Государственные внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
2. изучить источники формирования и механизм работы внебюджетных фондов РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ………………………………………………………………………………….6
1.1 Социально-экономическое значение внебюджетных фондов, причины их возникновения………………………………………………………………..6
1.2 Классификация внебюджетных фондов РФ…………………………….8
Глава 2 Социальные внебюджетные фонды РФ…………………………..10
2.1 Пенсионный фонд………………………………………………………….10
2.2 Фонд социального страхования РФ…………………………………….14
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования……………………..18
Глава 3 Проблемы государственной политики по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов социального назначения………..25
Заключение……………………………………………………………………..31
Список используемой литературы………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Государственные внебюджетные фонды.docx

— 63.89 Кб (Скачать документ)
  1. внебюджетные  фонды планируются органами власти и управления и имеют строгую  целевую направленность;
  2. денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  3. формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  4. страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  5. на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  6. денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  7. расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).
 
 
 
 

Глава 2 Социальные внебюджетные фонды РФ

2.1 Пенсионный фонд

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную  выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его  пенсионными правами.

     ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд.3 С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

     В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного  фонда в субъектах РФ, а также  ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а  также почти 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В  системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный  фонд осуществляет ряд  социально значимых функций, в т.ч.:

  1. учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  2. назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  5. взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  6. выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  7. управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  8. реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на октябрь 2010 года в Программу вступили свыше 3 000 000 россиян.
  9. Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
  10. центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
  11. отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
  12. управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

    Бюджет  ПФР утверждается Государственной  Думой Федерального Собрания РФ отдельным  законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в  ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 39,2 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

                                                                                                             Таблица 1

    Показатели  бюджета пенсионного  Фонда, млрд. руб.4

    Показатель 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
    Утв. Исп. Утв. Исп. Утв. Исп. Утв. Исп.
    Доходы  бюджета,всего 1914,13 1946,82 2621,08 2730,17 3282,95   4680,04  
    Расходы, всего 1782,35 1786,46 2113,71 2357,79 3041,48   44398,04  
    Величина  дефицита / профицита бюджета 131,78 160,36 507,37 372,38 241,47   282,00  
 

       В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась. В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%.  Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

     Еще одно важное нововведение 2010 года –  единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации  и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования  взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.  В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.  
Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации. 
 
 
 
 
 
 

2.2 Фонд социального страхования РФ

     Фонд  социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств  государственным внебюджетным фондом. ФСС создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения  контроля за правильным и эффективным  расходованием средств социального  страхования и является самостоятельным  государственным финансово-кредитным  учреждением. 5

     Управление  Фондом социального страхования  РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений  профсоюзов. Председатель Фонда социального  страхования и его заместители  назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью. Они не входят в  состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами фонда являются:

  1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  3. осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  4. разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  5. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  6. сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

        Средства ФСС образуется за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов); доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

     Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов  ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные  советы. Руководство деятельностью  ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат  Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения  являются юридическими лицами.

     Бюджет  Фонда и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений  Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда  утверждаются председателем Фонда.

                                                                                                         Таблица 2

     Показатели  бюджета Фонда  социального страхования, млрд. руб. 

Показатель 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Утв. Исп. Утв. Исп. Утв. Исп. Утв. Исп.
Доходы  бюджета,всего 283,87 295,37 359,17 360,48 415,01   425,49  
Расходы, всего 306,21 303,06 323,88 379,38 414,06   453,82  
Величина  дефицита / профицита бюджета -22,35 -7,69 35,29 -18,91 0,94   -28,33  

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды РФ