Государственный долг и его последствия для экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание

В условиях интеграционных и глобализационных процессов развитие международной финансовой системы характеризуется значительным увеличением внешней задолженности ведущих стран мира.
Сегодня государственный долг является существенной составляющей финансовой системы, действующим инструментом в механизме макроэкономического регулирования и способом реализации экономической стратегии государства.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Государственный долг: структура и причины возникновения……………………………………………………………….5
1.1. Содержание и структура государственного долга …………………….5
1.2. Причины возникновения государственных заимствований…………..7
1.3. Две точки зрения на проблему государственного долга……………...10
Раздел 2. Управление государственным долгом………………………..14
2.1. Обслуживание государственных заимствований……………………...14
2.2. Методы управления……………………………………………………...16
Раздел 3. Государственный долг Украины………………………………23
3.1. Особенность государственного долга в Украине……………………...23
3.2. Внешний и внутренний долг Украины ……………………………….24
3.3. Экономические и социальные последствия государственного долга для экономики страны…………………………………………………………….26
Выводы ………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг и его последствия для экономики страны.Павленко А. 23 гр.ФЭФ.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

      Формирование  государственного долга за годы независимости  можно условно поделить на несколько  этапов (см. приложение 2) [8, c.158-159].

      Для анализа государственного долга и его влияния на экономику Украины целесообразно рассмотреть общую его динамику на протяжении последних 5 лет.

 Рис.1 Объемы государственного долга 

      Проанализировав динамику государственного долга можно  сделать вывод, что его сумма  за исследуемый период увеличилась почти в 2 раза, причем активное увеличение происходило на протяжении 2008 – 2009 гг. Так, гарантированный долг увеличился на 120% в 2008 году по сравнению с 2007 и на 26% в 2009 по сравнению с 2008 годом. Объем государственного долга также характеризуется увеличением, так, за 2008 год он увеличился на 20,22 % по отношению к 2007 и на 54,5% в 2009 году по отношению к 2008 году.

      Увеличение  произошло как по государственному, так и по гарантированному государством долгу вследствие получения поступлений от международных финансовых организаций, превышение поступлений от выпуска облигаций внутреннего государственного займа над их погашением и предоставление государственных гарантий по внутренним и внешним обязательствам.

      Как правило, анализ финансовой безопасности страны в сфере внешней задолженности осуществляется путем экспертных оценок: сравниваются долговые индикаторы страны с их пороговыми значениями. Одной из методик расчета пороговых значений для государственного долга, которой пользуется и Украина, является установление двух критериев, которые касаются государственных финансов, в частности, государственный долг не должен превышать 60% ВВП, а бюджетный дефицит – 3% ВВП. Соответствие статистических данных пороговым значениям индикаторов государственного долга из таблицы 1 и рисунка 3.

 Таблица  1 

Динамика  ВВП, долга и дефицита государственного бюджета 

Год Прирост ВВП  в % Долг в % к  ВВП Дефицит бюджета  в % к ВВП
1997 -3 29,8 -6,6
1998 -1,9 37,4 -2,2
1999 -0,2 48,2 -1,5
2000 5,9 37,8 0,6
2001 9,2 31 -0,3
2002 5,2 28,6 0,7
2003 9,6 24,7 -0,2
2004 12,1 19,6 -3,2
2005 2,7 14,3 -1,8
2006 7,3 12,1 -0,7
2007 7,9 10 -1,1
2008 2,1 13,7 -2,6
2009 -15,9 35,4 -4

  

Рис.2 Динамика ВВП и отношение государственного долга к ВВП, % 

      Проанализировав эти данные можно сделать вывод, что в 2009 году  предельный спад ВВП достигает 15,9%, а дефицит государственного бюджета почти 4%. Наряду с этим часть валового государственного долга по отношении к ВВП увеличивается с 13,7% в 2008 до 35,4% в 2009 году. Данная тенденция дает возможность сделать вывод, что третью часть произведенных товаров и услуг в Украине мы должны отдать на погашение государственного долга [1, c.7-11].

