Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа
Задачи работы:
- изучение понятия финансовые ресурсы, их источников и видов.
- рассмотрение классификации финансовых ресурсов.
-определение основных направлений использования финансовых ресурсов.
-рассмотрение роли финансовых ресурсов государства.
Наиболее общими предпосылками
эффективности государства
- объем осуществляемых
государством функций и
- используемые меры и
механизмы должны быть
- работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.
Средством решения проблемы
соответствия роли государства его
экономическому и финансовому потенциалу
является корректировка сферы
Государство играет существенную
роль в экономической жизни раны.
Рыночные условия хозяйствования предполагают
свободное движение капиталов и
товаров, стихийное формирование отношений
жду участниками
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И НАПРАВЛЕНИЙ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (на примере федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)
2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.
Согласно Конституции
Основные функции управления государством
возложены на центральные органы
власти. Для выполнения ими их обязанностей,
а также для финансового
В сущности, это финансовые ресурсы
федерального государства. Федеральный
бюджет включает доходы и расходы, органически
связанные с
Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:
-доходную, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;
-расходную, в которой перечисляются расходы бюджета и потребители бюджетных средств.
Для решения своих задач
Неналоговые доходы по источникам образования это: получение доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; внутренние и внешние займы; продажу и залог государственной собственности в процессе приватизации. Налоги и неналоговые доходы являются источниками формирования финансовых ресурсов.
Таблица 1 - Налоговые и неналоговые доходы Федерального бюджета.[13]
В млрд. руб. |
В % от общего числа доходов | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Налоговые доходы |
3020,5 |
3855,8 |
5317,9 |
6100,4 |
47,3 |
52,1 |
52,5 |
53,7 |
Неналоговые доходы |
3373,7 |
3550,3 |
4818,6 |
5244,5 |
52,7 |
47,9 |
47,5 |
46,30 |
Доходы всего |
6394,2 |
7406,1 |
10136,5 |
11344,9 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Средства федерального бюджета
являются главным источником финансирования
структурной перестройки
Большую роль федеральный бюджет занимает в поддержании и развитии искусства, средств массовой информации, культуры.
Рисунок 1 – Доходы федерального и консолидированного бюджетов РФ[13]
Рисунок 2 – Расходы федерального и консолидированного бюджетов РФ[13]
Налоговые доходы представлены в приложении А, неналоговые доходы в приложении Б, динамика доходов В, безвозмездные поступления – приложение Г.
2.2. Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых строго по целевому назначению.
Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, в том числе обеспечения научно-технических и социальных условий, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономического развития.
Внебюджетные фонды отделены от бюджета и имеют определенную самостоятельность.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Эти фонды создают двумя путями:
-выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
-определение собственных источников доходов.
Главными методами мобилизации
национального дохода в процессе
перераспределения при
Автономность внебюджетных фондов от бюджета призвана подчеркнуть их особую социальную значимость. Эта социальная значимость требует строго целевого расходования средств каждого фонда. В названии фонда отражается направление расходования средств.
К внебюджетным фондам относят: пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.
Классифицируются внебюджетные фонды следующим образом. В зависимости от функционального назначения они делятся на фонды экономического, социального и природоохранного характера; в соответствии с уровнем управления – на общегосударственные и региональные.
Пенсионный фонд РФ – это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Фонд обязательного
К источникам поступления денежных
средств в бюджеты
Медицинское страхование по сути своей является отраслью социального страхования и может осуществляться как в обязательном, так и добровольном порядке.
Обязательное медицинское
Рисунок 3 – Динамика поступлений администрируемых ФНС доходов в государственные внебюджетные фонды в 2010-2012 гг., млрд.руб. [13]
Таблица 3 - Динамика поступлений администрируемых ФНС доходов в государственные внебюджетные фонды в 2010-1012 гг., млрд.руб
2010 |
2011 |
2012 | |
Государственные внебюджетные фонды – всего |
5175,7 |
6162,6 |
7436,5 |
в том числе: |
|
|
|
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) |
4610,1 |
5255,6 |
5890,4 |
Фонд социального страхования (ФСС) |
463,8 |
558,6 |
579,6 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) |
101,8 |
348,4 |
966,5 |
Как видно из рисунка 3 и таблицы 3, поступления в государственные внебюжетные фонды с каждым годом увеличиваются, имеют положительную динамику.
3 ОБОЩЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РОСТА ГОСУДАРТСВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РОСИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Пути роста финансовых ресурсов:
Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда
создаётся новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но реальное
формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения,
когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные
экономические формы реализованной стоимости.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования.
Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов,
функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с не фондовой формой:
-позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества;
-обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;
-даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых
ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития
общества.
В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.
Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и
рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению
финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых
направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
Таким образом, финансовая политика государства - это совокупность
мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Свое
конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме
Информация о работе Государственные финансовые ресурсы и направления их использования