Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:35, курсовая работа
Цель данной работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2. изучить источники формирования и механизм работы внебюджетных фондов РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ………………………………………………………………………………….6
1.1 Социально-экономическое значение внебюджетных фондов, причины их возникновения………………………………………………………………..6
1.2 Классификация внебюджетных фондов РФ…………………………….8
Глава 2 Социальные внебюджетные фонды РФ…………………………..10
2.1 Пенсионный фонд………………………………………………………….10
2.2 Фонд социального страхования РФ…………………………………….14
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования……………………..18
Глава 3 Проблемы государственной политики по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов социального назначения………..25
Заключение……………………………………………………………………..31
Список используемой литературы………………………………………….32
Глава 2 Социальные внебюджетные фонды РФ
2.1 Пенсионный фонд
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд.3 С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В
структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений
в Федеральных округах
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 39,2 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.
Показатели бюджета пенсионного Фонда, млрд. руб.4
Показатель | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
Утв. | Исп. | Утв. | Исп. | Утв. | Исп. | Утв. | Исп. | |
Доходы бюджета,всего | 1914,13 | 1946,82 | 2621,08 | 2730,17 | 3282,95 | 4680,04 | ||
Расходы, всего | 1782,35 | 1786,46 | 2113,71 | 2357,79 | 3041,48 | 44398,04 | ||
Величина дефицита / профицита бюджета | 131,78 | 160,36 | 507,37 | 372,38 | 241,47 | 282,00 |
В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась. В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%. Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.
Еще
одно важное нововведение 2010 года –
единый социальный налог (ЕСН) с 1 января
заменен страховыми взносами в Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации
и фонды обязательного
Одно из дальнейших направлений работы
ПФР - повышение качества обслуживания
клиентов. Фонд будет стремиться к тому,
чтобы любое взаимодействие с гражданами
было результативным и комфортным. С этой
целью уже сейчас вводятся в строй новые
клиентские службы, постоянно проводится
обучение персонала и повышение его квалификации,
активно используется сеть Интернет для
предоставления услуг или справочной
информации.
Фонд
социального страхования РФ является
вторым по объему аккумулируемых средств
государственным внебюджетным фондом.
ФСС создан в целях обеспечения
государственных гарантий в системе
социального страхования и
Управление
Фондом социального страхования
РФ осуществляется Правительством РФ
при участии общероссийских объединений
профсоюзов. Председатель Фонда социального
страхования и его заместители
назначаются Правительством РФ. Денежные
средства и иное имущество, находящееся
в оперативном управлении Фонда,
а также имущество, закрепленное
за подведомственными Фонду
Основными задачами фонда являются:
Средства ФСС образуется за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов); доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Для
обеспечения деятельности ФСС создан
центральный аппарат, а в региональных
отраслевых отделениях - аппараты органов
ФСС. При ФСС образуется Правление,
при региональных отделениях - координационные
советы. Руководство деятельностью
ФСС осуществляется его Председателем,
возглавляющим центральный
Бюджет Фонда и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Показатели
бюджета Фонда
социального страхования,
млрд. руб.
Показатель | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
Утв. | Исп. | Утв. | Исп. | Утв. | Исп. | Утв. | Исп. | |
Доходы бюджета,всего | 283,87 | 295,37 | 359,17 | 360,48 | 415,01 | 425,49 | ||
Расходы, всего | 306,21 | 303,06 | 323,88 | 379,38 | 414,06 | 453,82 | ||
Величина дефицита / профицита бюджета | -22,35 | -7,69 | 35,29 | -18,91 | 0,94 | -28,33 |