Государственные и муниципальные финансы, их взаимосвязь

Автор работы: S N, 27 Октября 2010 в 16:43, курсовая работа

Описание

Содержание государственных и муниципальных финансов

Содержание

Введение
I. Содержание государственных и муниципальных финансов
II. Сущность государственных и муниципальных финансов
III. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой
системе
IV. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов в экономике
V. Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
VI. Заключение
VII.Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая (финансы).doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     Мобилизация доходов в бюджеты и государственные  внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

     Финансирование  расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов  осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов, Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ — только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.

     С целью сбалансированности местных  бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств  на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд1 и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).

     Денежные  накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства.

     Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.

     Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.

     Государственные расходы — это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

     Денежные  средства, направляемые из бюджетов органов  государственной власти соответствующих уровней, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

     Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

     Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.

     В свою очередь, необходимость в муниципальных  расходах обусловлена удовлетворением  потребностей граждан, связанных с  местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития. 
 
 

     II. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов 

     Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

     По  экономической сущности государственные  финансы – это денежные отношения  по поводу распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

     Экономическое содержание государственных финансов неоднородно. В их составе выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции.

     В состав государственных финансов включаются:

     - бюджеты разных уровней государственного  управления;

     - внебюджетные фонды;

     - государственный кредит.

     Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство  оказывает влияние на широкий  спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и  территориальных проблем.

     Зарождение, становление и развитие бюджетных  отношений органически связано с возникновением государства и историческими этапами его развития. Любое государство, независимо от его политической системы, не располагая собственными финансовыми ресурсами, стоит перед необходимостью вмешиваться в распределительный процесс, чтобы получить в свое распоряжение денежные средства и использовать их для осуществления своих целей и функций.

     Бюджет  государства – ведущее звено  финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии: через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

     Бюджет  государства представляет собой  основной финансовый план государства  на текущий год, имеющий силу закона.

     По  материальному содержанию бюджет государства  – представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения  национального дохода.

     Основными функциями бюджета государства  как основного финансового плана  государства, утверждаемого законодательным  органом власти, с экономико-законодательной  точки зрения являются:

     - перераспределение национального  дохода и ВВП;

     - государственное регулирование и стимулирование экономики;

     - финансовое обеспечение социальной  политики;

     - контроль за образованием и  использованием централизованного  фонда денежных средств.

     По  мере развития рыночных отношений в  стране роль бюджета государства  в социальных процессах постоянно усиливается. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на новый, более высокий уровень социального обслуживания населения страны.

     Что касается внебюджетных фондов государства, то они представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в  распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих  целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.

     Внебюджетные  фонды – один из методов перераспределения  национального дохода государством в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует часть доходов населения для  финансирования своих мероприятий.

     Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других - недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан бюджет государства, который после рассмотрения и утверждения правительством становится законом, обязательным к исполнению.

     Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов государственной власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

     Государственный кредит – совокупность экономических  отношений между государством в  лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает  преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

     Кредитные отношения, при которых государство  выступает в качестве заемщика и  кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов. Гарантирование погашения обязательств необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

     Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, а также международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы, их взаимосвязь