Государственные финансы и внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала о государственных финансах, влияния государственных финансов на развитие общества, а также рассмотрение структуры, состава и назначения государственных финансов, и их значение в развитии общества в стране.
Задачей курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
1.содержание государственных финансов;
2.функции государственных финансов;
3.внебюджетные государственные фонды и их виды;
4.целевые бюджетные фонды;

Содержание

1. Введение 3
2. Теоретические основы организации государственных финансов 5
2.1 Понятие и структура государственных финансов 5
2.2 Функции и особенности государственных финансов 12
3. Государственные фонды и методы их мобилизации 17
3.1 Виды и назначение государственных фондов 17
3.2 Методы мобилизации государственных фондов 23
4. Анализ роли государственных финансов в социально –
экономическом развитии общества РФ 27
5. Заключение 32
6. Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

чистовик.doc

— 338.00 Кб (Скачать документ)

Основное назначение территориальных ФОМС – финансовое обеспечение программ обязательно медицинского страхования в субъектах РФ.

Федеральный ФОМС предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы, на основе выравнивая условий финансирования территориальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Методы мобилизации  государственных фондов

 

При функционировании государственных  финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур и использования средств на различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит своё выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.

      Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формирование финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий.

При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, остающиеся в распоряжении государственных предприятий – децентрализованных.

Централизованные государственные  доходы формируются в основном за счёт налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

 Децентрализованные образуются  из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов – социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др. В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения. Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных  доходов можно разделить на две  группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных  доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи – стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно – технического прогресса.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов, функционирующих в развитой экономической системе рыночного типа. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

21

Вторым по фискальному  значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряжённость разных звеньев финансовой системы.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой

процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряжённости, идёт по пути выпуска всё новых и новых займов.

Третьим методом мобилизации  государственных доходов является эмиссия, причём не только бумажно - денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажно – денежная, и кредитная эмиссии, если они обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.

Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ роли  государственных финансов в социально  – экономическом развитии общества РФ

Роль современного государства и его финансов в  экономике или в экономическом кругообороте – огромна. Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики составляет суть государственной экономической политики.

Для регулирования  хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры.

Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя  монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство  государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также само участвует в таких видах экономической деятельности, которые жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал.

Наиболее важной формой прямого вмешательства в экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических субъектов, государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности.

Государственный сектор предназначен для обеспечения  нормального функционирования хозяйства  в целом. Как правило, он менее  эффективен, чем частный, и бывает убыточным, поэтому ему выделяются субсидии.

При использовании  второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, либо в виде субсидий или оплаты научно-исследовательских работ, или выплаты процентов по ценным бумагам, или пособий по безработице.

Через третью форму  своего прямого вмешательства, различные  экономические программы, государство  содействует серьезным структурным  сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются  из государственного бюджета.

Косвенные формы  государственного вмешательства оказывают  непрямое, опосредованное воздействие  на экономику, совокупный спрос и  совокупное предложение.

Первая из них – кредитно-денежная система – используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.

Посредством налоговой  системы государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулирования налоговой ставки. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов, и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.

Итак, роль государственного бюджета в социально-экономическом  развитии общества заключается в  следующем.

Во-первых, государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику предоставляет организациям и предприятиям  субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование  отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. 

Во-вторых, государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы: просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

В-третьих, на современном  этапе развития экономики государственный  бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики для преодоления экономического кризиса.

В-четвертых, государственный  бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может  осуществляться на возвратной и безвозвратной  основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов культурно-бытового назначения:  магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

В-пятых, основная роль бюджетa состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования социально-культурных мероприятий, народного хозяйства, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов22.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем  денежные средства дают возможности  маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации в качестве основных приоритетов расходов федерального бюджета  на 2010 – 2012 годы23, в том числе, определено безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи, реализация приоритетных национальных проектов, поддержка жилищного строительства, повышение качества услуг образования и здравоохранения.

Таким образом, государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической  политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения  страны.

Для снятия социальной напряженности государство участвует  в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малообеспеченным слоям населения.

Финансовое  регулирование происходит, с одной  стороны, через стимулирование одних  сегментов экономической системы  путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Основными методами финансового  регулирования социальной структуры  общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Информация о работе Государственные финансы и внебюджетные фонды