Государственные и мунципальные заимствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:24, контрольная работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование государственных и муниципальных заимствований, их форм, содержания, а также изучение основных методов управления государственным долгом. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
определить основные понятия, касающиеся государственного и муниципального кредита;
дать описание основных форм государственного и муниципального кредита;
определить понятие и виды государственного и муниципального долга;
провести анализ финансовых показателей, характеризующих государственные и муниципальные заимствования;
выявить основные проблемы в управлении государственным долгом и найти пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА 5
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА 8
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ 13
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕНЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ КРЕДИТОМ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

финансы курсач.docx

— 45.09 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
    1. ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА 5
    2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА 8
    3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ 13
    4. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ 
  2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 
  3. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕНЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ КРЕДИТОМ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственные и муниципальные  заимствования являются важным звеном централизованных финансов. В настоящее время правительства экономически развитых стран взяли на вооружение рекомендации современных теорий использования государственных финансов для целей регулирования экономики. В этих условиях бюджетный дефицит и сопутствующий ему государственный долг рассматриваются не как «зло» экономики, а как гибкие и эффективные инструменты государственной политики.

Проблема правового регулирования  отношений в сфере государственных  и муниципальных заимствований  является сегодня одной из наиболее актуальных в системе финансового  права Российской Федерации. С учетом того, что система правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере, развивается медленно, российское законодательство еще сохраняет ряд недостатков, присущих прежней системе правового регулирования: пробелы и неразрешенность отдельных правовых аспектов, а в ряде случаев противоречивость правовых определений и норм. По-прежнему отсутствуют четкие и ясные принципы государственной политики и механизмы ее реализации в сфере государственных и муниципальных заимствований. Неопределенность механизмов действия норм федерального законодательства в сфере заимствований негативно влияет на развитие данного института в регионах. В силу этого правоотношения в сфере заимствований должны стать объектом компетентного научного исследования и правового регулирования, прежде всего на федеральном уровне.

Целью настоящей курсовой работы является исследование государственных  и муниципальных заимствований, их форм, содержания, а также изучение основных методов управления государственным долгом. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

    • определить основные понятия, касающиеся государственного и муниципального кредита;
    • дать описание основных форм государственного и муниципального кредита;
    • определить понятие и виды государственного и муниципального долга;
    • провести анализ финансовых показателей, характеризующих государственные и муниципальные заимствования;
    • выявить основные проблемы в управлении государственным долгом и найти пути их решения.

Объектами исследования в  изучении данной темы являются: государственный  и муниципальный кредит, государственные  и муниципальные гарантии, государственные и муниципальные займы, государственный и муниципальный долг.

Курсовая работа выполнена  в приложении Microsoft Word 2007 на  страницах с использованием  источников и включает в себя таблиц.

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
    1. ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА

Государственный и муниципальный  кредит – это совокупность экономических  отношений между государством в лице его органов власти, с одной стороны, и юридических и физических лиц, с другой, при которых государство выступает в качестве кредитора, заемщика или гаранта.

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений  – финансов и кредита – и  имеет признаки как тех, так и  других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета  и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов  источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов  самоуправления.

Государственный и муниципальный  кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция  обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства (муниципального образования) или их использование  на принципах срочности, платности, возвратности. При непроизводительном использовании мобилизованных в  результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения  становятся налоги либо новые займы.

Регулирующая функция  государственного (муниципального) кредита  проявляется в том, что государство (муниципальное образование), вступая  в кредитные отношения, прямо  или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете - на финансовую политику.

Специфика контрольной функции  в государственном (муниципальном) кредите проявляется в том, что  с ее помощью контролируется целевое  использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Отличительными особенностями  государственного и муниципального кредита являются:

    • обязательное участие государства в качестве кредитора, заемщика или гаранта;
    • более низкий процент государственного и муниципального кредита по сравнению с негосударственным кредитованием;
    • отсутствие экономических санкций за несвоевременный возврат государственного и муниципального кредита;
    • использование государственного и муниципального кредита на финансирование текущих мероприятий и на финансирование дефицита бюджета.

Целью проведения заимствований  является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они  могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Под государственными заимствованиями  Российской Федерации понимаются государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, кредитных  организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные  кредиты (заимствования), международных  финансовых организаций, иных субъектов  международного права, иностранных  юридических лиц, по которым возникают  долговые обязательства Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.

Под муниципальными заимствованиями  понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса  в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  и от кредитных организаций, по которым  возникают муниципальные долговые обязательства. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации. [?; ст. 103, гл. 14 БК РФ]

Ежегодно в Российской Федерации разрабатываются программы  внешних и внутренних заимствований. Они представляют собой перечень всех заимствований Российской Федерации и ее субъектов на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства. При этом по внешним заимствованиям указываются объемы и источники финансирования, цели использования и сроки погашения.

 

    1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА
  1. Государственные и муниципальные гарантии, при которых государство выступает в качестве гаранта, т.е. поручителя.

Гарантии предоставляются  только на конкурсной основе и только юридическим лицам, письменная форма  для гарантии является обязательной.

В государственной или муниципальной  гарантии должны быть указаны:

    • наименование гаранта (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;
    • обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
    • объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
    • определение гарантийного случая;
    • наименование принципала (юридического лица, выступающего в качестве заемщика, поручителем которого является государство);
    • безотзывность гарантии или условия ее отзыва;
    • основания для выдачи гарантии;
    • вступление в силу (дата выдачи) гарантии;
    • срок действия гарантии;
    • порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
    • порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
    • наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
    • иные условия гарантии, а также сведения, определенные Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее БК РФ), правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

Гарантии являются частью государственного и муниципального долга. Предоставление и исполнение гарантий подлежит отражению  в долговых книгах.

  1. Государственные и муниципальные займы, при которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора, подразделяются на 2 основных вида: государственные и муниципальные ценные бумаги и иностранные кредиты. Рассмотрим их подробнее.

Государственные и муниципальные  ценные бумаги – здесь преобладает  деятельность государства в качестве заемщика. Правовое регулирование государственных  и муниципальных ценных бумаг  осуществляется в соответствии с  Главой 14 БК РФ и Федеральным законом (далее ФЗ) №136-ФЗ от 29.07. 1998 г. «об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Государственные и муниципальные ценные бумаги используются для финансирования дефицита бюджета и выпускаются с учетом предельных объемов выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг по номинальной стоимости на очередной финансовый год. Данные объемы устанавливаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органом муниципального образования в соответствии с верхним пределом государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, установленным законом (решением) о соответствующем бюджете.

Государственные и муниципальные  ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным  ценным бумагам в соответствии с  Федеральным законом "О рынке  ценных бумаг", удостоверяющих право  их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Обязательства по государственным  и муниципальным ценным бумагам, возникшие в результате их эмиссии  и составляющие внутренний государственный  долг, должны быть выражены и подлежат оплате в валюте Российской Федерации, а соответствующие ценные бумаги  составляющие внешний долг – в иностранной валюте. [1.; п.1,2 ст. 6 ФЗ №136-ФЗ]

Иностранные кредиты. При  их осуществлении государство может  выступать и в качестве заемщика и в качестве кредитора.

Ежегодно в Российской Федерации утверждается программа  предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к указанному закону. Данная программа представляет собой перечень государственных финансовых кредитов и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период с указанием по каждому из них:

Информация о работе Государственные и мунципальные заимствования