Государственные заимствования, их формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы и на примере Российской Федерации определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
Объектом исследования выступают государственные заимствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований
1.2 Формы и методы государственных заимствований
1.3 Источники погашения государственных заимствований
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Характеристика государственных заимствований
2.2 Внутренние государственные заимствования
2.3 Внешние государственные заимствования
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Финансы предприятия.docx

— 41.79 Кб (Скачать документ)

Правительство Российской Федерации вправе осуществлять без  внесения изменений в Программу  государственных внешних заимствований  Российской Федерации перераспределение  государственных внешних заимствований  Российской Федерации между их видами, если указанное перераспределение  не приводит к увеличению расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации и  осуществляется в пределах общего объема внешних заимствований в рамках установленного верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации.

В зависимости от источника привлекаемых иностранных  заемных средств, выделяют двусторонние (многосторонние) межгосударственные (межправительственные) займы, кредиты  международных финансовых институтов, кредиты (займы) иностранных частных  инвесторов и заимствования на мировом  рынке ссудного капитала.

В зависимости от дифференциации; по видам заимствования  и формируемого портфеля долговых обязательств государственные внешние заимствования  подразделяются на иностранные кредиты (ссуды) и заимствования, осуществляемые путем эмиссии государственных  ценных бумаг. Следует особо подчеркнуть  тот факт, что на практике дифференциация по видам заимствования осуществляется как по валюте заимствования, так  и по резидентству кредиторов. Владельцем государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте, может выступать  кредитор не являющийся резидентом данной страны. В: данном, случае фактически имеет  место привлечение кредитных  ресурсов из внешних источников, что  предполагает учет этих займов как  государственных внешних заимствований. Отсюда следует, что государственные  внешние заимствования подразумевают  как привлечение государством иностранных  кредитов и выпуск государственных  ценных бумаг, номинированных в иностранной  валюте, так и покупку кредиторами-нерезидентами  государственных ценных бумаг, номинированных в валюте страны-заемщика.

В зависимости от условий заимствования и механизмов размещения и обслуживания государственные  внешние заимствования различаются  по стоимостному критерию, устанавливаемому на основании ставки процента за привлекаемые кредитные ресурсы. Привлечение  государством кредитных ресурсов из внешних источников осуществляется, как правило, в том случае, когда  стоимость заимствования ниже, чем  на внутреннем рынке, при условии что дополнительные внутренние источники государства могут быть оценены с точки зрения процесса накопления и сбережения и на внутреннем рынке имеет место предложение; денежных ресурсов. Кроме того, на условия заимствования, механизм: размещения и последующее обслуживание государственных внешних заимствовании значительное влияние оказывает кредитный рейтинг страны-заемщика. В зависимости от сроков привлечения государственные внешние заимствования делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Показатель срочности, как правило, определяет вид заимствования. Краткосрочные внешние заемные ресурсы привлекаются в основном в виде кредитов, а среднесрочные и долгосрочные заимствования; государства оформляются в облигационные займы. На практике, вследствие различных обстоятельству характерных для: конкретного случая, государство также осуществляет выпуск государственных краткосрочных облигаций. Следует особо подчеркнуть, что, как и дифференциация по видам заимствования, так и фактор срочности привлекаемых кредитных ресурсов оказывает различное влияние на развитие внутренней экономической системы страны-заемщика.

Краткосрочные заемные  средства (менее 1 года) привлекаются только для поддержания необходимого уровня ликвидности.. Если в результате несоответствия; между динамикой: поступления доходов  и исполнения расходов: бюджета страны - возникают так, называемые "кассовые разрывы, допустимо привлечение  краткосрочных, заимствований для  сглаживания

возникающих диспропорций. Тем: не менее, такие заимствования: следует минимизировать за счет повышения  эффективности процесса управления доходами и расходами бюджета. Не рекомендуется использовать краткосрочные  заимствования для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. Среднесрочные и долгосрочные заемные: средства (более 1 года) привлекаются для  финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру и в отдельных  случаях - для рефинансирования имеющегося долга с целью оптимизации  структуры портфеля государственных  внешних заимствований.

Привлечение внешних  заемных средств на инфраструктурные инвестиции является составным элементом  заемной* политики государства. Среди  направлений политики страны могут  быть строительство и реконструкция  объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и др.), систем пассажирского  транспорта, канализации и водоснабжения, утилизации твердых отходов.

