Государственный долг и госкредит : понятие, сущность, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:12, реферат

Описание

Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение. К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иными субъектами физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственных заимствований Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

курсовая иправленная.doc

— 246.50 Кб (Скачать документ)

Этап 1 связан с переходом  российских денежных властей от прямого  финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к  созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, этап 5 представляет современное развитие рынка внутреннего долга.

На рынке государственных  ценных бумаг за последние годы произошли  позитивные изменения: проведена новация  по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

  1. снижен уровень доходности по государственным облигациям;
  2. стратегия формирования портфеля внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
  3. значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.

Существует ряд мнений специалистов, что экспансия внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны.

Одним из негативных последствий  внутренних государственных заимствований  является так называемый «эффект  вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт.

 

 

 

 

 

 

 

3 Государственный кредит и основные способы погашения внутреннего долга

В Соответствии с БК РФ ( ст.77) бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются гос и мун унитарным предприятиям на условиях  и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставить информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных органов. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.

 Отношения по линии  госкредита нельзя смешивать  с банковским кредитом. Ссудный  фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица. При госкредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому госкредит выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов. За последние годы доля затрат на финансирование промышленности, энергетики, строительства в расходах федерального бюджета сократилась более чем в 4 раза. В то же время для большинства госпредприятий  кредитные ресурсы по-прежнему недоступны из-за высоких процентных ставок, превышающих рентабельность вложений. Связи с мировым экономическим кризисом были предприняты следующие меры.

Законопроект "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы России" был подписан президентом России Дмитрием Медведевым 13 октября. Согласно новому закону, Внешэкономбанк (ВЭБ) получил возможность предоставить российским предприятиям и финансовым организациям кредиты на рыночных условиях для рефинансирования внешних долгов. Для этого на депозите ВЭБ будут размещены 50 миллиардов долларов из золотовалютных резервов страны.

Сложности с рефинансированием  своих зарубежных долгов возникли у  отечественных организаций из-за мирового финансового кризиса. Дефицит ликвидности и рост ставок по кредитам привел к тому, что банки не хотят давать займы даже надежным производителям. Компаниям остается рассчитывать только на государственную поддержку. По условиям кредитования, претендент сможет получить от ВЭБа не менее ста миллионов и не более двух с половиной миллиардов долларов. На рассмотрение каждой заявки госкорпорация намерена тратить 18 дней. Помощь будет оказана только тем, кто взял кредиты за рубежом до 25 сентября 2008 года.

Еще до подписания пакета законов по поддержке экономики страны российский премьер-министр Владимир Путин заявил, что госкредиты смогут получить компании, работающие в реальном секторе экономики России и имеющие важное стратегическое значение. Таким образом он недвусмысленно дал понять, что кредиты получат, в основном, госпредприятия.

14 октября стало известно, что правительство решило удовлетворить  просьбу крупнейших нефтегазовых  корпораций страны - "Лукойла", "Роснефти", ТНК-BP и "Газпрома" - и выделить им на рефинансирование внешних долгов девять миллиардов долларов. Свою просьбу нефтяники обосновали падением цен на нефть на мировых рынках и финансовым кризисом. Предполагается, что больше всех получит "Роснефть" - 4,2 миллиарда долларов, "Газпрому" достанется миллиард долларов, ТНК-ВР - 1,8 миллиарда, а "Лукойлу" - два миллиарда. На следующий день с письмом к вице-премьеру России Игорю Сечину обратился "Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики",попросив выделить отрасли 50 миллиардов долларов госкредитов на реализацию инвестиционных программ. Кроме того, 17 октября стало известно, что государство намерено помогать российским оборонным предприятиям кредитами под 8-9 процентов годовых. Вице-премьер Сергей Иванов заявил, что компании "оборонки" должны получить и пятилетние отсрочки по налогам. По мнению Иванова, одной из форм правительственной помощи (а не национализацией) также является выкуп государством акций оборонных предприятий. Банк развития уже получил заявки от 35 корпоративных клиентов и 20 банковских структур на общую сумму свыше 50 миллиардов долларов. Дмитриев предупредил, что всем претендующим на госкредиты средств не хватит - ведь правительство не намерено увеличивать лимит средств, выделяемых на рефинансирование внешнего долга российских компаний.

Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных  налогов или повышение налоговых  ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный  долг. В долгосрочном временном интервале  это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование —пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.  Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части — прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным — расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.

В структуре погашения  долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года (см. рис.1). Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускаем платежных пиков и считает, что до 2010 г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков.

 

 

 

. Структура государственного  долга РФ по срокам погашения,  млрд. руб.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Управление государственным долгом и государственным кредитом: проблемы и возможности

Вплоть до осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных расходов и эффективного управления государственным долгом оставалась в тени. Однако, масштабное падение внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию, слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективность российской экономики сделали в текущем году проблему дефицитного финансирования в качестве инструмента стимулирования экономического развития одной из наиболее актуальных, призванной обеспечить национальной экономике не только прохождение острой фазы кризиса. Но и реализацию ее структурного реформирования.

Как следствие, претерпела корректировку и позиция государства в отношении предельного объема внутреннего государственного долга. Так, верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2010 г. был увеличен до 2094,73 млрд. руб.

На протяжении последних  нескольких лет на фоне понижающего тренда объема совокупной задолженности в процентах к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал. Очищенный от инфляции, темп роста объема внутренней задолженности РФ за период с 2004 по 2008 гг. фактически был сопоставим, а иногда и превышал темпы роста ВВП, что свидетельствует о переориентации источников финансирования государственных расходов с внешних на внутренние.

В связи с ожидаемым  существенным дефицитом федерального бюджета в 2010 г. до 7,7% ВВП в среднесрочной перспективе ставка на пополнение доходов федерального бюджета была сделана именно на наращивание внешних и внутренних заимствований. Однако, в условиях острого дефицита ликвидности на внутреннем и внешнем рынках, значительного размера внешнего долга российского корпоративного сектора размещение государственных долговых инструментов станет особенно затруднительным. Что создает реальную угрозу невыполнения программ внутренних и внешних заимствований не только в текущем году, но и в течение нескольких последующих лет. В целом, суммарный объем государственного долга в 2011 г. и среднесрочной перспективе планируется удержать в пределах до 16% ВВП, что, тем не менее, значительно ниже аналогичного показателя в ведущих экономиках мира. Однако, на фоне быстро исчезающих средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые на протяжении текущего и следующего года планируется направлять на погашение текущего дефицита бюджета, вопрос с реальным финансированием бюджетного дефицита будет стоять особенно остро в ближайшие несколько лет.

Таким образом, уже в 2011 г. заимствования как один из источников дефицитного финансирования государственных расходов станет основным, а возрастающий государственный долг, несомненно, должен стать одним из доминирующих инструментов стабилизирующей и одновременно стимулирующей политики государства. В этой связи с точки зрения эффективного управления государственным долгом в мировой практике уже сложились ряд заслуживающих внимания направлений, которые могли бы использоваться и в российской бюджетной политике.

Информация о работе Государственный долг и госкредит : понятие, сущность, виды