      3.2. Внешний  и внутренний долг  Украины

      Внутренний  государственный долг - это задолженность государства всем владельцам облигаций внутренне государственной ссуды и других государственных ценных бумаг, то есть гражданам и предприятиям своей страны, которые являются кредиторами государства.

      В общем объеме государственного долга  внутренний долг составляет почти треть. Наибольшая часть в нем приходился на задолженность перед юридическими лицами (по облигациям внутренней государственной ссуды) и банковскими учреждениями, в том числе перед НБУ по ссудам, полученными для финансирования дефицита бюджета, а также по остаткам вкладов населения, централизованными прежним Сберегательным банком СССР, и компенсациями по ним; задолженность сельскохозяйственных предприятий по долго- и краткосрочным ссудами, зачтенную на государственный внутренний долг Украины. Этот долг состоит из задолженности прошлых лет и той, которая появляется ежегодно с новыми долговыми обязательствами правительства Украины.

      В Украине величина государственного долга регулируется законодательно с 1992 г. Законом «О государственном внутреннем долге Украины». Бюджетным кодексом Украины установлено, что основной объем государственного долга не должен превышать 60 % фактического годового объема ВВП Украины.

      По  данным Министерства Финансов Украины  по состоянию на 31 декабря 2009 государственный внутренний долг составлял 91.070.076,77 тыс. грн.  или 11.405.144,25 тыс.долл.США.

      Внешний государственный долг - это задолженность  государства иностранным кредиторам, то есть гражданам и организациям других стран.

      Государственный внешний долг Украины - это задолженность по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентами на определенную дату [2].

      На  начало 2009 года внешний долг Украины  был сформирован из таких составляющих:

  1. Задолженность по займам,  предоставленным международными организациями экономического развития (ЕС, Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк);
  2. Задолженность по займам,  предоставленным иностранными органами управления (Италия, Германия, Россия, США, Франция, Япония);
  3. Задолженность по займам,  предоставленным иностранными коммерческими банками.

      Следовательно, государственный внешний долг - это  задолженность по займам, привлеченным из иностранных источников. При этом государство играет роль заемщика или  гаранта погашения этих ссуд другими  заёмщиками.

      Основным  источником формирования внешнего государственного долга являются облигации внешнего государственного займа. Облигации  внешних государственных займов Украины, согласно Закону Украины «О  ценных бумагах и фондовом рынке», - государственные долговые ценные бумаги, которые размещаются на международных фондовых рынках и подтверждают обязательства Украины возмещать предъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода соответственно к условиям выпуска облигаций [14, c.251].

      По  данным Министерства Финансов Украины по состоянию на 31 декабря 2009 государственный внешний долг составлял 135.926.229,69 тыс. грн. или 17.022.696,28 тыс.долл.США 

      3.3. Экономические и социальные последствия  государственного долга для экономики страны

      Констатация факта существования государственного долга не дает четкой оценки реального финансово-экономического состояния государства и эффективности ее финансовой политики, в том числе и долговой.

      Для государственного бюджета в трехзвенном  цикле «привлечение – использование - погашение» негативные последствия долговой политики в основном проявляются на стадии  обслуживания и погашения государственного долга. Наличие государственного долга в Украине требует осуществления ежегодных процентных платежей, которые финансируются за счет доходов бюджета, обычно, налоговых поступлений. Соответственно, в долгосрочном периоде увеличения долга нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит с его негативными экономическими, социальными и финансовыми последствиями. Опасность больших долговых выплат состоит в том, что при их осуществлении сужаются источники внутреннего инвестирования и уменьшаются возможности для поддержания внутреннего потребления, а это может привести к долговому кризису страны.

      При стремительном росте расходов, связанных с обслуживанием задолженности, государство вынуждено компенсировать их или за счет сокращения других расходов, что, как правило, повышает социальную напряженность в обществе и обостряет экономические проблемы [5, c.232-235].