Учитывая конъюнктуру  внутреннего рынка, привлечение  долгосрочных внешних заемных средств  может быть также направлено на улучшение  структуры государственного внешнего долга или снижение стоимости  заимствований без существенного  изменения общих объемов долга. Примером такой оптимизации может  служить, замена краткосрочных банковских кредитов в иностранной валюте с  высокой ставкой процента на долгосрочные облигации в национальной валюте с более низкой процентной ставкой.[8]

Долгосрочные внешние  заемные средства, как правило, не используются для финансирования текущих  расходов и финансовых инвестиций с  целью получения прибыли.

Текущие расходы  не могут финансироваться за счет заемных средств, привлекаемых на длительный срок. Подобная практика означает финансирование текущего потребления за счет средств  налогоплательщиков будущих поколений. Финансовые инвестиции с целью \ получения  прибыли также не могут служить  объектом для вложения заемных средств. Подобное: использование заемных  средств существенно повышает финансовый риск органов власти. В зависимости  от целевой принадлежности государственные  внешние заимствования можно  классифицировать как внешние займы -формирующие непосредственно дополнительные государственные финансовые ресурсы  в целях финансирования предусмотренных  расходов государственного бюджета; инвестиционные ресурсы, предназначенные для структурного реформирования, отдельных сфер национальной экономической системы страны; коммерческие (торговые) кредиты, необходимые для  кредитования экономического взаимодействия государства с другими странами в сфере внешнеторгового сотрудничества в области движения товаров, услуг, научно-технического и инновационного обмена и др.

Сегодня мы можем  наглядно наблюдать трансформацию  частного корпоративного долга в  долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия  от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство  также получает «в подарок» и все  имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был  признан самым низким из всех стран  мира, задолженность реального и  банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно  возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное  положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстояло выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное - долги банковского  и прочих секторов экономики. В свете  сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что  в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние  годы. Эти меры станут возможными при  падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета.

Российский Минфин в 2010 году намерен привлечь на внешнем  рынке 5 миллиардов долларов сроком на три-пять лет. Последний раз Россия занимала средства на внешних рынках более девяти лет назад.

Ранее в Минфине  уже заявляли, что министерство рассматривает  возможность выхода на внешние рынки  заимствований. При этом в Минфине  уточнили, что момент выхода на рынок  будет выбран в зависимости от ситуации на внешних рынках.

В 2000 году Россия разместила облигации со сроком обращения до 2030 года на 21,2 миллиарда долларов.

По данным Минфина, на 1 января 2009 года суверенный долг составлял 2,7 триллиона рублей - 6,7 процента ВВП. За 2008 год доля внутреннего долга  в общем объеме госдолга увеличилась  до 55,7 процента, а внешнего сократилась  до 44,3 процента. Главная цель займа  Минфина - облегчить заимствования  частным компаниям. Для покрытия запланированного дефицита бюджета  на 2010 год сумма займа незначительна. Финансировать дефицит Минфин предполагает в основном за счет резервного фонда, в котором к концу года останется 1,87 триллиона рублей. Кроме того, Минфин планирует увеличить объем  внутренних займов с 425 миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2010 году. Этого должно хватить на покрытие дефицита бюджета-2010, который в Минфине  оценили в 5 процентов ВВП. По подсчетам  аналитиков это примерно 2,2-2,3 триллиона  рублей. Минфин РФ пока не определился  с источником привлечения внешних  заимствований в 2010 году, рассматривает  в качестве возможных вариантов  привлечение кредита от синдиката  иностранных банков и выпуск еврооблигаций. В следующем году Россия рассчитывает привлечь на внешнем рынке до 10 миллиардов долларов. Преимущество синдицированного кредита заключается в более  низких ставках, вместе с тем размещение еврооблигаций позволит России повысить свой имидж в глазах инвесторов путем  стандартных мероприятий, предшествующих размещению - встреч с инвесторами. [9]

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ  И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Система государственных  заимствований может играть как  конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий  по регулированию состояния финансовой системы. Управление государственным  долгом - это совокупность мероприятий  государства, направленных на погашение  долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью  на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора  или гаранта. Отрицательные последствия  государственных заимствований  связаны с тем, что выплаты  процентов по внутреннему долгу  увеличивают неравенство в доходах  и требуют повышения налогов, что подрывает экономические  стимулы развития производства, а  также могут повышать общий уровень  процентных ставок и вытеснять частное  инвестиционное финансирование.[10]

