Государственные и муниципальные финансы, их взаимосвязь

Автор работы: S N, 27 Октября 2010 в 16:43, курсовая работа

Описание

Содержание государственных и муниципальных финансов

Содержание

Введение
I. Содержание государственных и муниципальных финансов
II. Сущность государственных и муниципальных финансов
III. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой
системе
IV. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов в экономике
V. Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
VI. Заключение
VII.Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая (финансы).doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностей формирования и времени  использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов, особенно в сезонных отраслях производства, выплатой премий, отпускных. Люди могут и сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования. Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций и предприятий в связи с длительностью производственного цикла, сезонностью производства.

     Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита - и отражает их особенности.

     В качестве звена финансовой системы  он обслуживает формирование и использование  централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

     Как финансовая категория государственный  кредит выполняет три функции  финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

     В рыночном хозяйстве государство  выполняет ряд экономических  функций, осуществление которых  связано с необходимостью изыскания  соответствующих денежных средств. Основными функциями государства  в рыночной экономике являются:

     -создание  нормативно-правовой базы функционирования  экономики и контроль за выполнением  законов и нормативных актов;

     - поощрение свободной конкуренции  и антимонопольное регулирование;

     -обеспечение  хозяйствующих субъектов объективной  информацией, необходимой для принятия решений;

     - защита производителей от несправедливой  конкуренции;

     - стимулирование развития новых  прогрессивных технологий;

     - предоставление общественных благ;

     - защита окружающей среды;

     - организация общественных работ;

     - поддержка развития фундаментальной науки;

     - поддержка культуры, искусства, образования,  здравоохранения;

     - обеспечение социальной защиты  населения, социальная поддержка  его малообеспеченных слоев;

     - защита прав потребителей.

     Задача  эффективного выполнения данных функций, достижения равномерного повышения качества жизни населения и предоставления общественных благ в соответствии с конкретными потребностями людей требует обоснованного распределения полномочий и ответственности между органами власти различных уровней. Целесообразное распределение властных полномочий позволяет сократить расходы государства и обеспечить более полный учет экономических потребностей населения.

     Становление новой финансовой системы предусматривало  укрепление и развитие демократических  тенденций на местах в форме местного самоуправления, повышение эффективности государственного управления посредством передачи на нижние уровни финансовой системы соответствующих полномочий. В процессе децентрализации местные власти получили конституционное право самостоятельно решать вопросы социально-экономического развития местных образований, принимать и исполнять собственные бюджеты. Возникновение финансов местных органов явилось исходным пунктом формирования самостоятельного звена финансовой системы – муниципальных финансов. 

     Муниципальные финансы выступают как основа обеспечения территориального воспроизводства и удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования. Их отличительной особенностью является направленность на решение задач местного значения.

     В этом плане муниципальные финансы  можно определить как совокупность денежных отношений, связанных с  формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения  задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения.

     В широком смысле слова муниципальные  финансы реализуют всю совокупность денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования  финансового потенциала территории – финансовых ресурсов всех экономических субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных институтов, населения), участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования. Данный подход обусловлен тем, что на территории муниципального образования функционируют финансовые подсистемы федеральных, региональных и местных органов власти, финансы коммерческих и некоммерческих организаций, а также домашних хозяйств, участие которых в территориальном воспроизводстве обеспечивает реализацию общего интереса, состоящего в социально-экономическом развитии муниципального образования. С этих позиций муниципальные финансы рассматриваются при сводном финансовом планировании и разработке баланса финансовых ресурсов территории, формировании муниципальной финансовой политики, анализе финансовых рынков, налогового потенциала, инвестиционной привлекательности территории.

     В узком смысле слова муниципальные  финансы понимают как денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных фондов органов местного самоуправления, необходимых для реализации их функций. Эффективное осуществление муниципальной деятельности предполагает наличие в распоряжении местных органов власти достаточных финансовых ресурсов.

     Важнейшие принципы обеспечения самостоятельности и достаточности местных финансов: - достаточность собственных финансовых средств местных органов власти и их соразмерность предоставленным полномочиям; - свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций; - поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов; - защита более слабых органов местного самоуправления за счет механизма финансового выравнивания; - предоставление субсидий не в ущерб самостоятельности политики местной власти.

