Государственные финансы и внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала о государственных финансах, влияния государственных финансов на развитие общества, а также рассмотрение структуры, состава и назначения государственных финансов, и их значение в развитии общества в стране.
Задачей курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
1.содержание государственных финансов;
2.функции государственных финансов;
3.внебюджетные государственные фонды и их виды;
4.целевые бюджетные фонды;

Содержание

1. Введение 3
2. Теоретические основы организации государственных финансов 5
2.1 Понятие и структура государственных финансов 5
2.2 Функции и особенности государственных финансов 12
3. Государственные фонды и методы их мобилизации 17
3.1 Виды и назначение государственных фондов 17
3.2 Методы мобилизации государственных фондов 23
4. Анализ роли государственных финансов в социально –
экономическом развитии общества РФ 27
5. Заключение 32
6. Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

чистовик.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:          Стр.

1. Введение           3

2. Теоретические основы организации государственных финансов 5

2.1 Понятие и структура государственных финансов   5

2.2 Функции и особенности государственных финансов   12

3.  Государственные фонды и методы их мобилизации   17

3.1 Виды и назначение государственных фондов    17

3.2 Методы мобилизации государственных фондов   23

4. Анализ роли  государственных финансов в социально  –    

экономическом развитии общества РФ      27

5. Заключение          32

6. Список использованных источников      34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

В Российской Федерации  идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Решающую роль, как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы.

Необходимость финансов в условиях товарно –  денежных отношений объясняется  тем, что финансы необходимы для  распределения стоимости общественного  продукта. Только с помощью категории  финансов осуществляется этот процесс.

Государственные финансы играют огромную роль в структуре  рыночных отношений и в механизме  их регулирования   со стороны  государства. Они являются неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно важным  инструментом реализации государственной политики в стране. Также страна живет в период всемирного экономического и финансового кризиса,  вот почему сегодня важно хорошо знать  природу финансов, уметь разбираться в особенностях  их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования для эффективного развития общественного производства.

Исследование  данной темы носит актуальный, на мой взгляд, характер, так как осуществление каких – либо преобразований для экономического развития страны возможно только при умелом использовании государственных финансов, как инструмента или механизма воздействия на социально – экономические процессы развития общества. И то, каким образом государство пользуется этим инструментом касается и население, поскольку такие вопросы как размер прибыли, налогов, цена акций, величина пенсий, размеры отчислений на социальное страхование, медицинское страхование затрагивают каждого из нас.

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала о государственных финансах, влияния государственных финансов на развитие общества, а также рассмотрение структуры,  состава и назначения  государственных финансов, и их значение в развитии общества в стране.

Задачей курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:

  1. содержание государственных финансов;
  2. функции государственных финансов;
  3. внебюджетные государственные фонды и их виды;
  4. целевые бюджетные фонды;

Предметом изучения курсовой работы являются государственные  финансы.

Источниками информации для написания работы послужили  базовая учебная литература, справочная литература, законодательные акты, а также ресурсы интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретические  основы организации государственных  финансов

2.1 Понятие и  структура государственных финансов

Сам термин «финансы»  на латыни означает «платеж», «доход». Впервые в этом значении его стали использовать торговцы в средневековой Италии в XVI веке; в дальнейшем оно стало применяться для обозначения денежных ресурсов, используемых для содержания государства.

Таким образом, государственные финансы – совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.1 Это могут быть правительственные расходы, на любом уровне включая инвестиции, социальные выплаты, занятость в государственном секторе и правительственные покупки, доходы от уплаты налогов, оплаты государственных платных услуг.

Государственные финансы являются составной частью финансовой системы страны. Сущность государственных финансов определяется господствующим способом производства и классовой природой государства.

В рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах государственные финансы служат орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, т. к. основная тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые т. о. денежные средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов.                               

В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы имели главным образом натуральную форму. Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельческого государства. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись военные грабежи и дань с покорённых народов. С созданием централизованных государств и ростом их расходов появилась система регулярных общегосударственных налогов и пошлин, казна государства стала отделяться от личных средств главы государства, а сами средства всё более принимать денежную форму. Принудительные сборы и займы уступили место государственным займам и централизованным выпускам денег в обращение. В итоге сложилась (в современном её понимании) сложная система государственные финансы.

При капитализме назначение государственных финансов сводилось главным образом к обеспечению материальных условий существования и функционирования государства. Расходы государства шли на содержание его органов, армии и флота, ведение войн, колониальные экспедиции и выплаты по государственному долгу, на общественные работы, финансирование ж/д строительства. Покрывались они путём изъятия части доходов у населения через налоги, государственные займы и бумажно – денежную эмиссию.

