Государственные финансы и методы их управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 06:25, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. В современном независимом Казахстане созданы условия для предпринимательской деятельности. Но недостаток экономических знаний и умения применять их на практике тормозит экономические преобразования. Небольшое количество специалистов приводит к тому, что бюджет у нас составляют и принимают люди, имеющие лишь посредственное представление о том, что такое финансы. Одним из важнейших условий повышения благосостояния граждан и всего государства в целом является повышение экономических знаний, подготовка специалистов имеющих глубокие знания о финансах, их структуре, функциях и умеющих применять эти знания на практике, создание государством благоприятных условий для развития предприятий и малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................……………………………………….…………........…....3
1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ......................................................4
1.1 Финансы как экономическая категория..............................................................4
1.2 Необходимость и сущность финансов……….....……………………..........…11
1.3 Социально-экономическая сущность финансов...............................................16
1.4 Особенности финансов………………………………...………….…………18
2 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.....................................................................................21
2.1 Распределительная функция…………………………………………….….…21
2.2. Контрольная функция…………….………………..…………..…….……....24
2.3. Другие функции…..…….…………………………………………………….29
2.4 Финансы в общественном воспроизводстве.....................................................30
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И МЕТОДЫ ИХ УПРАВЛЕНИЯ..........36
3.1 Государственные финансы………………………….………………………..36
3.2. Методы управления финансами………...…………….………..……………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………..…………………………………….…….…41СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......……………………..…….43

Работа состоит из  1 файл

курсовая суть фин.doc

— 276.50 Кб (Скачать документ)

      3) методы применения амортизационных  отчислений основных средств,  нематериальных активов, малоценных  и быстроизнашивающихся предметов, а также сроки полезного использования амортизируемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;

      4) объекты и ставки налогообложения,  включая социальный налог;

      5) сроки и порядок списания с  баланса обязательств предприятия;

      6) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли.

      Значительная  часть финансовых отношений предприятий  регламентирована гражданским законодательством: величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций, приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; порядок очередности списания средств с расчетного счета и др.

      Определенные  денежные доходы и фонды образуются на предприятии уже на стадии создания и распределения произведенного продукта (применительно к предприятию). Так, часть выручки от продаж должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и нематериальным активам. Хотя они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его приобретения они находятся в обороте предприятия. Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламентируется соответствующим нормативным документом в области бухгалтерского учета и учетной политикой предприятия.

      У предприятий может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного пополнения затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов в себестоимости продукции. Величина перечисленных выше денежных фондов включается в состав себестоимости продукции, а формирование их идет в процессе распределения выручки от реализации продукции [26].

      Процесс распределения сопровождается и  процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подоходного и социального налога. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает и доход в форме прибыли. Определенная часть прибыли перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая собой сумму нетто прибыли (чистой прибыли), т.е. разницу между конечным финансовым результатом (валовой прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

      В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и материальных поощрений (оба этих фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов. В процессе перераспределений также формируется ряд денежных источников средств предприятия, имеющих характер фондов:                                

      • уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участников) или за счет имущества, закрепленного собственником за предприятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы;

      • целевое финансирование и поступления  из бюджета в случаях, предусмотренных  соответствующими законами;

      • целевое финансирование и поступления  из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физических лиц — для осуществления мероприятий целевого назначения.

      Кроме того, в кругообороте средств предприятия  могут участвовать денежные источники  средств .в виде эмиссионного дохода и безвозмездных поступлений, составляющие денежную часть добавочного капитала, а также носящие характер специальных резервов, т.е. резервов предстоящих расходов и платежей.

      В процессе осуществления хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и прочих займов, а также в форме кредиторской задолженности. Финансы предприятий участвуют как в процессе распределения, так и в процессе перераспределения стоимости общественного продукта [27].

      Таким образом, финансы (в широком понимании этого термина охватывают все стадии воспроизводственного процесса — производство/обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие:

      — создавая для всех хозяйствующих  субъектов условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня

      оплаты  труда и собственного капитала;

      — обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении  инвестиционной и инновационной  деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;

      — создавая условия доверия всех экономических  субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

      Эти ключевые моменты воздействия финансов на воспроизводственный процесс должны отражаться в финансовой политике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И МЕТОДЫ ИХ

    УПРАВЛЕНИЯ

    3.1 Государственные  финансы

 
       Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство  денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане [28]. 
       Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем. 
       Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на республиканском и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней - республиканские, местные являются финансовой базой деятельности соответственно для  республиканских и местных органов власти и управления.  

    Для выполнения общих функций у нас создан государственный бюджет. Его ресурсы предназначаются для государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением государственных функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления.  

    Важное  значение в системе бюджетных  отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти. Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемыми местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. Важную роль играют местные бюджеты в реализации социальных программ, финансировании возрастающего объема социальных расходов, обусловленных повышением требований к росту качества жизни. 
       Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются республиканским и местными властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.) [29].

    Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня – финансирование отдельных  целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. Значение обособленного функционирования внебюджетных фондов особенно возрастает в условиях экономической и финансовой нестабильности в стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от республиканских и местных бюджетов внебюджетные фонды подлежат значительно меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов государственной власти.

    Внебюджетные  фонды довольно разнообразны как  по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В  соответствии с функциональным назначением  их можно подразделить на фонды, имеющие  либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общественного, республиканского и регионального значения. 
       Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов.

    Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи  на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении. 
       С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Государственные кредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.      
 

    1.   Методы управления финансами 
 

         
        Управление - это совокупность приемов  и методов целенаправленного  воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами - это деятельность, связанная  с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы [30].       

Органы  управления финансами.       Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Казахстана его органы на местах. 
        Министерство финансов организует и обеспечивает: 
       1. разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики; 
       2. составление проекта и исполнение бюджета;

    3. разработку предложений по совершенствованию  налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;

    4. осуществляет выпуск государственных  внутренних и внешних займов; 
       5. осуществляет контроль за бюджетными учреждениями; 
       6. разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране; 
       7. финансирует сферы деятельности.

    Управление  финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе используя  разнообразные стимулы и санкции.

    В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Информация о работе Государственные финансы и методы их управления