентов годовых) и кажущейся надежности. Прибыль конвертировалась в валюту по заниженному курсу и выводилась из страны. Золотовалютные резервы ЦБ истощались. Государство, под натиском спекулянтов, не смогло удержать ситуацию под контролем, и пирамида рухнула. В результате, произошла девальвация рубля, подорвано доверие к банковской системе, а рынок ценных бумаг (и как следствие, инвестиционный процесс) находится в стагнации.
Важнейшей предпосылкой активизации инвестиционной деятельности является низкая инфляция. Однако снижение темпов инфляции еще не является достаточным условием роста капитальных вложений. Снижение инфляции стимулирует инвестиции, прежде всего благодаря уменьшению ставки кредитного процента до приемлемого с точки зрения промышленности.
Положение на финансовом рынке, где господствовали высокоприбыльные государственные ценные бумаги не способствовало привлечению инвестиций в реальный сектор. Массированные объемы эмиссии государственных ценных бумаг поглощали значительную часть находящихся в обращении денежных средств, ограничивая возможности их использования в инвестиционной сфере.
Иначе говоря, государственные ценные бумаги, способствуя снижению инфляции и созданию условий для экономической стабилизации, одновременно сдерживали инвестиционную активность и экономический рост. Состояние фондового рынка играет важное значение для стабильного развития экономики, его крах, т.е. сильное падение курсовой стоимости ценных бумаг за короткий промежуток времени, может вызвать застой в экономике - ведь падение стоимости ценных бумаг делает вкладчиков абсолютно беднее. Как следствие, они сокращают свое потребление, спрос на товары и услуги падает, у предприятий накапливается нереализованная продукция, они начинают сокращать производство и увольнять работников, что еще больше сокращает уровень потребления.
Цель рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределение путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Давая общую оценку значению ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты:
1. ценные
бумаги выступают гибким
2. размещение ценных бумаг – эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей.
3. ценные
бумаги активно участвуют в
обслуживании товарного и
4. На рынке ценных бумаг, прежде всего фондовых биржах, складываются курсы ценных бумаг. Эти курсы – барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны.
Задачами рынка ценных бумаг являются:
- мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;
- формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
- развитие вторичного рынка;
- активизация маркетинговых исследований;
- трансформация отношений собственности;
- совершенствование рыночного механизма и системы управления;
- обеспечение реального
контроля над фондовым
государственного регулирования;
- уменьшение инвестиционного риска;
- формирование портфельных стратегий;
- развитие ценообразования;
- прогнозирование перспективных направлений развития.
Примером использования ценных бумаг для регулирования экономических процессов является проведение операций на открытом рынке. Центральный банк, покупая и продавая ценные бумаги коммерческим банкам, нефинансовым структурам и населению, может эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений в стране.
Коммерческие банки, покупая ценные бумаги центрального банка, уменьшают свои резервы, что сокращает возможность кредитования потенциальных заемщиков. При продаже ценных бумаг центральному банку коммерческие банки увеличивают свои резервы. Нефинансовые структуры, покупая ценные бумаги центрального банка, сокращают свои депозиты (средства на банковских счетах) в коммерческих банках. Таким образом, центральный банк получает возможность непосредственно влиять на эти структуры, уменьшая роль в этом деле коммерческих банков.
Операции на открытом рынке ценных бумаг по своей природе вполне рыночный инструмент, соответствующий рыночным “правилам игры”. В то же время позволяет центральному банку выходить на нефинансовый сектор экономики.
Конечно же, существуют и недостатки. К ним, в частности, относятся ограниченные временные рамки. Время действия тут определено сроками: чем длиннее срок действия ценных бумаг, тем продолжительнее период использования данного инструмента кредитной политики. Другим фактором, снижающим эффект от использования операций на открытом рынке, сужающим возможности рестрективной (сдерживающей) политики, является ограниченность ресурсов ценных бумаг центрального банка. На практике этот недостаток устраняется (смягчается) обычно двумя способами: либо государство предоставляет центральному банку дополнительные ресурсы ценных бумаг, либо дает ему право выпускать их самостоятельно.
Информация о работе Государственные ценные бумаги: цели и механизм использования