К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся: выплаты кредиторам; погашение  внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска  и размещения новых государственных  долговых обязательств и др. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной  оценке его текущего состояния. Для  оценки государственного внешнего долга  применяются показатели соотношения  суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в  экспортной выручке, характеризующие  уровень долгового бремени для  национальной экономики. Управление государственным  долгом представляет собой непрерывный  процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем  размещения ценных бумаг, погашение  и обслуживание долговых обязательств. Государственные долговые обязательства  погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной  собственности, а также новых  заимствований. Методы управления государственным  долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов  государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической  эффективности и результатов  действий по управлению государственным  долгом. Финансовые методы состоят  в выборе способов и форм обеспечения  погашения государственного долга  с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при  минимальных издержках, связанных  с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание  административных и финансовых методов  обусловлено внутренними, внешними, экономическими и политическими  факторами. В условиях долгового  кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее  взятых обязательств по погашению и  обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных  долгов. Управление государственным  долгом непосредственно влияет на экономический  рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику  страны в целом и в реальный сектор экономики. Россия может сократить  в 2010 году заимствования денежных средств  на 50 с лишним процентов, покрыв значительную часть своего бюджетного дефицита за счет нефтяного Фонда национального  благосостояния. [11]

В этом году Россия впервые за десятилетие сползла  в бюджетный дефицит. Ожидается, что она в финансовом плане  будет оставаться за красной чертой еще как минимум два года, поскольку  правительство продолжает наращивать расходы для вывода экономики  из рецессии.

В 2010 году дефицит  может составить 3,2 триллиона рублей (103 миллиарда долларов). В текущем  году дефицит ожидается в размере 3 триллионов рублей, хотя сюда не включены квазифискальные операции. Министр  финансов Алексей Кудрин заявил, что  дефицит бюджета в 2010 году составит от 6,5 до 7,5 ВВП, но конкретную цифру  не привел. Руководство страны обещает  сохранить дефицит 2010 года ниже показателя в 8 с небольшим процентов от размера  ВВП, ожидаемого в этом году. [12]

Ранее официальные  лица заявляли, что Россия в 2010 году может позаимствовать из внутренних источников до 1,3 триллиона рублей, то есть, в два раза больше, чем  в нынешнем, а также разместить еврооблигации примерно на 10 миллиардов долларов в первом выпуске с 2000 года.

Появились даже сигналы  о том, что объем внешних заимствований  за счет еврооблигаций может быть увеличен вдвое до 20 миллиардов долларов, в результате чего общая сумма  выпусков составит 60 миллиардов долларов. Однако аналитики предупреждают, что  в таком случае российским предприятиям будет еще труднее получать инвестиции.

В соответствии с  новым планом, который может быть принят, основная часть дефицита в 2010 году будет финансироваться точно  так же, как и в текущем - из российского нефтяного Фонда  национального благосостояния, созданного в годы экономического подъема за счет бурного роста цен на сырье  и энергоресурсы.

В таком случае объем  чистых заимствований - как на внутреннем рынке, так и на внешнем - может  в целом составить всего 831 миллиард рублей (27 миллиардов долларов).

"Это один из  последних планов", - заявил источник "Интерфаксу", добавив при этом, что остальная часть дефицита  в сумме 1,674 триллиона рублей  может быть покрыта из Резервного  фонда, созданного специально  для смягчения ударов по бюджету  в трудные годы.

Еще 681 миллиард рублей может поступить из Фонда национального  благосостояния. Этот фонд первоначально  предназначался для долгосрочных проектов, однако российский премьер-министр  Владимир Путин заявил на этой неделе, что часть денег может быть использована для затыкания дыр  дефицита в государственном пенсионном фонде. По состоянию на 1 июля размер Резервного фонда был равен 2,96 триллиона  рублей, хотя как минимум 1,36 триллиона  из этой суммы в текущем квартале намечено перевести в бюджет на обеспечение  покрытия дефицита. Совокупный объем  Фонда национального благосостояния на 1 июля составлял 2,8 триллиона рублей. Источник из Минфина сказал также  агентству "Интерфакс", что доходы федерального бюджета в 2010 году могут  составить 6 триллионов 636 миллиардов рублей, расходы - 9 триллионов 476 миллиардов рублей, а квазифискальные расходы планируются  в размере 346 миллиардов рублей.[13]

Информация о работе Государственные заимствования, их формы и методы