Государственные финансовые ресурсы и направления их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
- изучение понятия финансовые ресурсы, их источников и видов.
- рассмотрение классификации финансовых ресурсов.
-определение основных направлений использования финансовых ресурсов.
-рассмотрение роли финансовых ресурсов государства.

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_FINANSY2.docx

— 1.31 Мб (Скачать документ)

государства.

Финансовый механизм - это совокупность форм и методов управления финансовой деятельностью государства. Она включает в себя систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм, нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы и финансовый контроль.

Источниками финансовых ресурсов выступают  все три элемента стоимости

общественного продукта, но степень  участия каждого из них различна.

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих  направлениях:

-финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;

-финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

-финансовое стимулирование экономики.

Финансовые источники делятся  на:

-источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);

-источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов — стоимость ВВП страны, который

состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M — основные источники финансовых  ресурсов на макроуровне.

Элемент V, являясь личным доходом  трудящегося, как правило, зарплатой,

выступает в качестве источника  финансовых ресурсов по трем направлениям:

                               -налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

                             -страховые платежи;

                               -прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

Таким образом, элемент V участвует  в создании финансовых ресурсов на

макроуровне.

Элемент М — прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником

финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

                                -ВВП (первая группа финансовых источников).

                               -Доходы от внешнеэкономической деятельности

                                -Национальное богатство.

                                -Привлеченные (заемные) ресурсы.

Объем финансовых ресурсов, в первую очередь, зависит от объема ВВП,

создаваемого в стране, их номинальная  величина также зависит и от масштаба

цен, а также от соотношения отдельных  частей общественного продукта, и  прежде

всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный, тем

больше величина финансовых ресурсов.   Увеличение финансовых ресурсов также

может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате

изменения нормы амортизации или  переоценки основных фондов.

3.2 Объем финансовых ресурсов.

Объем финансовых ресурсов в первую очередь  зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен.       

Увеличение финансовых ресурсов также  может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации  или переоценки основных фондов.

Факторы, влияющие на величину отдельных видов  финансовых ресурсов: 

-На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая стоимость основных фондов, соотношение между отдельными элементами основных фондов.

-Прибыль зависит от уровня рентабельности (издержек), объема производства и реализации, структурных сдвигов и цены - как основного фактора. 

-Косвенные налоги зависят от объема облагаемого оборота, уровня ставок косвенных налогов, собираемости (налоговой дисциплины) и уровня налоговых льгот.  

Недополучение финансовых ресурсов происходит из-за несовершенства законов и ошибок в принятии управленческих решений  в масштабе государства (уход за рубеж  огромных капиталов, экономическая  помощь другим странам).     

Огромный  источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых.     

Кроме того, огромный финансовый потенциал  заключается в высококвалифицированной рабочей силе, однако государство не создает благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет государственную казну.    

Теперь  рассмотрим пути увеличения финансовых ресурсов предприятий. Все источники финансовых ресурсов можно разделить на такие виды как:     

-собственные (принадлежащие предприятию, которые не нужно ни кому возвращать и как правило за них не нужно ни кому платить). Эта группа может быть дополнительно разделена на внутренние ресурсы (возникающие внутри предприятия и привлеченные из вне (внешними).      

   -заемные (их нужно вернуть через определенное время и за пользование ими обычно нужно платить). Эти ресурсы могут быть только привлеченными (внешними).

К собственным источникам относятся:     

- собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления  амортизации на действующий основной  капитал;     

- отчисления от прибыли;     

- иные виды активов (основные  фонды, земельные участки, нематериальные  активы);     

- привлеченные средства в результате  выпуска акций или иным образом  полученные средства в уставной  фонд;     

- средства, выделяемые вышестоящими  организациями на безвозвратной  основе;     

- благотворительные или иные  аналогичные взносы.

К заёмным (внешним) источникам финансовых ресурсов относятся различные формы  заемных средств, представленных на возвратной основе.     

 

Внешними  источниками покрытия потребности  предприятия в финансовых ресурсах могут быть:     

- контрагенты (коммерческий кредит  и кредиторская задолженность,  покупательский аванс);     

- привлечение долгосрочных заемных  средств от потенциальных партнеров  (инвесторов) на основе предоставления  бизнес-планов (авансирование); размещение  облигационного займа; кредиты;     

- льготное (в т.ч. и безвозмездное)  государственное финансирование.     

