Государственные и муниципальные финансы, их взаимосвязь

Автор работы: S N, 27 Октября 2010 в 16:43, курсовая работа

Описание

Содержание государственных и муниципальных финансов

Содержание

Введение
I. Содержание государственных и муниципальных финансов
II. Сущность государственных и муниципальных финансов
III. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой
системе
IV. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов в экономике
V. Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
VI. Заключение
VII.Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая (финансы).doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     Существенно расширилось содержание государственных  финансов.

     Денежные  отношения, в процессе которых образуются и используются внебюджетные фонды, выступают самостоятельным звеном финансовой системы. Их обособление  вызвано социально-экономическими причинами, одной из которых следует считать независимость от бюджетного фонда, другой – необходимость создания строго целевых фондов социального и другого назначения. Формирование целевых внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях за счет обязательных и добровольных взносов предопределило и их специфические формы образования и использования.

     Расширяется сфера государственного кредитования. Если в структуре советской финансовой системы государственный кредит включался в финансовую систему  с определенными оговорками, то в период постсоветских преобразований он, наряду с бюджетом, становится важнейшим звеном системы государственных и муниципальных финансов.

     К сфере «финансы хозяйствующих субъектов» относятся: финансы коммерческих предприятий, функционирующих в реальном секторе экономики, финансы некоммерческих организаций и финансы ПБОЮЛ. Нецелесообразно отнесение к этой сфере коммерческих посредников, тем более коммерческих банков, поскольку мы рассматриваем «финансы» и «кредит» как самостоятельные экономические категории, имеющие свое общественное назначение и являющиеся самостоятельными объектами управления через различные органы, структуры и аппарат управления, признавая при этом их взаимосвязь и взаимообусловленность в реализации финансовой и денежно-кредитной политики.

     Есть  основания со всей определенностью  утверждать, что в долгосрочной перспективе  корпоративные финансы будут  развиваться более быстрыми темпами, чем государственные. Это будет  происходить в реальном секторе  экономики в результате его роста, увеличения в корпоративном финансовом капитале доли амортизации, которая должна стать одним из основных финансовых источников обновления основного капитала и важнейшим собственным финансовым ресурсом предприятий. Одновременно можно предположить, что для сегмента корпоративных финансов будет характерно усиление регулирующего воздействия государства на финансовые потоки посредством более гибкого применения налоговой и таможенной политики, процентной политики и т.д.

     К сегменту государственных финансов примыкают финансы государственных унитарных предприятий (ГУП), казенных предприятий и частично акционерных обществ с пакетом государственных акций, а также государственные страховые компании и пенсионные фонды. Существенную величину из них составляют финансы государственных предприятий, которые уже сейчас в значительной мере функционируют в режиме корпоративных финансов.

Статья 265. Формы финансового  контроля, осуществляемого  законодательными (представительными) органами, представительными  органами местного самоуправления

            
1. Законодательные  (представительные) органы, представительные  органы местного самоуправления  осуществляют следующие формы  финансового контроля:  
предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;  
текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;  
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.  
2. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:  
получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;  
получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;  
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;  
создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;  
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.  
3. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 
 

     IV. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества 

     Состояние государственных и муниципальных  финансов — один из основных показателей  устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

     Государственные и муниципальные финансы ориентированы  на следующие основные принципы:

     - единства законодательной и нормативной базы;

     - открытости и прозрачности;

     - разграничения полномочий и предметов ведения;

     - целевой ориентированности;

     - научного подхода к реализации намеченных целей;

     - экономичности и рациональности;

     - управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

     Достижение  целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

     Особое  значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

     1) экономической стабилизации;

     2) адаптации к рыночным преобразованиям; 

     3) стимулированию инвестиционной  активности.

     Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

     Финансовая  адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

     Реформирование  экономики с целью финансовой адаптации включает:

     - либерализацию цен;

     - приватизацию;

     - социальную трансформацию;

     - интеграцию в мировую систему.

     Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

     Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

 

      

                      Приложение 23

                      к Федеральному закону

                      "О  федеральном бюджете на 2010 год

                      и на плановый период 2011 и 2012 годов" 
                       

V. Источники финансирования дефицита федерального

бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 

                                                                                                                                                                          Сумма (тыс. рублей)

        Наименование 2010 год 2011 год 2012 год
         
        ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
         
         
        2 936 910 907,6
         
         
        1 934 113 566,8
         
         
        1 611 353 397,8
               
        ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА  
        2 507 330 610,0
         
        1 419 717 127,4
         
        1 036 508 018,8
         
        Разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение
        568 382 355,7 748 597 978,0 236 514 368,3
         
        Изменение остатков средств на счетах по учету  средств федерального бюджета в  течение соответствующего финансового  года
         
         
         
        2 245 870 113,4
         
         
         
        762 400 000,0
         
         
         
        812 900 000,0
        в том числе:      
         
        изменение остатков средств Резервного фонда
        1 860 103 725,1 0,0 0,0
               
         
        изменение остатков средств Фонда национального  благосостояния
        385 766 388,3 762 400 000,0 812 900 000,0
         
        Иные  источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета
         
         
        -306 921 859,1
         
         
        -91 280 850,6
         
         
        -12 906 349,5
         
        ИСТОЧНИКИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
        429 580 297,6  
        514 396 439,4
         
        574 845 379,0
         
        Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение
        552 509 670,1  
         
         
        612 134 737,1
         
         
         
        680 139 992,5
         
        Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц
         
         
         
         
         
        - 54 628 361,0
         
         
         
         
         
        - 46 722 023,2
         
         
         
         
         
        - 45 061 254,9
         
        Иные  источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
        - 68 301 011,5  
        - 51 016 274,5
         
        - 60 233 358,6

 

     VI. Заключение 

     Экономическая роль государства заключается в  реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства в социально-экономической сфере, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

     Государственные и муниципальные финансы представляют собой совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

     Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные  с обеспечением централизованными  источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики.

     Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы.

     Финансы способствуют решению общеэкономических  задач, и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе.

     Государственные и муниципальные финансы как  экономическая категория проявляются  в выполняемых ими функциях —  распределительной и контрольной.

     Роль  государственных и муниципальных  финансов в реформировании российской экономики сводится к основным факторам: экономической стабилизации; адаптации  к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

     Инвестиционная  активность государства является результатом и индикатором экономического роста.

     Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанный на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической  сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне.

     Государственная финансовая политика является элементом  макроэкономической политики и нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы, их взаимосвязь