Государственные внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2. изучить источники формирования и механизм работы внебюджетных фондов РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ………………………………………………………………………………….6
1.1 Социально-экономическое значение внебюджетных фондов, причины их возникновения………………………………………………………………..6
1.2 Классификация внебюджетных фондов РФ…………………………….8
Глава 2 Социальные внебюджетные фонды РФ…………………………..10
2.1 Пенсионный фонд………………………………………………………….10
2.2 Фонд социального страхования РФ…………………………………….14
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования……………………..18
Глава 3 Проблемы государственной политики по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов социального назначения………..25
Заключение……………………………………………………………………..31
Список используемой литературы………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Государственные внебюджетные фонды.docx

— 63.89 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  Глава 1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ………………………………………………………………………………….6

1.1 Социально-экономическое значение внебюджетных фондов, причины их возникновения………………………………………………………………..6

1.2 Классификация внебюджетных фондов РФ…………………………….8

Глава 2 Социальные внебюджетные фонды РФ…………………………..10

2.1 Пенсионный фонд………………………………………………………….10

2.2 Фонд социального  страхования РФ…………………………………….14

2.3 Фонд обязательного  медицинского страхования……………………..18

Глава 3 Проблемы государственной  политики по совершенствованию  деятельности внебюджетных фондов социального  назначения………..25

Заключение……………………………………………………………………..31

Список  используемой литературы………………………………………….32

Приложения 1………………………………………………………………….36

Приложения 2………………………………………………………………….37

Приложения 3………………………………………………………………….38 

 

     Введение

       Внебюджетные фонды образуются  вне федерального бюджета и  бюджетов субъектов Российской  Федерации и предназначенны для  реализации конституционных прав  граждан на пенсионное обеспечение,  социальное страхование, социальное  обеспечение в случае безработицы,  охрану здоровья и медицинскую  помощь.

     Расходы и доходы государственного внебюджетного  фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете  Российской Федерации на соответствующий  год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов  использования внебюджетные фонды  подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

     Внебюджетные  фонды в финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а  так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов  о бюджете Росийской Федерации  на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности  государства, но являются автономными  от федерального и местных бюджетов. Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

     Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически  все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и  централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых  заключались в возможности мобилизации  значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

     На  историческом переходе от одной хозяйственной  системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих  друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа  населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность  в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических  потребностей. С другой стороны, в  условиях финансового кризиса, обусловившего  дефицит финансовых ресурсов, у центральной  власти возникает необходимость  ранжировать общественные потребности  по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым  оградив эти потребности от значительного  недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

     Постепенно  из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для  более эффективного использования  своих финансовых ресурсов. Специфика  внебюджетных социальных фондов четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование  их средств.

БК  РФ включает в число  государственных  внебюджетных фондов РФ:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ);
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
 

     В настоящее время с принятием  второй части Налогового кодекса  координальным образом изменены основные функции всех страховых  внебюджетных фондов.

     Цель  данной работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
  2. изучить источники формирования и механизм работы внебюджетных фондов РФ.
  3. дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.

Глава 1 Внебюджетные фонды  как составная  часть финансовой системы РФ

1.1 Социально-экономическое  значение внебюджетных  фондов, причины их  возникновения

     Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение.1 Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

     Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

     Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в  других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

     С укреплением централизованного  государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных  фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

     С переходом России к рыночной экономике  появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов.

     Основными причинами образования  этих фондов является необходимость:

  1. социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
  2. целевого использования средств этих фондов;
  3. оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
  4. новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
  5. финансирования территориальных нужд.

     На  основе Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые  внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и  независимые от бюджетов соответствующих  органов власти.

     Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных  условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной  власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную  жизнь и финансовой поддержки  предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти  фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения  новых важных задач, которые требуют  особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут  при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через  механизм кредита.

1.2 Классификация внебюджетных  фондов РФ

В России действуют  следующие государственные  внебюджетные фонды:2

  1. Пенсионный  фонд Российской Федерации;
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  4. Фонд занятости
  5. др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40

Доходы  внебюджетных фондов включают:

  1.  специальные  целевые налоги и сборы, установленные  для соответствующего фонда; 
  2. отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
  3. средства бюджета;
  4. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
  5. займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
  6. другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

     Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается  в процессе перераспределения национального  дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. 
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. 
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

Особенности внебюджетных фондов:

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды РФ