Государственные заимствования, их формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы и на примере Российской Федерации определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
Объектом исследования выступают государственные заимствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований
1.2 Формы и методы государственных заимствований
1.3 Источники погашения государственных заимствований
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Характеристика государственных заимствований
2.2 Внутренние государственные заимствования
2.3 Внешние государственные заимствования
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Финансы предприятия.docx

— 41.79 Кб (Скачать документ)

1.3 Источники погашения государственных заимствований

Предлагаемые для  использования в операциях по обслуживанию и погашению источники  покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом:

1. - наличные денежные  средства;

2. - государственные  ценные бумаги;

3. - корпоративные  ценные бумаги;

4. - товарные поставки;

5. - долговые обязательства  третьих сторон перед российским  правительством;

6. - иные государственные  активы.

Размещение государственных  ценных бумаг может быть: - Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К  ценным бумагам, размещенным таким  образом, принадлежат государственные  краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации; - Вынужденным - рыночное оформление государственных заимствований. Так появились на свет облигации  внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.

Важнейшим критерием  для принятия решения об использовании  того или иного средства платежа  должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так  и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается  в том, чтобы в качестве средств  платежа использовать в первую очередь  активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых  в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать  до более позднего времени. [3]

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ЗАИМСТВОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Характеристика  государственных заимствований

В современных условиях в процесс внешних заимствований  вовлечены правительства и частные  структуры разных стран, различные  институты мирового финансового  рынка, многие международные организации.

При этом объемы задолженностей принимают все более значительные масштабы, возникают необходимости  урегулирования задолженностей и на фоне этих проблем все более важный характер принимают вопросы учета  внешних заимствований. Эти обстоятельства вызвали необходимость разработки унифицированных экономических  показателей для составления  отчетности и принятия решений в  области экономики различных  стран.

Отмечено, что в  настоящее время для России все  большее значение приобретает объективная  оценка совокупного внешнего долга, в состав которого, помимо государственного долга, выраженного в иностранной  валюте, включают внешний долг российских государственных корпоративных  структур. В качестве отрицательного момента отражается его рост за счет заимствований российских корпоративных  структур.

С одной стороны  факт заимствований предприятий  на международных рынках капиталов  является обычной практикой и  не оказывает негативное влияние  на экономику страны, так как эти  заимствования не влекут обязательств Правительства Российской Федерации  и должны способствовать развитию экономики. С другой стороны возникает сомнение в целесообразности привлечения  внешних заимствований при наличии  значительных средств, сосредоточенных  в Стабилизационном фонде, размещенном  в иностранных ценных бумагах. Кроме  того, нужно учитывать потенциальную  возможность роста государственного долга, поскольку более 40% обязательств в совокупном долге принадлежит  государственным компаниям. Дефицит  бюджета-2009 будет порядка 9% ВВП, но государство  покроет его за счет внутренних займов и резервного фонда, в результате чего средства фонда будут практически  исчерпаны. Кроме того, до конца года торги государственными ценными  бумагами будут переведены на фондовую биржу ММВБ с ЗАО "ММВБ". Министерство финансов РФ намерено увеличить в 2010 году объем внутренних заимствований  в два раза - до порядка 1 триллиона  рублей с 530 миллиардов рублей в текущем  году. Россия в следующем году для  покрытия бюджетного дефицита, который  составит порядка 6% ВВП, также планирует  впервые с 1998 года привлечь средства на внешних рынках, на первом этапе  на сумму около 10 миллиардов долларов. Минфин РФ будет выбирать форму привлечения $10 млрд. на внешних рынках в 2010 году между евробондами и кредитом от международных институтов развития. Объем государственных заимствований  в 2010 году может составить до 1 трлн. рублей. В последнее время интерес  финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственных  заимствований заметно усилился. Стремительный рост объема государственных  заимствований, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических  работ отмечается три основных фактора:

- высокая доля  государственных расходов в структуре  ВВП;

- неточный финансовый  счет бюджетного дефицита, приводящего  к его двукратному занижению;

- высокая доходность  государственных ценных бумаг.

Закон РФ «О государственном  внутреннем долге РФ», принятый в 1992г., закрепил деление государственных  заимствований на внутренние и внешние, проводимое по вспомогательному критерию. Верхний предел государственного внутреннего  долга РФ, устанавливается законом  о федеральном бюджете. За последние  годы верхний предел составлял (млрд. деноминированных руб.)[4]

2.2 Внутренние  государственные заимствования

Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларирован  порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению  долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего  долга безвозмездно.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации  и правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии  государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию  в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Однако Бюджетный  кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственных заимствований  в рамках установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год объема государственных заимствований (суммы  внутреннего и внешнего долга).