 Поскольку, как правило, реализация инвестиционного  проекта носит долгосрочный характер и требует формирования соответствующего инвестиционного бюджета, то использовать для финансирования инвестиций источники краткосрочных финансовых ресурсов весьма затруднительно и рискованно. К тому же в России интенсификация использования указанных источников ограничена.

Так использование коммерческого кредита, в т.ч. с оформлением векселем (распространенного в мировой практике и перспективного инструмента) ограничивается неразвитостью и рискованностью рынка (слабыми гарантиями, а потому и низкой ликвидностью векселей большинства предприятий).

Использование кредиторской задолженности  ограничено характером договорных отношений  с поставщиками и законодательством (штрафные санкции за просрочку платежей и возможность банкротства). Кроме  того, наличие высокой задолженности  ограничивает привлечение инвестиционных ресурсов из других источников. Заметным препятствием в развитии предприятия  следует считать наличие значительной задолженности по оплате труда (снижает мотивацию и увеличивает текучесть кадров) и задолженности бюджету и внебюджетным фондам.

В любом случае следует стремиться к тому, чтобы оборачиваемость дебиторской задолженности была не меньше, чем кредиторской.     

Эмиссия облигаций ранее почти не использовавшаяся предприятиями, но сейчас получила развитие. Хотя по-прежнему её объемы невелики, т.к. подавляющее большинство предприятий не могут обеспечить по ним выплату достаточно высоких процентов. К тому же размещение облигационного займа само требует затрат финансовых ресурсов и квалифицированных специалистов.     

Интерес к этому виду привлечения средств  должен возрасти в случае подъема экономики и завершении массового перераспределения собственности. Важным достоинством облигационного займа для предприятия, является то, что при этом не изменяется структура и состав акционеров, соответственно не меняется распределение контроля за предприятием.      

Банковское  кредитование реального сектора  носит краткосрочный характер (до года) и эти кредиты используются на пополнение оборотных средств. Правда вместе с тенденцией к стабилизации экономики постепенно нарастает доля и объем долгосрочного (инвестиционного кредитования). 

Его более быстрый рост сдерживается невысокой капитализацией банковской системы России, невысокой экономической и политической стабильностью в стране и невысокой инвестиционной привлекательностью большинства предприятий, для которых кредиты остаются слишком дороги.     

Основное  условие эффективного использования  заемных ФР – недопущение превышения величины средней расчетной ставки процента за пользование всеми заемными средствами в течении периода, над величиной экономической рентабельности предприятия. 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовые ресурсы государства  играют важную роль в экономическом  развитии страны, являясь инструментом, с помощью которого государство  проводит свою финансовую политику  и реализует свои экономические  и социальные функции.

Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения  и расходования средств, так и  целенаправленной государственной  политикой государства в области  государственных финансов. В этой связи государственные финансы  рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью  обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов  государства.

  Основное общественное назначение финансов заключается  в формировании и использовании денежных фондов, которые и являются финансовыми ресурсами государства. Отсюда вытекает определение, финансовые ресурсы государства – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

  Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход.

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств  всех секторов экономики и необходимы для проведения  внутренней и  внешней государственной политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

  Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

 Финансовые ресурсы Российской  Федерации включают следующие  звенья финансовых отношений:

   - государственную бюджетную систему;

  - внебюджетные специальные фонды;

   - государственный кредит.

  Эти три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

  Центральным звеном финансовых ресурсов является государственный бюджет, который в РФ согласно  Конституции называется Федеральным бюджетом.

 Структурно бюджет строится  по балансовому принципу и  имеет две части:

  -доходную, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;

  -расходную, в которой перечисляются расходы бюджета и потребители бюджетных средств.

  Государственные финансы являются мощным элементом макроэкономического регулирования.

Тенденции динамики объема и структуры  финансовых ресурсов государства свидетельствуют  о том, что существенное повышение  эффективности общественного производства в результате осуществления программы  перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению  их структуры в направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗРВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бюджетный  кодекс РФ.

2. Белая  В.В. Развитие взглядов на государственные  финансы в экономической науке // Финансы и кредит. 2009. № 27. с. 19-27.

3. Завьялов  Д.Ю. Тенденции трансформации  бюджетной системы  // Финансы. 2009. №6. с. 15-19.

4. Клисторин  В.И., Сумская Т.В. Роль института  местного самоуправления в развитии  федеративных отношений // Регион: экономика и социология. 2010.  № 1. с. 58-74. 

Информация о работе Государственные финансовые ресурсы и направления их использования