Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:44, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы и на примере Российской Федерации определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
Объектом исследования выступают государственные заимствования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований
1.2 Формы и методы государственных заимствований
1.3 Источники погашения государственных заимствований
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Характеристика государственных заимствований
2.2 Внутренние государственные заимствования
2.3 Внешние государственные заимствования
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.3 Источники погашения государственных заимствований
Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом:
1. - наличные денежные средства;
2. - государственные ценные бумаги;
3. - корпоративные ценные бумаги;
4. - товарные поставки;
5. - долговые обязательства
третьих сторон перед
6. - иные государственные активы.
Размещение государственных
ценных бумаг может быть: - Добровольным
- размещение ценных бумаг на свободном
(или почти свободном) рынке. К
ценным бумагам, размещенным таким
образом, принадлежат государственные
краткосрочные обязательства (ГКО),
облигации федерального займа (ОФЗ),
облигации сберегательного
Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени. [3]
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Характеристика государственных заимствований
В современных условиях
в процесс внешних
При этом объемы задолженностей
принимают все более
Отмечено, что в настоящее время для России все большее значение приобретает объективная оценка совокупного внешнего долга, в состав которого, помимо государственного долга, выраженного в иностранной валюте, включают внешний долг российских государственных корпоративных структур. В качестве отрицательного момента отражается его рост за счет заимствований российских корпоративных структур.
С одной стороны
факт заимствований предприятий
на международных рынках капиталов
является обычной практикой и
не оказывает негативное влияние
на экономику страны, так как эти
заимствования не влекут обязательств
Правительства Российской Федерации
и должны способствовать развитию экономики.
С другой стороны возникает сомнение
в целесообразности привлечения
внешних заимствований при
- высокая доля
государственных расходов в
- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;
- высокая доходность государственных ценных бумаг.
Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ», принятый в 1992г., закрепил деление государственных заимствований на внутренние и внешние, проводимое по вспомогательному критерию. Верхний предел государственного внутреннего долга РФ, устанавливается законом о федеральном бюджете. За последние годы верхний предел составлял (млрд. деноминированных руб.)[4]
2.2 Внутренние государственные заимствования
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларирован порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживание государственного
внутреннего долга субъекта Российской
Федерации, муниципального долга производится
в соответствии с федеральными законами,
законами субъекта Российской Федерации
и правовыми актами органов местного
самоуправления. Правительство Российской
Федерации вправе определять объемы
выпуска, формы и методы эмиссии
государственных ценных бумаг, являющихся
долговыми обязательствами
Однако Бюджетный
кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106)
предоставляет Правительству
Обобщая изложенное,
можно дать краткое определение
внутреннего государственных
Государственный долг
образуется вследствие возникновения
дефицитов бюджета государства,
т.е. вследствие превышения расходов правительства
над его доходами. Основными способами
покрытия бюджетного дефицита являются
эмиссия денег и
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Статьёй 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутренних государственных заимствований:
· государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
· договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
· соглашения и договоры,
заключенные от имени Российской
Федерации, о пролонгации и
Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц 2008 года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей). Дефицит бюджета-2009 будет порядка 9% ВВП, но государство покроет его за счет внутренних займов и резервного фонда, в результате чего средства фонда будут практически исчерпаны.[6]
Рост государственного
долга есть неотъемлемая часть борьбы
с любым финансовым кризисом. В
условиях снижения платежеспособного
спроса и покупательной способности
граждан бездействие
2.3 Внешние государственные заимствования
Правительство Российской
Федерации вправе осуществить государственные
внешние заимствования
Информация о работе Государственные заимствования, их формы и методы