Государственный долг РФ его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности государственного долга РФ………………….5
Экономическое содержание государственного долга…………………5
Виды государственного долга РФ……………………………………...9
Управление государственным долгом РФ……………………………13
Глава 2. Анализ современного состояния государственного долга России……20
Анализ показателей государственного внешнего долга РФ…….......20
Анализ показателей государственного внутреннего долга РФ...…....23
Перспективы погашения государственного долга РФ…………...…..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы………………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

курсовая по гос.долгу РФ.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

                    

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Государственный и муниципальный долг»

на тему: «Государственный долг РФ, его структура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                      студент группы 8-22-8 ЗТ

                                                                                                  Кожева И.В.

 

Проверил:                                                                             Туганаева Е. Г.

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и особенности государственного долга РФ………………….5

    1. Экономическое содержание государственного долга…………………5
    2. Виды государственного долга РФ……………………………………...9
    3. Управление государственным долгом РФ……………………………13

Глава 2. Анализ современного состояния государственного долга России……20

    1. Анализ показателей государственного внешнего долга РФ…….......20
    2. Анализ показателей государственного внутреннего долга РФ...…....23
    3. Перспективы погашения государственного долга РФ…………...…..26

Заключение………………………………………………………………………….32

Список используемой литературы………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственные заимствования  уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

После аннулирования  государственного долга дореволюционной  России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.

С переходом к формированию основ рыночной экономики в начале 90-х годов Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.

Проблемы, связанные с  управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих  пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьёзным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию, возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Актуальность. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, можно отметить, что государственный долг играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Цель данной курсовой работы – исследование проблемы государственного долга, функций государственного долга и проанализировать состояние внешнего и внутреннего долга РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и особенности государственного долга РФ

 

    1. Экономическое содержание государственного долга

 

С появлением государства  возникли и его потребности, которые  надо было финансировать. Это вызвало  к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов – неналоговых платежей.

С течением времени налогов  и неналоговых доходов для  покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство  вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.

Государственный долг – это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.[5]

Основными причинами  образования государственного долга  являются 
дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Особенность государственного долга как финансового явления  состоит в возвратности, срочности  и платности предоставляемых  взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Частный ссудный капитал используется для кредитования хозяйствующих субъектов в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование ссудного капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создаёт условия для погашения кредита и уплаты процентов за счёт увеличения производимой добавленной стоимости.

Государственные долговые обязательства  могут существовать в различных формах:

  1. кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
  2. государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
  3. договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
  4. переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
  5. соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Любое государство в  выборе форм долговых обязательств стремится  к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.[6]

По структуре государственный  долг РФ состоит из нескольких групп  долговых обязательств:

  1. задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;
  2. задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;
  3. задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;
  4. внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;
  5. вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

По срокам государственные  долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный  долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

Существует несколько  классификаций государственного долга  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный  долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные  проценты, которые должны быть, выплачены  по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы  государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный  долг. Последнее понятие более  широкое и включает задолженность  не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведёт к росту государственного долга – внутреннего и внешнего.

Взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и международных финансовых рынков, внешние государственные гарантии и кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности и мире.

Негативные аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности народного хозяйства. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство отнимает у рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. Степень негативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг. В этих условиях инвесторы отдают безусловное предпочтение вложению средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных ценных бумаг (наряду с другими факторами) ведёт к росту ставки банковского процента за кредитные ресурсы, что делает банковскую ссуду неэффективной для предпринимателей.[11]

Чрезмерное увлечение  государства заёмными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных средств от хозяйственного и социального развития. Высокий уровень заимствований, если он к тому же сочетается с высокой доходностью государственных бумаг, ведёт к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Это рассматривается как негативный момент в развитии государственных финансов.

Если государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону  внешних займов, то возможно не только попадание в чрезмерную зависимость  состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но потеря политической независимости.

Активное использование  государственных экспортных гарантий и кредитов может сопровождаться нежелательными последствиями для  страны-гаранта или кредитора  в развитии внешних экономических  отношений, если процедура предоставления гарантий и кредитов не продумана до мельчайших деталей и не имеет прочной правовой основы. Любая техническая погрешность может обернуться в последствии серьёзной проблемой в работе по возврату государственных внешних долговых активов.

Информация о работе Государственный долг РФ его структура