     В РФ функционирование муниципальных  финансов регламентируется рядом законодательных  документов. Один из таких документов – Гражданский кодекс РФ (далее  – ГК РФ). После введения ГК РФ наряду с термином «муниципальный бюджет» в оборот вновь вошел использовавшийся в дореволюционной России термин «муниципальная казна». В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальная казна включает средства местного бюджета и иного имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

     В Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» были определены источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях, взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами и гарантии финансовых прав местного самоуправления. С наибольшей полнотой правовая основа муниципальных финансов отражена в Бюджетном кодексе РФ.

     Муниципальные финансы в широком определении  включают финансы муниципальных  органов власти и финансы самодеятельных экономических субъектов муниципального образования (рис. 1.1).

       

Рис. 1.1 Структура муниципальных финансов 

     Основными элементами муниципальных финансов в узком смысле слова выступают  муниципальный бюджет, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы  муниципальных унитарных предприятий.

     Наиболее  значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований сосредоточена в централизованных денежных фондах – бюджете и внебюджетных фондах. Вместе с тем расширение самостоятельности территорий в формировании использования финансовых средств не исключает государственной поддержки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов. Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муниципальных займов.

     Кроме того, следует учитывать, что на территории муниципального образования располагаются  предприятия и организации, ведущие  хозяйственную деятельность. Их средства участвуют в формировании местных финансов. Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий.

     Муниципальные финансы выполняют основные функции, присущие финансам как экономической  категории. Вместе с тем реализация данных функций характеризуется  определенной спецификой.

     Распределительная функция муниципальных финансов состоит в том, что посредством распределения и перераспределения вновь созданной на территории муниципального образования стоимости осуществляется обслуживание территориального воспроизводства, формирование и использование денежных фондов, предназначенных для финансирования социально-экономического развития муниципального образования.

     В отличие от федеральных финансов местные финансы выполняют функции  по обеспечению финансовой основы удовлетворения общественных потребностей не для общества в целом, а для определенной его  части, объединенной границами конкретного муниципального образования. Муниципальные финансы имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой экономических и социально-политических условий конкретной территории, а также местом и ролью данной территории в системе межхозяйственных связей в экономике. Объем и структура фондов денежных средств, формируемых органами местного самоуправления, зависит от закрепленных за ними полномочий и обязанностей.

     Местные финансы участвуют в перераспределении  аккумулируемых ресурсов по направлениям, приоритетным для муниципального образования. Они в наибольшей степени приближены к потребностям конкретной территории. Это создает возможность более эффективного использования денежных ресурсов территории в сравнении с общегосударственными денежными фондами. Локальные масштабы территории и ограниченные объемы территориального распределения финансовых ресурсов облегчают задачи контроля за их целенаправленным использованием.

     Контрольная функция муниципальных финансов выражается в осуществлении контроля за своевременным и правильным формированием денежных фондов муниципального образования, за соответствием объемов и структуры этих фондов объему и структуре потребностей социально-экономического развития территории, за целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых ресурсов.

     В современной экономике роль местных  финансов постоянно возрастает. Это  связано с воздействием таких  факторов, как расширение самостоятельности  территорий в оказании населению  социально-значимых услуг, широком внедрении рыночных институтов в хозяйственную практику муниципальных образований, формирование существенного инвестиционного потенциала за счет временно свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов территорий, сосредоточение региональных финансовых потоков на приоритетных направлениях.

     Одним из важных направлений реализации роли местных финансов при переходе к  рынку является субсидирование и  льготное кредитование фермерских хозяйств, приобретение и строительство жилья, поддержка малого предпринимательства, создание благоприятной правовой и институциональной среды, размещение муниципальных заказов на производство социально-значимой продукции.

     Местные финансы активно используются для  благоустройства территорий муниципальных  образований, решения экологических проблем, обслуживания культурных потребностей населения. Международная практика свидетельствует о формировании общей тенденции к возрастанию роли муниципальных финансов в эффективном управлении экономикой. 
 

III. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе 

     В настоящее время содержание финансов предприятий расширяется и дополняется  анализом не только финансов предприятий, функционирующих на коммерческой основе, но и финансами некоммерческих организаций  и учреждений, оказывающих разнообразные услуги социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и др., а также финансами общественных организаций, таких как благотворительные фонды, ассоциации, объединения, религиозные организации и др.

     Таким образом, на сегодняшний день важнейшей  сферой финансовой системы становятся финансы хозяйствующих субъектов  всех форм собственности, включающие финансы  коммерческих предприятий, финансы  организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы, их взаимосвязь