В период империализма и  особенно общего кризиса капитализма роль государственных финансов в перераспределении денежных средств резко возросла. Государство активно вмешивается в процесс капиталистического воспроизводства. В связи с этим роль их в распределении и перераспределении национального дохода повышается. Финансовая система капиталистических государств находится в состоянии глубокого кризиса. Имеет место громадный рост военных расходов, хроническая дефицитность государственных бюджетов, рост государственного долга, налогов, хроническая инфляция, непроизводительное расточение финансовых ресурсов.

В странах, завоевавших  после 2-й мировой войны 1939-45 политическую независимость и вставших на путь борьбы за экономическую самостоятельность, государственные финансы используются для проведения индустриализации и аграрных преобразований, ликвидации последствий колониализма в области образования, здравоохранения, культуры и т. д

При социализме государственные финансы превращаются в одно из важнейших орудий экономической и финансовой политики государства, осуществления социалистических преобразований.

В СССР и др. социалистических странах за счёт государственных финансов обеспечиваются финансовые потребности расширенного социалистического воспроизводства, подъём материального и культурного уровня жизни народа, содержание органов государственной власти, укрепление обороноспособности страны.

За последние годы внутренняя структура каждой из составляющих финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием  рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе.2

 В Российской Федерации  к государственным финансам относятся  государственный бюджет, государственные  внебюджетные фонды,  государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, бюджеты региональных и местных органов власти.

Такое разное функциональное назначение перечисленных выше элементов  финансового регулирования, позволяет  государству оказывать разностороннее влияние на экономические, социальные, политические и другие процессы, происходящие в обществе, решать и обосновывать возникающие проблемы в стране.

Наиболее важную роль в государстве играет государственный  бюджет, который представляет собой  самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства.

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. В РФ государственный бюджет разделяется на федеральный и бюджеты субъектов Федерации.3

Говоря более  просто, то государственный бюджет – это самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы. За счет бюджета финансируются государственные целевые программы, проводятся мероприятия по стабилизации экономики, финансируется социальная сфера, обеспечивается обороноспособность страны и многое другое.

Внебюджетные  денежные ресурсы используются строго по назначению – для финансирования целевых программ как центральным  правительством, так и региональными  и местными органами власти. Государственные  внебюджетные фонды управляются  органами государственной власти, но организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно. К ним относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд и другие.

Также в состав  федерального бюджета входят следующие целевые  бюджетные  фонды4:

-   Федеральный дорожный фонд РФ;

-   Фонд развития таможенной системы;

-   Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

-   Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

-   Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

-   Федеральный экологический фонд;

Схематично структура  государственных финансов показана на рис. 2

 

Бюджеты региональных и местных  органов власти, наряду с внебюджетными  фондами, входят в финансы местных  администраций. Стоит отметить, что  возможности последних ограниченны  и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.

Помимо бюджетных средств  в состав государственных финансов входят финансы предприятий, находящиеся  в государственной собственности, которые формируются либо за счет бюджета центрального правительства, либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными (почта, телеграф), и могут формировать поступления в бюджет.

Главным источником государственных доходов служит национальный доход. Но в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств  и событий (война, стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника формирования государственных доходов выступает ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого вовлекаются в хозяйственный оборот. Центральное место в государственных доходах занимают налоги; государственный кредит; поступления от использования государственной собственности, от продажи государственного имущества.

Важной составляющей государственного бюджета также является государственный кредит, который позволяет мобилизовать временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, которые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти для финансирования расходов, не обеспеченными бюджетными доходами.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.5

Государственные заимствования  осуществляются путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций,  казначейских  обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит позволяет покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, т. е. в некоторой степени смягчает остроту проблемы в сфере денежного обращения.

 Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства.

Таблица 1. Основные составляющие государственных финансов России6

Консолидированный бюджет РФ

Гос. внебюджетные фонды

Финансовые  ресурсы ЦБРФ

Финансы гос. предприятий

Поступления из – за рубежа

Федеральный бюджет

Пенсионный  фонд

Золотовалютные  резервы

Финансы государственных  унитарных предприятий

Иностранные займы

Бюджеты субъектов  РФ

Фонд обязательного  медицинского страхования

Прибыль от банковской деятельности

Акции акционерных  обществ, которые находятся в  государственной собственности

Финансовые  ресурсы организаций, находящихся  за рубежом

Местные бюджеты

Фонд социального  страхования

Доходы от выпуска  ценных бумаг

Финансы государственных  корпораций

 
   

Денежная эмиссия

   

Информация о работе Государственные финансы и внебюджетные фонды