Государственные финансовые ресурсы и направления их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
- изучение понятия финансовые ресурсы, их источников и видов.
- рассмотрение классификации финансовых ресурсов.
-определение основных направлений использования финансовых ресурсов.
-рассмотрение роли финансовых ресурсов государства.

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_FINANSY2.docx

— 1.31 Мб (Скачать документ)

Наиболее общими предпосылками  эффективности государства являются следующие:

- объем осуществляемых  государством функций и реализуемые  им меры должны соответствовать  экономическому потенциалу, финансовым  ресурсам и социально-политической  обстановке в стране;

- используемые меры и  механизмы должны быть работоспособными  и содействовать улучшению экономической  ситуации;

- работа госаппарата должна  улучшаться, при этом имеется  в виду нацеливание его на  решение проблем общества в  целом, преодоление интересов  отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.

Средством решения проблемы соответствия роли государства его  экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая  корректировка может производиться  на основе изменения финансируемых  и выполняемых государством функций  по обеспечению предоставляемых  им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.

Государство играет существенную роль в экономической жизни раны. Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и  товаров, стихийное формирование отношений  жду участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных  пропорций. При этом частный капитал  не в состоянии шить многие проблемы социально-экономического развития. В  этой связи государство проводит определенную экономическую политику, осуществляя прямое (с помощью  законодательных и иных нормативных  актов) и косвенное социально-экономическое  регулирование экономики путем  воздействия на такие ее важнейшие  составляющие, как финансы, денежное обращение, кредит, цены, валютные отношения  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И НАПРАВЛЕНИЙ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (на примере федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

 

2.1 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  предназначены для исполнения расходных  обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Согласно Конституции Российской Федерации бюджет государства –  это консолидированный бюджет России, а государственный бюджет называется федеральным.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, а также для финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет Российской Федерации.

В сущности, это финансовые ресурсы  федерального государства. Федеральный  бюджет включает доходы и расходы, органически  связанные с макроэкономическими  показателями, объемом налогов и  задачами финансовой политики государства.

Структурно бюджет строится по балансовому  принципу и имеет две части:

                                  -доходную, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;

          -расходную, в которой перечисляются расходы бюджета и потребители бюджетных средств.

Для решения своих задач федеральный  бюджет, в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. Основную часть бюджета формируют налоги (таблица 1) Ключевыми налогами, дающими основную массу доходов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.

Неналоговые доходы по источникам образования  это: получение доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; внутренние и внешние займы; продажу и залог государственной собственности в процессе приватизации. Налоги и неналоговые доходы являются источниками формирования финансовых ресурсов.

Таблица 1 - Налоговые и неналоговые  доходы Федерального бюджета.[13]

 

В млрд. руб.

В % от общего числа доходов

2009

2010

2011

2012

2009

2010

2011

2012

Налоговые доходы

3020,5

3855,8

5317,9

6100,4

47,3

52,1

52,5

53,7

Неналоговые доходы

3373,7

3550,3

4818,6

5244,5

52,7

47,9

47,5

46,30

Доходы всего

6394,2

7406,1

10136,5

11344,9

100

100

100

100


 

Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль федеральный бюджет занимает в поддержании и развитии искусства, средств массовой информации, культуры.

 

Рисунок 1 – Доходы федерального и  консолидированного бюджетов РФ[13]

Рисунок 2 – Расходы федерального и консолидированного бюджетов РФ[13]

Налоговые доходы представлены в приложении А, неналоговые доходы в            приложении Б, динамика доходов В, безвозмездные поступления – приложение Г.

2.2. Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых строго по целевому назначению.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, в том числе обеспечения научно-технических и социальных условий, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономического развития.

Внебюджетные фонды отделены от бюджета и имеют определенную самостоятельность.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Эти  фонды создают двумя путями:

-выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

-определение собственных источников доходов.

Главными методами мобилизации  национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и  займы.

Автономность внебюджетных фондов от бюджета призвана подчеркнуть  их особую социальную значимость. Эта  социальная значимость требует строго целевого расходования средств каждого  фонда. В названии фонда отражается направление расходования средств.

 К внебюджетным фондам относят: пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.

Классифицируются внебюджетные фонды  следующим образом. В зависимости  от функционального назначения они  делятся на фонды экономического, социального и природоохранного характера; в соответствии с уровнем  управления – на общегосударственные  и региональные.

Пенсионный фонд РФ – это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Фонд обязательного социального  страхования – второй по значимости внебюджетный фонд в РФ. Этот фонд является важнейшим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующим в трудовом процессе.

К источникам поступления денежных средств в бюджеты обязательного  социального страхования относятся: средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога; средства федерального бюджета; другие поступления и взносы.

Медицинское страхование по сути своей  является отраслью социального страхования  и может осуществляться как в  обязательном, так и добровольном порядке.

Обязательное медицинское страхование  – составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности  в получении медицинского страхования  в объемах и на условиях, соответствующих  утвержденным программам.

 

 

Рисунок 3 – Динамика поступлений администрируемых ФНС доходов в государственные внебюджетные фонды в 2010-2012 гг., млрд.руб. [13]

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Динамика поступлений администрируемых ФНС доходов в государственные внебюджетные фонды в 2010-1012 гг., млрд.руб

 

2010

2011

2012

Государственные внебюджетные фонды  – всего

5175,7

6162,6

7436,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)

4610,1

5255,6

5890,4

Фонд социального страхования (ФСС)

463,8

558,6

579,6

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

101,8

348,4

966,5


 

Как видно из рисунка 3 и таблицы 3, поступления в государственные внебюжетные фонды с каждым годом увеличиваются, имеют положительную динамику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОБОЩЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РОСТА ГОСУДАРТСВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РОСИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ     

3.1 Пути  роста финансовых ресурсов:

Потенциально финансовые ресурсы  образуются на стадии производства, когда

создаётся новая стоимость и  осуществляется перенос старой. Но реальное

формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения,

когда стоимость реализована и  в составе выручки вычленяются  конкретные

экономические формы реализованной  стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования.

Финансовые фонды - важная составная  часть общей системы денежных фондов,

функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с не фондовой формой:

-позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества;

-обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

-даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых

ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития

общества.

В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.       

Важное значение придаётся повышению  эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил  и

рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению

финансовыми ресурсами целевых  программ, сосредоточению средств на ключевых

направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Таким образом, финансовая политика государства - это совокупность

мероприятий по формированию и использованию  финансовых ресурсов. Свое

конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме

Информация о работе Государственные финансовые ресурсы и направления их использования