Обобщая изложенное, можно дать краткое определение  внутреннего государственных заимствований - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных  и не выплаченных по ним процентов.[5]

Государственный долг образуется вследствие возникновения  дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства  над его доходами. Основными способами  покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные  займы. Последние осуществляются путем  выпуска и размещения среди населения  и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми  обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам - это и  есть приблизительное определение  внутреннего долга.

Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это  способ пополнения государственной  казны за счет займа средств у  населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного  государства, под государственные  гарантии путем выпуска государственных  ценных бумаг.

Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета  и др. Обычно, говоря о государственном  долге, не подразумевают финансы  местных органов власти, так как  последние могут работать с положительным  сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

Статьёй 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутренних государственных  заимствований:

· государственные  займы, осуществленные путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

· договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных  гарантий;

· соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации  прошлых лет.

Внутренний долг государства, который изначально оценивается  как менее болезненный для  экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел  осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь  месяц 2008 года внутренний государственный  долг, выраженный в ценных бумагах  государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта  сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут  выступать в качестве гарантий государства  по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей). Дефицит бюджета-2009 будет порядка 9% ВВП, но государство покроет его за счет внутренних займов и резервного фонда, в результате чего средства фонда будут практически исчерпаны.[6]

Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В  условиях снижения платежеспособного  спроса и покупательной способности  граждан бездействие государства  может привести к значительному  упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют  преодолеть кризисные явления и  избежать состояния экономической  депрессии, по сравнению с которой  рост государственного долга - относительно малая цена. Минфин РФ сможет выпустить  в этом году государственные ценные бумаги, номинированные в рублях, на сумму до 869,295 млрд. руб. Соответствующее  распоряжение премьер Владимир Путин  подписал 3 января 2010 года. Из указанной  суммы для обеспечения сбалансированности федерального бюджета планируется  выпустить бумаги объемом до 343,6 млрд. руб., для до капитализации  банков через механизм обмена на ОФЗ - до 250 млрд. руб., для погашения государственных  долговых обязательств - 275,7 млрд. руб. Минфин предусматривает выпуск гособлигаций в 2010 году, исходя из средней цены размещения в размере 98% от номинала, в том  числе облигации федеральных  займов - в объеме до 695,3 млрд. рублей, государственные сберегательные облигации - до 174 млрд. рублей. Для поддержания  ликвидности рынка государственных  ценных бумаг в 2010 будет продолжено размещение государственных облигаций  со стандартными сроками обращения - 3 и 5 лет. При этом объем в обращении 3-летних и 5-летних ОФЗ будет доводиться в течение 2010 года до 50-55 млрд. руб. для  каждого выпуска. Кроме того, планируется  приступить в 2010 году к размещению новых  выпусков ОФЗ со сроками обращения  до 10 лет. Объем в обращении 10-летних выпусков планируется доводить до 90-100 млрд. руб. каждый. Также в 2010 году планируется  продолжить выпуск государственных  сберегательных облигаций с тем, чтобы исключить негативное влияние  на ликвидность рынка государственных  ценных бумаг из-за вложения больших  объемов средств пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, обращающиеся на рынке ГКО-ОФЗ. Министерство финансов РФ намерено увеличить в 2010 году объем внутренних заимствований  в два раза - до порядка 1 триллиона  рублей с 530 миллиардов рублей в текущем  году. Россия в следующем году для  покрытия бюджетного дефицита, который  составит порядка 6% ВВП, также планирует  впервые с 1998 года привлечь средства на внешних рынках, на первом этапе  на сумму около 10 миллиардов долларов. Кроме того, до конца года торги  государственными ценными бумагами будут переведены на фондовую биржу  ММВБ с ЗАО "ММВБ". [7]

2.3 Внешние  государственные заимствования

Правительство Российской Федерации вправе осуществить государственные  внешние заимствования Российской Федерации в объемах, не превышающих 17,80 млрд. долларов США, путем выпуска  и размещения в 2010 году облигаций  внешних облигационных займов Российской Федерации.

Информация о работе Государственные заимствования, их формы и методы