Государственный долг и его последствия для экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание

В условиях интеграционных и глобализационных процессов развитие международной финансовой системы характеризуется значительным увеличением внешней задолженности ведущих стран мира.
Сегодня государственный долг является существенной составляющей финансовой системы, действующим инструментом в механизме макроэкономического регулирования и способом реализации экономической стратегии государства.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Государственный долг: структура и причины возникновения……………………………………………………………….5
1.1. Содержание и структура государственного долга …………………….5
1.2. Причины возникновения государственных заимствований…………..7
1.3. Две точки зрения на проблему государственного долга……………...10
Раздел 2. Управление государственным долгом………………………..14
2.1. Обслуживание государственных заимствований……………………...14
2.2. Методы управления……………………………………………………...16
Раздел 3. Государственный долг Украины………………………………23
3.1. Особенность государственного долга в Украине……………………...23
3.2. Внешний и внутренний долг Украины ……………………………….24
3.3. Экономические и социальные последствия государственного долга для экономики страны…………………………………………………………….26
Выводы ………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг и его последствия для экономики страны.Павленко А. 23 гр.ФЭФ.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

      Поскольку источником погашения государственного долга являются доходы бюджета, в  частности налоговые поступления, то можно утверждать, что рост долга  нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит с его негативными экономическими, социальными и финансовыми последствиями. Опыт большинства европейских стран подтверждает, что лишь те страны сумели избежать серьезных долговых проблем, которые смогли контролировать дефициты своих бюджетов. Использование государственных заимствований на финансирование текущих расходов бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, является наименее эффективным путем. Совершенно очевидно, что средства, поступающие от государственных займов, должны быть закреплены за бюджетом развития. Это создает предпосылки для их инвестирования в экономическое развитие, благодаря чему дополнительные доходы, полученные от роста ВВП, могут быть источником погашения займов [8, с.253-255].

      2.2. Методы управления

      В начале 21 века актуализировались проблемы эффективного управления государственным  долгом, его координации с фискальной и монетарной политиками с целью  решения насущных проблем национального  хозяйственного развития. Важность теоретического и практического решения этих проблем усиливается в условиях современного глобального финансово-экономического кризиса.

      Исследования  по вопросам управления государственным  долгом совершаются в разрезе  фискальной и монетарной политик. Так, например, Р. Барро очертил роль управления государственным долгом в контексте налоговой политики, Д. Кальво и П. Джуидотти исследовали управление государственным долгом с точки зрения обеспечения длительности и стойкости монетарной политики. Разные стороны анализа данного вопроса раскрыты в работах украинских ученых, в частности: М. Я. Азарова, В. Д. Базилевича, О. И. Баластрик [11, c.25-26].

      Управление  государственным долгом – это  совокупность действий правительства, связанных с изучением конъюнктуры  на рынке заемного капитала, выпуском новых займов и разработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, определение курса облигаций на денежном рынке, проведение мероприятий относительно определения процентных ставок по государственном кредиту.

      Управление  государственным долгом – одно из приоритетных заданий финансовой политики государства, важное условие его финансовой стабильности [3, c. 235].

      В управлении государственным долгом выделяют следующие принципы:

  • безусловности
  • единства
  • снижение рисков
  • оптимальность структуры
  • сохранения финансовой независимости 

      Методами  управления государственным долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному  соотношению, отсрочка погашения и  аннулирование ссуды.

      1. Конверсия государственного долга  - изменение прибыльности ссуды.  При этом государство уменьшает  размер процентов, которые выплачиваются  по ссудам. Технически возможными  являются такие варианты конверсии  внешнего долга:

  • обмен «долга на долг» - государство-заемщик обменивает свои собственные долги на долги других государств перед ним;
  • обмен «долга на экспорт». Долги покрываются за счет экспорта машинно-технической продукции и других готовых товаров;
  • обмен «долга на собственность». Как собственность рассматриваются земля, недвижимость, пакеты акций предприятий;
  • обмен «долга на национальную валюту» (называется «долгом для развития»). Интерес кредиторов к таким операциям вырос, хотя и остаётся умеренным, поскольку эти соглашения фактически являются благотворительной помощью на развитие экономики должника. Средства от такой конверсии преимущественно направляют или на образование, или на здравоохранение, или на охрану природы.

      2. Консолидация государственного  долга - увеличение сроков действия  выпущенных ссуд. Может проводиться одновременно с конверсией. Избежать негативных последствий заимствования и несостоятельности государства можно, применяя метод конверсии, который заключается в изменении доходности ссуды, как правило, в сторону уменьшения в условиях нестабильности финансовых рынков. Однако самое частое понятие конверсии связывается с трансформацией долговых обязательств одного вида в долговые обязательства другого вида (конверсия способствует трансформации внешнего долга во внутренней и наоборот) или в активы другой экономической природы - облигации, менее выгодные с точки зрения управления долгом, которые можно ликвидировать путем обмена их на акции предприятий, часть имущества.

      3. Унификация ссуд - объединение нескольких  ссуд в одну, в этом случае облигации ранее выпущенных государственных ссуд обменивают на облигации новой ссуды. Унификация предусматривает обмен ранее выпущенных нескольких ссуд на облигации новой ссуды. В отдельных случаях обмен может осуществляться по регрессивному соотношению - когда облигации предыдущих выпусков приравниваются к одной новой облигации в разных пропорциях: 2:1, 5:1, 10:1 и тому подобное.

      4. Отсрочка погашения ссуды - осуществляется  в период, когда выпуск новых  ссуд используется на обслуживание  ранее выпущенных государственных ссуд. Отсрочка погашения ссуды происходит тогда, когда государство уже выпустило большое количество долговых обязательств и условия их эмиссии не были выгодны. В таком случае большая часть поступлений от реализации облигаций новых ссуд направляется на выплату процентов и погашение ранее предоставленных кредитов. Правительство сообщает об отсрочке погашения ссуд, которое отличается от консолидации тем, что не только продлеваются сроки погашения, но и прекращается выплата прибылей.

      5. Обмен облигаций государственной ссуды по регрессионными соотношениями. В этом случае определенное количество ранее выпущенных облигаций ссуды равняется одной опять выпущенной облигации государственной ссуды.

      6. Аннулирование долговых обязательств государства - предопределено финансовой несостоятельностью государства оплатить свои обязательства из-за неблагоприятной экономической ситуации или из политических мотивов. Под аннулированием государственного долга понимаются мероприятия, в результате которых государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным ссудам. Аннулировать свои ценные бумаги государство может в случае банкротства или в результате прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти.

      7. Реструктуризация - это метод управления  долгом, используя который можно  значительно облегчить долговой  груз за счет пересмотра условий  и сроков уплаты общей стоимости  кредита и процентных платежей. Важную роль в управлении долгом и его реструктуризации играет сотрудничество с Парижским клубом, который разработал стандартизированные формы, методы и условия переоформления долгов [4, c. 124-127].

      Среди инструментов реструктуризации выделяют две основных группы:

      1)План  Парижского клуба

  • Для стран с низким уровнем дохода на душу населения (Неаполитанские условия, 1994): отсрочка выплаты основной части долга сроком до трех лет.
  • Для стран со средним уровнем дохода на душу населения (Хьюстонские, 1990, Лондонские, 1991, условия): конверсия соответствующих долгов на акции, предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую можно купить акции национальных компаний.

      2)План Бреди предусматривает:

  • Избежание простого списания долгов.
  • Вмешательство во внутренние дела государства (вроде политики МВФ).
  • Разнообразные схемы предоставления новых ссуд странам, которые чувствуют нехватку ликвидных средств.
  • Удлинение сроков выплаты долгов и списания некоторой их части при условии, что страны-кредиторы извлекут двойную выгоду, выкуп страной-должником части своих обязательств (10-15%) по резко сниженному валютному курсу.
  • Прекращение оттока капитала и в некоторых случаях - возвращение его в страну.
  • Реструктуризация долгов которая предусматривает предоставление преимущества некоторым из них [2].

      Важной  есть сфера управления государственным  долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии  займов, основными с которых есть уровень доходности ценных бумаг  для кредиторов, срок действия займов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру финансового рынка. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае если правильно учтено состояние экономики, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, льготы, которые предоставляются кредиторам и другие факторы. Изготовление, сохранение и распространение облигаций государственного займа возложено на соответствующие подразделы Министерства финансов Украины; реализация ценных бумаг – на банковскую систему [12].

      Управление  государственным внутренним долгом Украины осуществляет Министерство финансов Украины в порядке, согласованном  с Национальным банком Украины. Размещение долговых обязательств правительства Украины и предоставления гарантий от его имени осуществляет по его поручению Министерство финансов Украины. Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структура, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год [3, c.236].

      Создание  долгосрочных условий для стабильности финансовой системы Украины, обеспечение  стойкости внешнеэкономической позиции государства, недопущение чрезмерного возрастания долговой нагрузки на экономику страны, расширение инвестиционного потенциала реального сектора и полноценная интеграция экономики в мирохозяйственный комплекс требуют разработки концептуальной основы управления внешним национальным долгом Украины.

      В Украине, с учетом особенностей развития финансово-кредитной системы, стратегическими  направлениями долговой политики государства  должны стать:

    1. Поддержание размера государственного долга Украины на экономически безопасном уровне.
    2. Оптимизация структуры государственного долга и снижение стоимости его обслуживания.
    3. Удержание стабильной долговой позиции правительства и предотвращение возникновения кризисов ликвидности и платежеспособности.
    4. Продуктивное использование заемных средств и усиление инвестиционной направленности государственных займов.

      Эффективное управление долговыми обязательствами  правительства и соблюдение экономически неопасной долговой нагрузки будут  создавать почву для укрепления финансовой системы Украины, обеспечения платежеспособности государства и усиления стимулирующего влияния государства на социально-экономическое развитие.

      Уроки мирового опыта создают почву  для разработки научно обоснованных основ политики управления внешним государственным долгом Украины. Стратегическими ориентирами данной политики должны стать удержание умеренного размера государственного долга Украины, сбалансирование его структуры, оптимизация привлечения заемных средств для нужд государства и увеличения эффективности их использования.

  1. Уменьшение объемов размещения внешних государственных займов.
  2. Развитие внутреннего рынка заемных капиталов.
  3. Удержание умеренных объемов дефицита государственного бюджета.
  4. Снижение государственного долга в период масштабной приватизации государственного имущества [8, c. 255-258].

        
 

 

       Раздел 3. Государственный долг Украины

      3.1. Особенность государственного долга в Украине

      Государственный долг – это сумма прямых договорных обязательств органов государственного управления перед экономическими субъектами других секторов экономики (резидентами) и зарубежными кредиторами (см. приложение 1) [1, c.7].

      Бюджетный кодекс Украины определяет государственный  долг (долг АР Крым или долг местного самоуправления) как общую сумму  задолженности государства (АР Крым или долг местного самоуправления), которая состоит со всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств страны (АР Крым или местных советов), которые вступают в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, которые на основании законодательства или договора [3, c.226].

Информация о работе Государственный долг и его последствия для экономики страны