Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 06:25, курсовая работа
Актуальность темы. В современном независимом Казахстане созданы условия для предпринимательской деятельности. Но недостаток экономических знаний и умения применять их на практике тормозит экономические преобразования. Небольшое количество специалистов приводит к тому, что бюджет у нас составляют и принимают люди, имеющие лишь посредственное представление о том, что такое финансы. Одним из важнейших условий повышения благосостояния граждан и всего государства в целом является повышение экономических знаний, подготовка специалистов имеющих глубокие знания о финансах, их структуре, функциях и умеющих применять эти знания на практике, создание государством благоприятных условий для развития предприятий и малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ....................……………………………………….…………........…....3
1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ......................................................4
1.1 Финансы как экономическая категория..............................................................4
1.2 Необходимость и сущность финансов……….....……………………..........…11
1.3 Социально-экономическая сущность финансов...............................................16
1.4 Особенности финансов………………………………...………….…………18
2 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.....................................................................................21
2.1 Распределительная функция…………………………………………….….…21
2.2. Контрольная функция…………….………………..…………..…….……....24
2.3. Другие функции…..…….…………………………………………………….29
2.4 Финансы в общественном воспроизводстве.....................................................30
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И МЕТОДЫ ИХ УПРАВЛЕНИЯ..........36
3.1 Государственные финансы………………………….………………………..36
3.2. Методы управления финансами………...…………….………..……………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………..…………………………………….…….…41СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......……………………..…….43
Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Они нацелены на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятий. Внутренний аудит должен проводиться постоянно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.
По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности расходов, доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
Последующий финансовый контроль проводится в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи состоят в выявлении недостатков и упущении в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещении нанесенного ущерба, привлечении к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятии мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины [22].
Механизм
финансового контроля совершенствуется
и развивается. Перед ним ставятся новые
задачи, направленные на финансовое оздоровление
экономики и совершенствование системы
финансовых взаимосвязей в стране.
2.3 Другие функции
К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы.
Конечно,
финансы играют важную роль в общественном
воспроизводстве, с их помощью может
стимулироваться эффективное использование
факторов производства, регулироваться
стоимостные пропорции, обеспечиваться
условия для проведения режима экономии
и т. д. Однако отождествлять эти результаты,
достигаемые благодаря функционированию
финансов, с их функциями неправомерно.
Помимо распределительной и контрольной
функции, по мнению некоторых экономистов,
финансы выполняют также регулирующую
функцию. Эта функция связана с вмешательством
государства через финансы (государственные
расходы, налги, государственный кредит)
в процессе воспроизводства.
Некоторые авторы не признают распределительной
функции финансов, считая, что она не выражает
их специфику, поскольку процессы стоимостного
распределения обслуживаются разными
экономическими категориями. Но сторонники
распределительной функции отнюдь не
считают, что она порождена самими факторами
функционирования финансов на второй
стадии воспроизводственного процесса,
а наоборот, они связывают ее со специфическими
общественными назначениями финансов,
подчеркивая, что ни одна другая категория,
действующая на стадии стоимостного распределения,
не является столь «распределительной»,
как финансы. Однако на сегодняшний день
регулирующая функция в нашей стране развита
слабо.
В условиях рыночных отношений финансы
должны выполнять стабилизационную функцию.
Ее содержание заключается в том, чтобы
обеспечить для всех хозяйствующих субъектов
и граждан стабильные условия в экономических
и социальных отношениях. Особое значение
при этом имеет вопрос о стабильности
финансового законодательства, поскольку
без этого невозможно осуществление инвестиционной
политики в производственную сферу со
стороны частных инвесторов. Достижение
стабилизации рассматривается Правительством
РК как необходимое условие для перехода
рыночной экономики к социально ориентированному
экономическому росту.
Некоторые экономисты считают, что финансам
присущи три функции: формирование денежных
фондов (доходов), использование денежных
фондов (доходов) и контрольная. Однако
первые две, хотя реально существуют, но
они больше напоминают механизм реализации
распределительной функции, чем самостоятельный
способ действия категории финансов.
Наличие
дискуссионных вопросов обуславливает
необходимость дальнейшей разработки
теоретических проблем сущности и функций
финансов. Более глубокое знание экономической
природы финансов и присущих им свойств
позволит активнее разрабатывать пути
лучшего использования данной категории
в практике хозяйствования, научно обосновывать
меры, направленные на финансовое оздоровление
экономики и совершенствование системы
финансовых взаимосвязей [23].
2.4
Финансы в общественном
воспроизводстве
Какова роль финансов в общественном воспроизводстве, или экономическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, действуют различные экономические субъекты (экономические единицы):
1) домашние хозяйства;
2) хозяйствующие субъекты (фирмы);
3)государство.
Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения.
Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и, частично, лечение. Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фирмам, получая определенную экономическую выгоду в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные расходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества) [24].
Разница
между всеми доходами и всеми
расходами предприятия
Таким образом, доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобразные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у других — «дефицит»; это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина.
Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Они образуются:
—> у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
—> у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;
—> у государства в форме перераспределенных доходов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются процессами распределения и перераспределения этих доходов, необходимыми для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутый выше «профицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью:
• государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);
• финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;
•
финансового рынка, на котором осуществляется
обмен свободных денежных средств
хозяйствующих субъектов и
Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как государственные финансы, финансовые посредники, так и непосредственно хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяйствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета».
В
воспроизводственном процессе, процессе
распределения и
На микроуровне финансы участвуют как в процессе распределения, так и в процессе перераспределения. Проанализируем финансовый аспект распределения совокупного общественного продукта на уровне предприятия. В условиях «идеального рынка» (отсутствие налогов и других форм вмешательства государства, наличие большого числа продавцов и покупателей, равный доступ на рынок и к информации всех потенциальных участников и т.п.) распределение внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда, прочие затраты и прибыль происходило бы без вмешательства государства, по законам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимостью отдельных видов ресурсов, соотношением спроса, предложения и цен, решениями собственников. В реальности таких «идеальных рынков» не бывает.
Государство в той или иной степени вмешивается в этот процесс, т.е. осуществляет его регламентацию. В бывшем СССР такое вмешательство было глобальным. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, осуществлялись их централизованное нормирование и распределение, устанавливались жесткие нормы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других элементов затрат, централизованно определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая величина прибыли и пропорции ее распределения внутри предприятия и в бюджет [25].
Итак,
все распределение ВВП и
1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;
2)
размер некоторых видов затрат,
относимых на себестоимость
Информация о работе Государственные финансы и методы их управления