Государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Содержание

Введение____________________________________________________________________3
1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов_____________________5
1.1.Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов______5
1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи______________________________________________________________________10
2. Характеристика бюджетов государственных внебюджетных фондов_______________15
2.1 Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ)_____________________________________________15
2.2 Фонд социального страхования (ФСС)_______________________________________20
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС)____________________22
3. Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных фондов________27
Заключение_________________________________________________________________31
Библиографический список____________________________________________________33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

Дефицит средств на выплату страховой  части пенсии возрастет к концу прогнозного периода до 887,23 млрд. руб. Очевидно, что профицита базовой части пенсионной системы недостаточно для ликвидации дефицита в страховой части и опережающее увеличение базовой части трудовой пенсии, предусмотренное нормами Федерального закона №173-ФЗ, невозможно без привлечения дополнительных источников.

Мировой опыт наглядно демонстрирует  перспективность развития национальных систем социального страхования. Они существует как самостоятельные, с высокой степенью автономности институты социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, по сути дела, дополняет, но не поглощает социальное страхование.

Финансовые механизмы и экономическая  природа социального страхования  и государственного социального  обеспечения принципиально различны.

Социальное страхование в классическом понимании – это система профилактики, ослабления и компенсации социальных рисков, финансируемая участниками общественного производства: работодателями, работниками и государством.

В число наиболее очевидных и перспективных законодательных совершенствований входят следующие:

  • достижение финансовой автономности деятельности государственных внебюджетных фондов в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»;
  • определение на основе актуарных расчетов и закрепление законодательно определенных величин и пропорций страховых взносов на социальное страхование работодателей, работников и государства.

Еще одной из форм социальной защиты населения в нашей стране является медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование – всеобщее для Российской Федерации и является социальной защитой в случае потери здоровья по любой причине. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

К важнейшим проблемам отнесены:

  • несбалансированность программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) с имеющимися финансовыми ресурсами;
  • отсутствие действенных механизмов выравнивания условий реализации базовой программы ОМС как по отдельным субъектам Российской Федерации, так и в пределах каждого из них. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) часть налоговых платежей недостаточна для оказания целевой финансовой помощи.
  • проблема уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения, отсутствие механизмов экономического стимулирования субъектов Российской Федерации на осуществление указанных платежей в полном объеме, а также механизмов взыскания недостающих средств в судебном порядке.

В своем выступлении на заседании  Президиума Государственного Совета Российской Федерации В.В. Путин назвал три актуальных направления развития медицинского страхования в Российской Федерации:

  • первое – это укрепление финансовой базы страхования;
  • второе направление – это единая система стандартов, на которую должна опираться страховая медицина;
  • третье направление – это развитие нормативно-правовой базы.

За прошедшие два года с момента  данного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации Правительством Российской Федерации были предприняты меры по решению указанных проблем. Однако, необходимо констатировать, что кардинально исправить ситуацию пока не удалось.

Так, не решена проблема несбалансированности программы обязательного медицинского страхования с имеющимися финансовыми ресурсами. В последние годы виды и объемы медицинской помощи, предполагаемые программой, превышают финансовые возможности бюджета и средств ОМС. Не удается преодолеть негативную тенденцию опережающего роста расходов над доходами, ежегодно наблюдается дефицит Базовой программы ОМС.

Остается проблемной сфера выравнивания условий реализации базовой программы ОМС. Действующие механизмы финансового выравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи. Разрыв в финансировании территориальных программ ОМС составляет от 40 рублей до 2,5 тыс. рублей в расчете на одного жителя по регионам или достигает 60 раз. Признано, что в ФФОМС для последующего перераспределения централизуется недостаточный объем средств.

Таким образом, на фоне общего дефицита ресурсов достижение более эффективного выравнивания уровня финансирования медицинской помощи населению при предложенном перераспределении средств представляется проблематичным.

Необходимо отметить, что меры, которые планируется осуществить  в рамках модернизации системы здравоохранения  и обязательного медицинского страхования, не сопровождаются программными установками по увеличению размера и доли совокупных расходов на здравоохранение. Однако без достаточных финансовых средств нельзя приступать к реструктуризации и модернизации отрасли. Обязательным условием успешной проведения реформы является ее реальное финансовое обеспечение. Представляется, что реструктуризация медицинского страхования должна идти одновременно с поэтапным наращиванием ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В РФ государственными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

В основные задачи ПФ РФ входят:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств.

Межгосударственное  и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции  ПФ РФ, участие в разработке и  реализации в установленном законом  порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

 

Основные  задачи Фонда социального страхования:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;
  • подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

  • обеспечение реализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  • обеспечение ее финансовой устойчивости.

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

 

Библиографический список

  1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М.: Дашков и К, 2006
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2007
  3. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, Юнити, 2005
  4. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006
  5. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Финансы и статистика, 2005
  6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.)
  7. Куртин В.А. «Актуальная оценка финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации в 2005 – 2020 годах» №5(257), 2005
  8. Павленко О.В. «Актуальные проблемы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования» №5(257), 2005
  9. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М. : Юнити, 2007
  10. Родионова В.М. , Вавилов Ю.Я. Финансы. – М.,: Финансы и статистика, 2007
  11. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Проспект, 2005
  12. Титов С.Н. «О проблеме бюджетной устойчивости Фонда социального страхования» №5(257), 2005
  13. Федеральный закон № 183 – ФЗ «О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2009 И 2010 ГОДОВ» от 21 .07.2007 г. (в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 265-ФЗ)
  14. Федеральный закон №182 – ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов» (в ред. от 23.11.2007 и от 28.02.2008 г.г.)
  15. Федеральный закон №184 – ФЗ «О БЮДЖЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2008 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2009 И 2010 ГОДОВ» от 21.07.2007 г. (в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 265-ФЗ)
  16. Чернова Е.Г., Иванов В.В Финансы, деньги, кредит. – М.:Проспект, 2006
  17. www.minfin.ru

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 02.02.2006.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 02.02.2006

3 Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов» в ред. Федеральных законов от 23.11.2007 N 263-ФЗ, от 28.02.2008 N 15-ФЗ)




Информация о работе Государственные внебюджетные фонды