      Можно выделить такие экономические последствия  государственного долга для Украины:

  1. Существенное сокращение возможностей потребления населением страны в результате обслуживания внешнего долга в значительном объеме.
  2. Вытеснение частного капитала и удержание дальнейшего роста экономики.
  3. Появление антистимула экономической активности в форме увеличения налогов для оплаты увеличивающегося государственного долга.
  4. Перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг.
  5. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны;
  6. Когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями [15, c.212-213].

        Также рассмотрения заслуживает  вопрос социально-экономических  последствий государственного долга.  Так, внешние государственные  займы в текущем периоде смягчают  влияние изменений бюджетно-налоговой  политики на уровень потребительских  затрат, сбережения и инвестиции, расширяя этим финансовый потенциал экономического роста.

      Важным  социальным фактором влияния государственного долга является то, что жизнь современного поколения улучшится, но груз последствий  текущего бюджетного дефицита ляжет  в основном «на плечи будущих поколений». Но это можно считать и мнимым последствием. Так как  сначала нужно спросить: «Кто является держателем государственного долга, кому мы должны?» Ответ таков: «В основном мы должны самим себе». Таким образом, государственный долг является одновременно и общественным кредитом. Следовательно, погашение государственного долга породило бы гигантские потоки трансфертных платежей, т.к. гражданам пришлось бы выплачивать более высокие налоги, а правительству выплачивать бoльшую часть этих налоговых сборов тем же самым налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно должно вызвать немедленное снижение совокупного богатства в экономике или уровня жизни населения [7].

 

       Выводы

      В курсовой работе научно обоснована экономическая  природа государственного долга, выявлены основные тенденции и специфические  особенности формирования государственного долга в Украине, обоснованы концептуальные основы по совершенствованию механизма его управления и обслуживания в условиях переходной экономики Украины. В результате сформулированы следующие выводы:

  1. Дефицит государственного бюджета, привлечение значительного объема государственных заимствований как из внутренних, так и из внешних источников обусловили формирование государственного долга в условиях переходной экономики Украины. Государственный долг - это сумма финансовых обязательств государства по отношению к внешним кредиторам и сумма задолженности государства по выпущенным и не погашенных государственных внутренних займах. Государственный долг является структурным компонентом государственных финансов любой страны с развитыми рыночными отношениями. Также рассмотрены виды государственного долга.
  2. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета в результате роста военных расходов, особенно в периоды экономических спадов, и политики сокращения налогов. Так же в качестве причины возникновения долга можно указать и недостаток политической воли - дефицит бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат отсутствия политической воли и решимости.
  3. Рассмотрено 2 точки зрения на проблему государственного долга: традиционная и рикардианская.
  4. Обосновано понятие «обслуживание государственного долга». Обслуживание государственного долга - это погашение займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов.
  5. Обосновано содержание понятия "управление государственным долгом". Управление государственным долгом определяется как совокупность мероприятий государства связанных с выпуском и погашением государственных долговых обязательств, определением ставок процентов и выплатой дохода по государственным ценным бумагам, установление лимита долга, поддержанием курса государственных обязательств, определением условий выпуска новых государственных ценных бумаг . Методами управления государственным долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование ссуды.
  6. Исследование динамики и структуры государственного долга Украины позволило систематизировать этапы его формирования.
  7. Рассмотрены внешний и внутренний долг Украины. Внутренний государственный долг Украины - это задолженность государства всем владельцам облигаций внутренне государственной ссуды и других государственных ценных бумаг, то есть гражданам и предприятиям своей страны, которые являются кредиторами государства. Государственный внешний долг Украины - это задолженность по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентами на определенную дату
  8. Нынешний уровень экономической безопасности в Украине, учитывая продолжающуюся тенденцию к быстрому росту объема внешней и внутренней задолженности, недостаточен. Размеры государственного долга в своих абсолютных значениях могут достигать довольно больших размеров, однако долг всегда должна находиться в определенной зависимости относительно величины ВВП. Превышение показателя государственного долга в соответствии размеров ВВП, а следовательно и других (скоординированных с ВВП) макроэкономических показателей, начинает представлять угрозу экономической безопасности страны.

Информация о работе Государственный долг и его последствия для экономики страны