Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа
В условиях интеграционных и глобализационных процессов развитие международной финансовой системы характеризуется значительным увеличением внешней задолженности ведущих стран мира.
Сегодня государственный долг является существенной составляющей финансовой системы, действующим инструментом в механизме макроэкономического регулирования и способом реализации экономической стратегии государства.
Вступление…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Государственный долг: структура и причины возникновения……………………………………………………………….5
1.1. Содержание и структура государственного долга …………………….5
1.2. Причины возникновения государственных заимствований…………..7
1.3. Две точки зрения на проблему государственного долга……………...10
Раздел 2. Управление государственным долгом………………………..14
2.1. Обслуживание государственных заимствований……………………...14
2.2. Методы управления……………………………………………………...16
Раздел 3. Государственный долг Украины………………………………23
3.1. Особенность государственного долга в Украине……………………...23
3.2. Внешний и внутренний долг Украины ……………………………….24
3.3. Экономические и социальные последствия государственного долга для экономики страны…………………………………………………………….26
Выводы ………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………...32
Государственные
заимствования совершаются со стороны
какого-либо государства в
Существуют следующие формы заимствований:
Опыт
развития мировой экономики
Причины возникновения государственного долга.
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета в результате роста военных расходов, особенно в периоды экономических спадов, и политики сокращения налогов. Так же в качестве причины возникновения долга можно указать и недостаток политической воли - дефицит бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой политическую опалу.
Наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.
В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) можно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.
Также с позиции долгосрочной исторической перспективы ответ может быть двояким: причинами были войны и спады. Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих. Существует три варианта финансирования этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество денег или использовать дефицитное финансирование. Финансирование за счёт налогов может привести к их росту до такого уровня, который подорвёт стимулы к труду, а это не выгодно во время войны. Печатание и расходование дополнительной массы денег создаст сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов должна финансироваться за счёт продажи облигаций населению. Таким образом, значительная доля расходуемого дохода останется и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.
Второй источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызывать дефициты [9].
1.3. Две точки зрения на проблему государственного долга
Существуют 2 точки зрения на проблему государственного долга: традиционная и рикардианская.
В соответствии с традиционной точкой зрения государственные займы - фактор уменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживается большинство экономистов. Однако существует другая точка зрения, называемая равенством Рикардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.
Как снижение налогов и бюджетный дефицит повлияют на состояние экономики с традиционной точки зрения?
Снижение налогов, финансируемое правительством за счёт займов, будет оказывать воздействие на экономику по многим направлениям. Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.
На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объёма производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объёма сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведёт к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке.
В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт.
Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего.
Какую же реакцию может вызвать снижение налогов у думающих о будущем потребителей?
Заботящийся
о будущем потребитель
Общий принцип заключается в том, что сумма государственного долга равна сумме будущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает будущие события, то будущие налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственных расходов за счёт долга равносильно их финансированию за счёт налогов. Эта точка зрения, известная как рикардианское равенство, названа так в честь выдающегося экономиста XIX века Давида Рикардо, поскольку он первым обратил внимание на этот теоретический аргумент.
Вывод из равенства Рикардо заключается в том, что финансируемое за счёт долга снижение налогов не изменяет потребления. Домашние хозяйства сберегают прирост располагаемого дохода для оплаты предстоящего в будущем повышения налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений. Национальные сбережения - сумма личных и государственных сбережений - остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.
Однако из логики анализа равенства Рикардо не следует, что любые изменения в бюджетно-налоговой политике бесполезны. Они могут существенно повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или будущего объёма государственных расходов. Предположим, например, что правительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить государственные закупки в будущем. Если потребитель считает, что это снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит расходы на потребление. Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных расходов привело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих налогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся [10].
Раздел 2. Управление государственным долгом
2.1. Обслуживание государственных заимствований
Осуществляя внутренние и внешние заимствования государство должно обеспечить обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного долга - это погашение займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В некоторых случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, т.е. погашение задолженности путем выпуска новых займов.
Выплата процентов, выигрышей, средств по погашению займов составляет основную долю расходов на обслуживание государственного долга. К другим относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.
При обслуживании внешнего и внутреннего долгов определяют коэффициент обслуживания. Для внешнего долга его рассчитывают как отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах. Благоприятным уровнем обслуживания считается значение показателя на уровне 25%.
В Украине обслуживание внешнего долга осуществляется в процессе выполнения государственного бюджета. Расчеты надлежащих к уплате сумм по погашению и обслуживанию внешнего долга выполняются в долларах США. Пересчет в национальную валюту производится по прогнозному курсу валют к гривне. Непосредственно оплату осуществляет Государственное казначейство.
Источники погашения внешнего долга: бюджет; золотовалютные резервы, средства, полученные от приватизации государственного имущества; новые заимствования.
Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется Министерством финансов через банковскую систему путем проведения операций по размещению государственных ценных бумаг, их погашения и выплаты дохода.
Предельные размеры государственного внутреннего и внешнего долга устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год.
Существование большого государственного долга может подорвать экономический рост страны и негативно влиять на ее финансовое положение.
В
зависимости от характера последствий
влияния государственной
Эффект
«вытеснения» возникает из-за повышения
рыночных процентных ставок, которое
происходит в случае финансирования
с помощью выпуска
Долгосрочные последствия государственного долга связаны с его влиянием на накопление капитала и потребление будущих поколений, то есть на долгосрочный экономический рост. Накопление долга и повышение процентных ставок в долгосрочном периоде приводит к замещению частного капитала государственным долгом. Это происходит вследствие того, что при росте процентных ставок частные инвестиции сокращаются, а частные сбережения начинают размещаться в государственные долговые обязательства. Таким образом рост долга уменьшает производственные мощности, предназначенные будущему поколению, что замедляет экономический рост и приводит к снижению доходов населения.
Информация о работе Государственный долг и его последствия для экономики страны