Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:21, курсовая работа
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности государственного долга РФ………………….5
Экономическое содержание государственного долга…………………5
Виды государственного долга РФ……………………………………...9
Управление государственным долгом РФ……………………………13
Глава 2. Анализ современного состояния государственного долга России……20
Анализ показателей государственного внешнего долга РФ…….......20
Анализ показателей государственного внутреннего долга РФ...…....23
Перспективы погашения государственного долга РФ…………...…..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы………………………………………………...34
На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном рынке государственного долга. Воздействие на котировки по государственным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего долга).
Четвертый этап – антикризисное управление – связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций, обилием которых отмечена новейшая российская история в период после распада СССР. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами на предмет пересмотра графика платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении новации и тому подобном.
Пятый этап – исполнение оригинальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных внутренних долгов.[11]
До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закреплённых целей государственных заимствований. Вне правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.
Глава 2. Анализ современного состояния государственного долга России
В последние годы, благодаря
благоприятной конъюнктуре
Внешний государственный долг России на 1 января 2008 года уменьшился на 13,7 процента и достиг 44,9 миллиарда долларов. В 2007 году на 1 января внешний государственный долг РФ составлял 52 миллиарда долларов. По оценкам Минфина, за первые два месяца 2008 года в части доходов федеральный бюджет был выполнен на 20,2 процента.
В начале февраля Россия полностью погасила внешний долг Международному банку экономического сотрудничества (МБЭС) в размере 118,4 миллиона долларов. Кроме того, в прошлом году Минфин досрочно погасил долг перед США в объёме 343 миллиона долларов и принял решение о погашении долга бывшего СССР в 470 миллионов долларов перед Объединенными Арабскими Эмиратами.
Задолженность по еврооблигационным займам в I квартале снизилась с 28,6 млрд. до 28,2 млрд. долларов. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба уменьшилась с 1,8 млрд. долларов до 1,6 млрд. долларов. Задолженность перед странами, не входящими в Парижский клуб, в январе-марте не изменилась и составила 2,2 млрд. долларов. Также не изменился объём задолженности перед странами, входившими в бывший Совет экономической взаимопомощи, на 1 апреля он равен 1,5 млрд. долларов.
Внешний долг федеральных органов управления по сравнению с началом года уменьшился на 4,8 млрд. долларов – до 31,1 млрд. долларов. В его структуре наиболее значимым остался новый суверенный российский долг (85,3%), который сократился на 2,2 млрд. долларов и на 1 октября 2008 года составил 26,5 млрд. долларов. Существенным (на 1,3 млрд. долларов) было снижение обязательств долговых ценных бумаг, номинируемых в иностранной валюте. Их объём на 1.10.2008 года оценивался в 20,0 млрд. долларов 9или 75,6% нового российского долг). На кредиты международных финансовых организаций приходилось 4,6 млрд. долларов (17,2%), на долг перед прочими кредиторами – 1,4 млрд. долларов (5,4%), на остальные категории – 0,5 млрд. долларов (1,9%).
Рис.1 Структура нового федерального внешнего долга России (по состоянию на 1.10.2008 год).
Объём задолженности бывшего СССР уменьшился за отчётный период на 2,5 млрд. долларов – до 4,6 млрд. долларов. В его структуре на обязательства перед прочими кредиторами приходилось 2,0 млрд. долларов (43% долга бывшего СССР), на обязательства перед бывшими социалистическими странами – 1,4 млрд. долларов (30,8%), объём прочей задолженности, включая последний непогашенный транш ОВГВЗ, оценивается в 1,2 млрд. долларов (25,7%). Задолженность перед странами – членами Парижского клуба не превышала 0,1 млрд. долларов (менее 1,0%).
Рис.2 Структура внешнего долга, принятого Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР (по состоянию на 1.10.2008 год).
Менее высокими темпами относительно сопоставимого периода 2007 года росла внешняя задолженность прочих секторов (18,2% против 43,6%). Её суммарный объём увеличился на 46,1 млрд. долларов – до 299,6 млрд. долларов. Удельный вес данной категории во внешнем долге РФ составил 55,4%. В составе обязательств прочих секторов перед нерезидентами наибольшая доля приходилась на кредиты – 83,5% (их объём вырос до 250,1 млрд. долларов). Удельный вес долговых обязательств перед иностранными прямыми инвесторами составил 10,3% (до 30,8 млрд. долларов). Задолженность по долговым ценным бумагам сократилась до 10,5 млрд. долларов, а её доля в структуре уменьшилась с 6,7% до 3,5%.
Государственный внешний долг России к 1 июля 2008 года уменьшился с 44,1 до 41,0 млрд. долларов.
