Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:21, курсовая работа
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности государственного долга РФ………………….5
Экономическое содержание государственного долга…………………5
Виды государственного долга РФ……………………………………...9
Управление государственным долгом РФ……………………………13
Глава 2. Анализ современного состояния государственного долга России……20
Анализ показателей государственного внешнего долга РФ…….......20
Анализ показателей государственного внутреннего долга РФ...…....23
Перспективы погашения государственного долга РФ…………...…..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы………………………………………………...34
Только научно обоснованная
концепция развития и использования
государственных долговых отношений
в интересах общества может обеспечить
неуклонное повышение эффективности
управления государственным долгом.
Необходимое и достаточное
Однако отдельные стороны результативности управления государственным долгом можно измерить. В частности, о масштабах реализации ресурсов для финансирования бюджетного дефицита говорят ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных заимствований. Более полное представление об эффективности государственной долговой деятельности дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле:
Э = (П - Р) / Р * 100, где
П – поступления по системе государственного долга;
Р – расходы по системе государственного долга.
Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение совокупного государственного долга к объёму ВВП, выраженное в процентах (в международной практике он не должен превышать 40-42% ВВП). Этот же показатель, при необходимости более углубленного анализа, рассчитывается отдельно для внутреннего и внешнего долга.[4]
Показательным для характеристики долговой нагрузки является также отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объёму ВВП к доходам или расходам федерального бюджета, выраженное в процентах. И эти показатели при необходимости рассчитываются раздельно для внутреннего и внешнего долга.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и нефакторных услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания внешнего долга принято считать значение коэффициента, не превышающее 25%.
Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили многие программы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них – погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением её в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приёмы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.
Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками, но остальные приёмы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клуба кредиторов разработка программ конверсий внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективой могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.
В процессе разработки бюджета на 2008-2010гг. встал вопрос о росте расходов на обслуживание внутреннего долга страны.
Было подчеркнуто то, что соответствующий рост расходов на обслуживание государственного долга происходит на фоне роста негосударственного долга – увеличения заимствований компаний на внешних рынках. По данным Счётной палаты, негосударственный долг увеличился на конец 2006 года на 53 млрд. долларов – до 310 млрд. долларов.
В этой связи было принято
решение о необходимости
В 2008 году превышение привлечения средств над погашением государственного долга составит 0,5% ВВП, в 2009 году – 0,6% ВВП, в 2010 году – 0,7% ВВП. Это означает, что долг будет расти, но эти средства пойдут на финансирование текущих расходов бюджета.
Минфин Российской Федерации в 2008-2010гг. планирует привлечь на рынке государственных ценных бумаг 1,633 трлн. рублей. Так, в 2008г. планируется привлечь 463,299 млрд. рублей, в 2009г. – 496,733 млрд. рублей, в 2010г. – 673,265 млрд. рублей. Также за этот период планируется погасить долг по государственным ценным бумагам в объёме 343,115 млрд. рублей. Таким образом, объём чистого привлечения на рынке ценных бумаг в этот период составит 1,290 трлн. рублей. Так, в 2008г. будут погашены ценные бумаги на 94,225 млрд. рублей (чистое привлечение 369,044 млрд. рублей), в 2009г. – на 100,439 млрд. рублей (396,294 млрд. рублей), в 2010г. – на 148,421 млрд. рублей (524,844 млрд. рублей).
Задолженность по бюджетным ссудам и кредитам в 2008-2010гг. составит 19,92 млрд. рублей, в том числе в 2008г. – 6,055 млрд. рублей, в 2009г. – 6,77 млрд. рублей, в 2010г. – 7,096 млрд. рублей. При этом запланированы возвраты по бюджетным ссудам и кредитам на 56,737 млрд. рублей. Предоставлено же за это время будет 36,817 млрд. рублей ссуд и кредитов. За счёт внешних источников финансирования за три года планируется привлечь 94,31 млрд. рублей, а погасить долги по ним на 457,952 млрд. рублей. В том числе в 2008г. за счет внешних источников будет привлечено 37,461 млрд. рублей, погашено –
193,227 млрд. рублей, в 2009г. – привлечено 28,175 млрд. рублей, погашено – 127,842 млрд. рублей, в 2010г. будет привлечено 28,675 млрд. рублей, погашено – 136,883 млрд. рублей. Во внешних источниках финансирования в 2008-2010гг. кредиты международных финансовых организаций составят 43,393 млрд. рублей, за это время будут погашены кредиты на 62,754 млрд. рублей.
Согласно проекту долговой политики Минфина РФ на 2008-2010гг. основной задачей министерства в этой сфере в ближайшие годы будет повышение ликвидности внутреннего долгового рынка. В связи с дефицитным характером бюджета на 2008-2010гг. за три года планируется разместить ОФЗ на 1,6 трлн. рублей (чистое привлечение 1,3 трлн. рублей). Объём внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, составит 2,62 трлн. рублей на конец 2010г.
Также предполагается активнее использовать механизм государственных гарантий, особенно в отношении проектов, реализация которых требует активного участия государства; объём расходов, предусмотренных на 2008-2010гг., составляет почти 40 млрд. рублей. Объём внутренних заимствований согласно проекту не должен превышать 1% ВВП при благоприятной конъюнктуре (цены на нефть на уровне ориентира или выше). Политика внешних заимствований предполагает получение кредитов у международных финансовых организаций на сумму порядка 510 млн. долларов в 2009г. и 415 млн. долларов в 2010г. с сокращением общей суммы займов.
Заключение
Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и её практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто инвестиционные решения принимает интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования.
В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним. Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внутренний долг – это долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
В последние годы, благодаря
благоприятной конъюнктуре
Россия по размеру ВВП вышла на 10-е место в мире с показателем 1,27 трлн. долларов. А по долгосрочной стратегии развития страны, к 2020 году наша экономика должна стать пятой в мире. Ещё, будучи президентом, Владимир Путин поставил задачу максимально сократить внешний долг страны. Помог в этом рост доходов от экспорта нефти, который повысился благодаря повышению цен на углеводороды на международном рынке. Политика России в области государственного долга на 2009 год и среднесрочную перспективу направлена на снижение совокупного государственного долга РФ и замещение внешних источников финансирования внутренним заимствованиям. Ставится задача дальнейшего снижения стоимости его обслуживания и наращивания рыночной составляющей долга. Россия планирует совершенно отказаться от заимствований на международном рынке капиталов.
Внешний государственный долг России на 1 января 2008 года уменьшился на 13,7 процента и достиг 44,9 миллиарда долларов. В 2007 году на 1 января внешний государственный долг РФ составлял 52 миллиарда долларов. По оценкам Минфина, за первые два месяца 2008 года в части доходов федеральный бюджет был выполнен на 20,2 процента.
В начале февраля Россия полностью погасила внешний долг Международному банку экономического сотрудничества (МБЭС) в размере 118,4 миллиона долларов. В прошлом году Минфин досрочно погасил долг перед США в объёме 343 миллиона долларов и принял решение о погашении долга бывшего СССР в 470 миллионов долларов перед Объединенными Арабскими Эмиратами.
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) на 1 октября 2008 года составил 1378500,067 млн. рублей. Однако он будет возрастать, так как рассчитан исходя из потенциального спроса и предложения на государственные ценные бумаги.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты:
Литература:
Изд. 3-е, перераб. и дополн. - М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
Интернет ресурсы: