Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:12, реферат
Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение. К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иными субъектами физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственных заимствований Российской Федерации.
Анализ показывает, что объем государственного долга в 2010 году составил 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза.
Динамика объема и структуры государственного долга в 2008 - 2012 годах представлена на следующей диаграмме.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в
2008-2012 годах
млрд. рублей
8275,4
9 000,0
52,5%
01.01.2012 Проект
01.01.2013 Проект
Закон 204-ФЗ (с изм.)
47,5%
■ Государственный долг Российской Федерации
D Государственный
внешний долг Российской Федерации
■Государственный
внутренний долг Российской Федерации
Государственный
долг Российской Федерации, % ВВП
Структура государственного долга в 2010 - 2012 годах несколько изменится: доля внутреннего долга сократится с 64,1 % в начале 2010 года до 52,5 % в конце 2012 года, соответственно доля государственного внешнего долга вырастет с 35,9 % до 47,5%.
Существенно возрастает долговая нагрузка на федеральный бюджет: показатель отношения объема государственного долга к ВВП увеличится с 9,7 % в 2009 году до 15,4 % на конец 2012 года.
В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике широко используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения. Основой оценки долговой устойчивости служит комплексный анализ изменения основных показателей, характеризующих объем и структуру государственного долга, платежей по его обслуживанию и погашению, доходов и расходов федерального бюджета, ВВП.
В 2009 - 2012 годах резко сокращается долговая емкость (с учетом средств, аккумулированных в нефтегазовых фондах) вплоть до отрицательного значения в 2010 году (-)96,6 млрд. рублей, что отражает наличие проблем в осуществлении долгового финансирования и формировании доходной части федерального бюджета. При этом следует отметить, что значительное увеличение долгового финансирования наряду с тенденцией сокращения численности населения приведет к значительному (в 3,4 раза) увеличению объема государственного долга на душу населения (с 16,9 тыс. рублей в 2007 году до 58,5 тыс. рублей в 2012 году).
В то же время планируемое постепенное уменьшение в 2009 - 2012 годах отношения дефицита федерального бюджета к ВВП (с 8,3 % в 2009 году до 3 % в 2012 году) обусловливает снижение в перспективе долговой нагрузки на федеральный бюджет и, соответственно, повышение долговой устойчивости. Кроме того, такой показатель, как отношение государственного долга к доходам федерального бюджета к концу 2012 года, предусмотрен практически в 2,5 раза ниже принятого в мировой практике порогового значения (99,4 %), что также положительно характеризует ситуацию, складывающуюся в долговой сфере.
В настоящее время ведущие международные рейтинговые агентства оценивают способность Российской Федерации выполнять свои обязательства в полном объеме как достаточную. Вместе с тем агентства Standard & Poor's и Fitch Ratings понизили суверенный рейтинг Российской Федерации соответственно с ВВВ+ до ВВВ- и с ВВВ+ до ВВВ(стабильный).
Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на 2010 год предусматривались в сумме 304,0 млрд. рублей. По сравнению с отчетом 2008 года они увеличились на 150,7 млрд. рублей, или в 2 раза, по сравнению с утвержденными показателями на 2009 год - на 101,2 млрд. рублей, или в 1,5 раза.
Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2010 году вырасла до 3,1 % по сравнению с 2 % в 2008 году. При этом индекс долговой устойчивости федерального бюджета (не более 6 %) не превыселся.
Основными направлениями бюджетной политики на 2011 - 2012 годы прогнозируется рост процентных расходов в 2012 году до 561,0 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем утверждено на 2009 год. Относительно ВВП процентные расходы увеличатся с 0,5 % в 2009 году до 1 % в 2012 году, их доля в общих расходах федерального бюджета вырастет с 2,1 % до 5,8 % соответственно.
Динамика расходов на обслуживание государственного долга в абсолютных размерах и относительно ВВП в 2008 - 2012 годах приведена в следующей таблице.
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. |
2012 г. |
Темп роста 2012 г. к 2009 г., % (гр. 9/ гр. 3)*100 | |||||
| Факт |
Закон № 204-ФЗ (с изменениями) |
Оценка |
Проект |
Изменение (+), (-) (гр. 5-гр.З) |
Основные направления бюджетной политики |
Изменение (+), (-) (гр. 7 - гр. 5) |
Основные направления бюджетной политики |
Изменение (+), (-) (гр. 9-гр. 7) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации |
153,3 |
202,8 |
202,8 |
304,0 |
101,2 |
450,6 |
146,6 |
561,0 |
110,4 |
276,6 |
% ВВП |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,2 |
0,9 |
0,2 |
1,0 |
0,2 |
208,2 |
% к расходам федерального бюджета |
2,0 |
2,1 |
2,0 |
3,1 |
1,0 |
4,8 |
1,7 |
5,8 |
1,0 |
281,3 |
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или на 72,7 %.
Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в следующей таблице.
На 1 января 2008 года |
На 1 января 2009 года |
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года | |||||||
| факт |
факт |
Закон № 204-ФЗ (с изменениями) |
проект |
проект |
проект | ||||||
| млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
Государственный внутренний долг, всего |
1301,2 |
100 |
1499,8 |
100 |
2515,3 |
100 |
3301,8 |
100,0 |
4109,7 |
100,0 |
4344,3 |
100,0 |
в том числе: |
||||||||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) |
1248,9 |
96,0 |
1421,5 |
94,8 |
1965,7 |
78,1 |
2558,9 |
77,5 |
3329,7 |
81,0 |
3583,8 |
82,5 |
государственные гарантии |
46,7 |
3,6 |
72,5 |
4,8 |
543,1 |
21,6 |
735,8 |
22,3 |
772,5 |
18,8 |
752,6 |
17,3 |
прочая задолженность |
5,6 |
0,4 |
5,8 |
0,4 |
6,5 |
0,3 |
7,1 |
0,2 |
7,5 |
0,2 |
7,9 |
0,2 |
Объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составил на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к
концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга.
Динамика внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, в сопоставлении с ВВП в 1993 - 2012 годах представлена на следующей диаграмме.
Как показывает диаграмма, доля внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, в объеме ВВП резко возрастала в 1993 - 1997 годах, достигла максимума в 1997 году (19,3 % ВВП), за 1998 - 2008 годы снизилась до 3,4 % ВВП, с 2009 года увеличивается с 5,9 % до 6,7 %.
Общий объем эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации в 2010-2012 годах составит 2 624,75 млрд. рублей в номинальном выражении, из них ОФЗ -2 102,75 млрд. рублей и ГСО - 522,0 млрд. рублей, в том числе в 2010 году -869,3 млрд. рублей (соответственно 695,3 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2011 году -980,95 млрд. рублей (806,95 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2012 году -774,5 млрд. рублей (600,5 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей).
Анализ динамики показывает, что в структуре внутреннего госдолга в 2010 -2012 годах доля государственных гарантий будет составлять 22,3 %, 18,8 % и 17,3 % соответственно (в 2008 году - 4,8 %).
В связи с увеличением государственных внутренних заимствований расходы на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту. В 2010 году они прогнозировались в размере 194,0 млрд. рублей, что на 91,1 % превышает показатель 2009 года (101,5 млрд. рублей).
Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличилась с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году.
При расчете купонных ставок по ОФЗ, планируемым к размещению в 2010 году, показатели доходности определены Минфином России на уровне 9,5 - 10,5 % по краткосрочным инструментам и до 11-12% по среднесрочным и долгосрочным инструментам.
В связи с формированием в законопроекте бюджетных ассигнований только на 2010 год в материалах, предоставленных одновременно с законопроектом, отсутствуют данные о расходах на обслуживание внутреннего госдолга на 2011 и 2012 годы. Примерные расчеты этих расходов, проведенные Счетной палатой с учетом примененных для 2010 года условий и допущений, показывают рост расходов относительно 2010 года в 2011 году на 43 - 48 % и в 2012 году на 55 - 60 %.
По предварительным расчетам Счетной палаты, расходы на обслуживание госдолга достигнут 291,6 млрд. рублей в 2011 году и 352,0 млрд. рублей в 2012 году и увеличатся относительно ВВП с 0,45 % в 2010 году до 0,66 % в 2012 году.
Структура современного внутреннего долга РФ:
Купонные облигации
могут выпускаться с
Облигации федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.
Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости. Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.
Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые выпущены в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.
Эволюция рынка
Информация о работе Государственный долг и госкредит : понятие, сущность, виды