Долг снизился в основном за счёт задолженности по облигациям внутреннего государственного валютного займа: она уменьшилась с 4,5 млрд. 1 апреля до нынешних 1,8 млрд. долларов. Задолженность по евро-облигационным займам в II квартале сохранилась на уровне 28,2 млрд. Задолженность перед международными финансовыми организациями снизилась с 4,8 млрд. до 4,7 млрд. В сумму внешнего долга также включаются гарантии, предоставленные Россией в иностранной валюте. На 1 июля 2008 года их объем не изменился по сравнению с данными на 1 апреля 2008 года и составляет 0,6 млрд.
Выплаты по внешнему долгу Российской Федерации в 2009 году составят 141 миллиардов долларов, свидетельствует график предстоящих выплат, опубликованный в пятницу Банком России.
При этом сумма основного долга, которую предстоит погасить, составляет 117,1 миллиарда долларов, сумма процентов – 23,9 миллиарда долларов.
Согласно графику, органам государственного управления предстоят выплаты на 3,0 миллиарда долларов основного долга (и еще 2,0 миллиарда долларов процентов), банкам – 52,1 миллиарда долларов (7,7 миллиарда долларов), прочим секторам – 62 миллиарда долларов (14,3 миллиарда долларов).
Возможность выплат по внешним долгам страна получила благодаря накоплению средств в Стабфонде за счёт высоких цен на нефть. Накопленные за счёт нефтяных сверхдоходов средства помогут РФ выстоять перед глобальными финансовыми катаклизмами.
2.2. Анализ показателей
государственного внутреннего
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) на 1 октября 2008 года составил 1378500,067 млн. рублей. Однако он будет возрастать, так как рассчитан исходя из потенциального спроса и предложения на государственные ценные бумаги.
Рис.3 Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах (по состоянию на 1.10.2008г.)
Объём внутреннего государственного долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, увеличился по сравнению с показателем на 1 января 2008г. (1 248 490 000 млн. руб.) на 14% и составил на 1 января 2008г. 1 421 470 000 млн. руб.
В структуре внутреннего долга 23% составляют облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – 328,17 млрд. руб., с начала года объём долга по этим облигациям увеличился на 14%. Бумаги с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) составляют в структуре долга 3% – 33,83 млрд. руб., долг по ним снизился на 34%. Объём облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) составил на 1 января 882,03 млрд. руб. (62% в структуре долга), увеличившись с начала года на 10%.
Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) составляют 10%, или 132 млрд. руб. (рост с 1 января 2008г. на 36%), государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) - 4%, или 45,41 млрд. руб. (объём вырос в 4,36 раза).
Таблица 1
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), (по состоянию на 1.03.2009г.)
млрд. рублей
Вид долгового обязательства |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-АД |
ГСО-ППС |
ГСО-ФПС |
Итого внутренний долг |
01.01.2009 |
328,170 |
33,828 |
882,026 |
45,415 |
132,000 |
1421,439 |
01.02.2009 |
329,999 |
33,828 |
882,026 |
45,415 |
132,000 |
1423,268 |
01.03.2009 |
329,999 |
33,828 |
882,026 |
35,415 |
132,000 |
1413,268 |
Государственный долг России в 2008 году стал самым низким за всю её современную историю и составил 8.5% ВВП. В других странах объём долга намного выше. В частности, в США он составляет около 60% ВВП, в Италии – 100% ВВП. С 2009 года Россия начнёт постепенно наращивать долг, в основном за счёт внутренних заимствований. И это будет абсолютно правильной политикой, создающей особые гарантии для инвестирования в Россию.
Правительство России утвердило объём внутреннего госдолга на 2009 год в размере 535,8 миллиарда рублей. Согласно распоряжению, подписанному премьер-министром России Владимиром Путиным, на эту сумму Минфин в 2009 году должен выпустить государственные облигации.
Программа внутренних заимствований
была одобрена правительством России
10 декабря 2008 года. Согласно документу,
в 2009 году Минфин должен выпустить облигации федерально
24 декабря 2008 года помощник президента России заявил, что федеральный бюджет страны в 2009 году станет дефицитным, впервые за последние 10 лет. Преобладание расходов над доходами планируется компенсировать из средств Резервного фонда, объём которого, по данным на 1 декабря 2008 года, составил 3,66 триллиона рублей. Не исключено также, что России придется прибегнуть к внешним рыночным заимствованиям.
Появлению дефицита бюджета
будут способствовать траты на преодоление
последствий глобального
Основные направления
политики Правительства Российской
Федерации в сфере
Эти направления долговой политики успешно реализуются Правительством России.
Согласно представленному документу Минфин России предлагает считать основными целями долговой стратегии следующие: