Государственные финансовые ресурсы и направления их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
- изучение понятия финансовые ресурсы, их источников и видов.
- рассмотрение классификации финансовых ресурсов.
-определение основных направлений использования финансовых ресурсов.
-рассмотрение роли финансовых ресурсов государства.

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_FINANSY2.docx

— 1.31 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических  отношениях, так как они связаны  с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены  для выполнения им своих хозяйственных  и управленческих функций. Поэтому  в условиях проводимых в стране экономических  преобразований особую важность приобретают  вопросы организации финансов и  оптимального движения финансовых ресурсов.

  Финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, они представляют собой денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее. Вместе с тем от эффективного использования финансовых ресурсов в национальном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.

 Поэтому  одним из значимых  факторов успешного развития  российской экономики должно  стать эффективное и грамотное  управление финансами, находящимися  в распоряжении государства.  Однако, исследование экономической  сущности финансов, выявление специфических  черт этой категории невозможно  без особо углубленного изучения  такой категории как финансовые  ресурсы. 

  Следовательно, изучение темы выбранной для исследования всегда актуально, потому что эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны является одним из значимых факторов успешного развития российской экономики.

 Целью данной работы является  изучение и определение сущности  такой финансовой категории как  государственные финансовые ресурсы и возможности их роста в современных условиях.

 Задачи работы:

- изучение понятия финансовые ресурсы, их источников и видов.

  - рассмотрение классификации финансовых ресурсов.

  -определение основных направлений использования  финансовых ресурсов.

  -рассмотрение роли финансовых ресурсов государства.

  Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

  Первая глава посвящена теоретической основе определения финансовых ресурсов государства. Рассмотрены понятие государственных финансовых ресурсов их источники и виды.

  Вторая глава посвящена анализу структуры государственных финансовых ресурсов и направлений их использования. В ней раскрывается понятие  государственных ресурсов, как основного источника формирования на примере федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. И третья глава это обобщение возможных путей роста государственных финансовых ресурсов России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1. Понятие государственных финансовых ресурсов, их источники и виды

Финансовые ресурсы - денежные доходы и поступления субъектов  хозяйствования и государства в  лице его органов, предназначенные  для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей, нужд обороны  и госуправления.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне (государства):

       -валовой внутренний продукт (ВВП);

                         -доходы от внешнеэкономической деятельности;

                                    -национальное богатство;

                                    -привлеченные (заемные) ресурсы.

                       Источники финансовых ресурсов на микроуровне (организация, предприятие):

-источники собственных финансовых ресурсов (деятельность предприятия; богатство предприятия - оборудование и др.

-средства предприятия, которые приравниваются к собственным (зарплата, отпускные деньги);

-привлеченные средства (заемные средства, средства от продажи акций и облигаций);

-средства, получаемые предприятиями в порядке перераспределения (от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения).

Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из К+З+П (капитал + зарплата + прибыль). З + П -основные источники  финансовых ресурсов на макроуровне.

  Элемент З, являясь личным доходом трудящегося - зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по трем направлениям: налоги, страховые платежи, прочие платежи (участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне). Элемент П - прибавочная стоимость - прибыль - основной источник финансовых ресурсов.

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне: налоги кредиты  из разных источников, отчисления во внебюджетные фонды, платежи населения в местный  бюджет, прочее.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне: прибыль, амортизация, кредитные инвестиции, страховые  возмещения, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур, бюджетные  субсидии, прочие.

1.2 Классификация государственных  финансовых ресурсов по уровням  управления.

Финансовые ресурсы - это  фонды денежных средств, находящиеся  в распоряжении государства, хозяйствующих  субъектов и населения, образуемые в процессе распределения стоимости  общественного продукта в денежной форме и предназначенные для  обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения общегосударственных  потребностей..

Денежные фонды формируются  на макро- и микроуровнях.

Централизованные фонды  или денежные фонды, формируемые  на макроуровне представляют собой  совокупность регулируемых нормами  права форм аккумулирования, перераспределения  и использования денежных средств, основанных на централизованном финансовом планировании, регулировании и контроле, необходимых для обеспечения  расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей и выполнения функций государства  и местного самоуправления.

К ним относятся государственные  и муниципальные бюджеты всех уровней бюджетной системы, государственные  внебюджетные фонды, государственные  фонды страхования, государственный  и муниципальный кредит, которые  в совокупности представляют собой  систему финансовых отношений между  государством, муниципалитетом —  с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой.

Источниками централизованных финансовых ресурсов являются: доходы от государственных и муниципальных  предприятий, доходы от приватизации, использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д.

Децентрализованные фонды  или денежные фонды, формируемые  на микроуровне — совокупность регулируемых нормами права форм организации  и управления денежными средствами субъектов хозяйствования в процессе образования, распределения и использования  валового дохода, денежных и материальных накоплений, прибыли, обусловленная  объективным процессом общественного  воспроизводства.

К ним относятся фонды  коммерческих и некоммерческих организаций  всех форм собственности, в том числе  финансовых посредников, а также  фонды государственных и муниципальных  унитарных предприятий, организаций  и учреждений, фонды предпринимателей без образования юридического лица и фонды домохозяйств.

Источниками децентрализованных финансовых ресурсов предприятий выступают  прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды  по ценным бумагам, выпускаемым другими  эмитентами и т.д.

В структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств входят: денежные средства, предназначенные для текущих  расходов; денежные средства, предназначенные  для капитальных расходов; денежные сбережения; денежные средства, вложенные  в движимое и недвижимое имущество.

Источниками этих ресурсов являются: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального  характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в  том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит.

Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения  между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями, домохозяйствами  и финансово-кредитной системой и т.д.

1.3 Основные направления  использования государственных финансовых ресурсов

Основные направления  использования финансовых ресурсов:

     -Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий). Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование НИОКР.

     -Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.

     -Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти.

1.4 Роль государственных  финансовых ресурсов в социальной  защите населения, развитии экономики  и культуры.

Государственные финансы  занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе  экономической и политической жизни  страны, мобилизуя денежные ресурсы  для выполнения государством своих  функций.

Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное политическое, экономическое и социальное развитие, являются:

- оказание государственных  услуг общего назначения;

- разработка, принятие, реализация  и совершенствование законодательных  актов, в том числе формирующих  институциональные основы рыночного  хозяйства;

- разработка и реализация  экономической политики;

-разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка слабозащищенных групп населения;

 

-регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;

- осуществление мер по  охране окружающей среды.

Оказание государственных  услуг общего назначения включает функционирование органов государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских  прав населения.

Обеспечение законодательных  основ страны предполагает наряду с  выработкой и реализацией законов  организацию их исполнения. В отношении  экономики законодательство формирует  институциональные основы рынка  и определяет пропорции дополняющих  друг друга рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного  хозяйства.

Разработка и реализация экономической политики призвана обеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных  условий для экономического и  социального развития. На основе системы  регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.

Государственное регулирование  охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных  норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство  с помощью рыночных механизмов, привлечения  внимания общественного мнения, средств  массовой информации и др.

Информация о работе Государственные финансовые ресурсы и направления их использования