Государственные финансы и внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала о государственных финансах, влияния государственных финансов на развитие общества, а также рассмотрение структуры, состава и назначения государственных финансов, и их значение в развитии общества в стране.
Задачей курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
1.содержание государственных финансов;
2.функции государственных финансов;
3.внебюджетные государственные фонды и их виды;
4.целевые бюджетные фонды;

Содержание

1. Введение 3
2. Теоретические основы организации государственных финансов 5
2.1 Понятие и структура государственных финансов 5
2.2 Функции и особенности государственных финансов 12
3. Государственные фонды и методы их мобилизации 17
3.1 Виды и назначение государственных фондов 17
3.2 Методы мобилизации государственных фондов 23
4. Анализ роли государственных финансов в социально –
экономическом развитии общества РФ 27
5. Заключение 32
6. Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

чистовик.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)



 

2.2 Функции и  особенности государственных финансов

Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Обычно функции  государственных финансов возникают  на основе экономических функций7 государства, к которым традиционно относят следующие:

  • охрана института права, защита общественного спокойствия и предотвращение конфликтов;
  • защита прав частной собственности, ее спецификация и регистрация;

  • обеспечение возможности и путей свободного обмена товарами и услугами;

  • создание и защита механизмов обмена информацией в широком смысле слова;

  • сохранение и разработка измерительных стандартов, включая меры, весы, эталоны, а также деньги (поддержание стабильности используемой денежной единицы как наиболее универсального инструмента и мерила обменных операций);

  • производство общественных благ (где общественные издержки окажутся ниже частных на единицу блага).

Как экономическая  категория государственные финансы  проявляются в выполняемых ими  базовых функциях: планирование, организация, стимулирование, контроль, распределение.

1. Функция  планирования предполагает формулирование  целей и выбор путей их достижения  на основании разграничения полномочий  и предметов ведения между  Федерацией, субъектами Федерации  и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция  организации включает бюджетное  устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция  стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция  контроля означает содействие  реализации поставленных целей.  К ним относится выработка  норм и нормативов, являющихся  эталоном, критерием оценки результатов,  сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

5. Распределительная  функция государственных и муниципальных  финансов заключается в том,  что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

 

Решающее значение имеют следующие  функции:

Суть первой из них – экономической – заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управление госсектором, программирование и т.п.).

Вторая функция – оборонная – состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

Третья – социальная – заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

  И наконец,  последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной – это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

Выполнение  этих четырех функций возлагается  на современную финансовую систему, структура которой в зависимости  от поставленных конкретных задач отражена на рис.2.

 

Рис. 2 Основные функции государственных финансов

 

Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

Государственные финансы  имеют ряд особенностей. Они проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10 – 20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др.

Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем.

Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Государственные  фонды и методы их мобилизации

3.1 Виды и  назначение государственных фондов

 

Для наиболее полного  и эффективного управления государством, создаются различные фонды, которые отвечают за конкретные задачи, поставленные перед ними, финансируются и поддерживаются правительством страны и служат на благо населению.

В России существуют государственные внебюджетные фонды  и бюджетные фонды целевого назначения. Рассмотрим их более подробно.

К бюджетным  фондам целевого назначения относятся:

-   Федеральный дорожный фонд РФ;

-   Фонд развития таможенной системы;

-   Фонд воспроизводства минерально – сырьевой базы;

-   Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

-   Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

-   Федеральный экологический фонд;

Федеральный дорожный фонд — это наиболее крупный целевой бюджетный фонд. Его средства превышают совокупные средства всех остальных целевых бюджетных фондов федерального уровня9.

Данный фонд образован для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения. Средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.

Фонд развития таможенной системы РФ формируется в размере 19,8% отчислений за счет источников, установленных таможенным законодательством, включая доходы в иностранной валюте.10

Средства Фонда использовались на содержание центрального аппарата Государственного таможенного комитета РФ, испытательных научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения и других объектов, обеспечение личного состава, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение и др.

Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы, в качестве целевого бюджетного был образован в соответствии с Положением о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ11.  Средства Фонда направляются на финансирование осуществляемых для федеральных нужд мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, включая геологическое изучение недр на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе и в Мировом океане, и расходов по управлению государственным фондом недр Российской Федерации.

Средства Фонда образуются за счет зачисляемой в доход федерального бюджета части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, производимых пользователями недр, осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.

Целевой бюджетный  фонд Министерства РФ по атомной энергии образуется за счет валютной выручки, приходящейся на стоимость работ разделения за поставляемый в США низкообогащенный уран в рамках исполнения обязательств РФ в области разоружения и контроля над вооружениями12.Расходование средств производится по следующим направлениям:

1) осуществление компенсации  расходов предприятиям и организациям, в том числе и внешнеторговым, участвующим в исполнении принятых РФ обязательств в области разоружения и контроля над вооружениями;

2) финансовое обеспечение  мероприятий по повышению ядерной  и радиационной безопасности, экологических  программ и поддержки фундаментальной  и прикладной науки, а также  других расходов, связанных с реструктуризацией и конверсией предприятий и организаций ядерного комплекса.

Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ и Федеральной службы налоговой  полиции13 РФ создан в целях финансирования мероприятий по содержанию и развитию Министерства по налогам и сборам и развитию Федеральной службы налоговой полиции РФ; повышения уровня сбора налогов и других обязательных платежей; обеспечения правильности исчисления, своевременности и полноты внесения налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.

Федеральный экологический  фонд РФ14 создан для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач создан Федеральный экологический фонд РФ. Исполнительным органом Фонда является исполнительная дирекция15.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

- Пенсионный фонд Российской  Федерации; 

- Фонд социального страхования  Российской Федерации; 

- Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования;

- Фонд занятости;

- др. внебюджетные фонды,  на данный момент их число достигло 40.

Правовой статус, общие  принципы, виды и источники формирования внебюджетных фондов закреплены в ст. 143 Бюджетного Кодекса РФ16.

Пенсионный фонд Российской федерации является государственным социальным фондом, средства которого не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие цели и изъятию не подлежат.

Пенсионный  фонд РФ – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка, вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – потери кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.17

Первоочередной  задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

Фонд социального страхования  РФ – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей. 18

В настоящее  время через ФССРФ проводится два вида социального страхования: социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти, а также социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Государственное социальное страхование носит обязательный характер, что выражается в обязательности уплаты страховых взносов и в обязательности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.19

Фонды обязательного  медицинского страхования РФ – денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. 20

Информация о работе Государственные финансы и внебюджетные фонды