Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:28, курсовая работа
Государственный долг США, национальный долг США — деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем. В 2010 году государственный долг, по данным справочника ЦРУ, занимал 36-е место в мире по размеру в отношении ВВП.
3 августа 2011 года в
результате новых
4 августа 2011 года рейтинговое
агентство Standard & Poor's впервые (с
1860-х годов) снизило
Страна |
Млрд. долларов |
% |
Китай |
1159,8 |
25,69 % |
Япония |
912,4 |
20,21 % |
Великобритания |
346,5 |
7,68 % |
ОПЕК |
229,8 |
5,09 % |
Бразилия |
211,4 |
4,68 % |
Тайвань |
153,4 |
3,4 % |
Карибские банковские центры |
148,3 |
3,29 % |
Гонконг |
121,9 |
2,7 % |
Россия |
115,2 |
2,55 % |
Швейцария |
108,2 |
2,4 % |
Канада |
90,7 |
2,01 % |
Люксембург |
68 |
1,81 % |
Германия |
61,2 |
1,36 % |
Таиланд |
59,8 |
1,32 % |
Сингапур |
57,4 |
1,27 % |
Индия |
41 |
0,91 % |
Турция |
39,3 |
0,87 % |
Ирландия |
33,5 |
0,74 % |
Корея |
32,5 |
0,72 % |
Бельгия |
31,4 |
0,7 % |
Польша |
27,9 |
0,62 % |
Мексика |
27,7 |
0,61 % |
Италия |
25,4 |
0,56 % |
Нидерланды |
23,7 |
0,53 % |
Франция |
23,6 |
0,53 % |
Филиппины |
23,6 |
0,53 % |
Норвегия |
21,1 |
0,47 % |
Швеция |
20,9 |
0,46 % |
Колумбия |
19,9 |
0,44 % |
Израиль |
19,1 |
0,42 % |
Чили |
18,9 |
0,42 % |
Египет |
12,9 |
0,29 % |
Малайзия |
12,7 |
0,28 % |
Австралия |
12,3 |
0,27 % |
Остальные |
202,5 |
4,49 % |
Всего |
4514 |
Основные зарубежные держатели Казначейских ценных бумаг США. Данные за сентябрь 2009 года
Глава II. Внутренний и внешний долг США
Внешний долг США номинирован преимущественно в собственной валюте - долларах США. Этот долг тождествен долларовым сбережениям иностранного сектора; темпы его роста отражают стремление иностранцев делать сбережения в долларах США.
Внешний долг США на 1989 год 2,7 трлн. долларов, в 2001 - 5,7 трлн. долларов
По состоянию на 31 декабря 2009 года внешний долг США брутто составлял 13 триллионов долларов. По состоянию на 16 января 2011 года, долг составил 14 триллионов долларов, что является мировым рекордом в абсолютном выражении, но меньше долга целого ряда стран по отношению к размеру экономики (ВВП).
Основная часть этого
долга обеспечена ценными бумагами.
На июнь 2008-го года стоимость ценных
бумаг США в руках у
Для сравнения, в декабре 2007-го года американцы владели иностранными ценными бумагами на $7,2 трлн.
Основными источниками внешнего долга являются:
- Долги частного сектора
- Дефицит государственного бюджета
- Отрицательное сальдо торгового баланса США (с 1985 года объём импорта превышает объём экспорта).
- Процентные начисления на ранее выданные средства
Долг федерального правительства США
Долги правительства США имеют оценку кредитоспособности (АА+ по классификации Standard & Poor’s), поскольку номинированы в собственной валюте - долларах США и по этой причине не имеют кредитного риска (Федеральная резервная система (ФРС), США обладает эксклюзивным правом на эмиссию долларов и всегда может формально рассчитаться с кредиторами по любому долгу, номинированному в собственной валюте).
Долг федерального правительства США тождествен долларовым сбережениям внутреннего и внешнего частного сектора. Темпы его роста или снижения отражают изменение потребностей частного сектора делать сбережения в долларах.
На 1 сентября 2009 года долг федерального правительства составляет $11,8 трлн., или около 83% от американского ВВП. Примерно 60% этого долга находится на руках у инвесторов, в виде государственных облигаций. Остальные 40% являются внутри правительственным долгом (в значительной мере они держатся фондом социального страхования).
Примерно четверть госдолга ($3,6 трлн.) находится на руках иностранцев, главным образом центральных банков других стран. Основными иностранными держателями госдолга США являются Япония ($769 млрд) и Китай ($755 млрд на март 2010-го). Россия занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США. На 1 июля 2009 года доля американского государственного долга перед Россией составляла 118.0 млрд. долларов, или 3,8 %.
Госдолг США вырос на $470 млрд. в 2007-м году и (оценочно) на $1017 млрд. в 2008 г.
В настоящее время бюджет федерального правительства США имеет дефицит.
Кредиторы
Кредиторов можно разделить по институциональному признаку:
- Банки (потребительские кредиты и ценные бумаги)
- Инвестиционные фонды (ценные бумаги, долгосрочные займы)
- Государства, а точнее Центробанки (облигации, высоконадежные ценные бумаги, валютные резервы в долларах)
- Компании, осуществляющие прямые целевые инвестиции путем покупки активов или акций компаний США
Основными странами-кредиторами являются Китай и Япония. (Согласно отчету казначейства США о странах-владельцах казначейских облигаций.)
Япония за счет активного развития экономики в период после Второй мировой войны накопила значительные финансовые средства, которые предоставляет под очень низкий процент (около 0%). Это позволяет осуществлять заимствования «Carry trade» (кредит берётся в иенах, конвертируется и выдается в долларах, что позволяет заработать на разнице процентных ставок).
Китай за счет более чем двукратного превышения объёма экспорта над объёмом импорта в торговом балансе с США (около 233 млрд. долл. в 2006 году) получает большой объём долларовых платежей, который накапливает в золотовалютных резервах (ЗВР).
Поскольку большая часть поступивших в ЗВР долларовых средств не расходуется, а переводится в казначейские облигации США, это приводит к значительному росту ЗВР Китая (+43%, до 1,5 трлн. долл. за 2007 год) и Японии.
Однако в последнее время, из-за напряженности в политической обстановке, возникшей между США и Китаем, последний, для диверсификации своих валютных вкладов в декабре 2009 г. продал пакет государственных казначейских облигаций США на сумму 34,2 млрд. долл. В результате ведущим держателем американских долговых расписок стала Япония.
На 25 июля 2011 года госдолг США составляет уже около 14,5 трлн.
Внутренние долги США
тождественны внутренним сбережениям
США и отражают размер экономики
США - объём экономических
Общая задолженность американских домохозяйств составляет более $13 трлн. Потребительские долги (в основном кредитные карточки и автомобильные ссуды) домохозяйств США составили на июнь 2009-го $2500 млрд. Ипотечные долги немного превышали $11 трлн. Внутренние долги США тождественны внутренним сбережениям США и отражают размер экономики США - объём экономических взаимосвязей между её субъектами.
Общая задолженность американских домохозяйств составляет более $13 трлн. Потребительские долги (в основном кредитные карточки и автомобильные ссуды) домохозяйств США составили на июнь 2009-го $2500 млрд. Ипотечные долги немного превышали $11 трлн. в конце 2008-го.
Для сравнения, богатство-нетто (имущество минус долги) американских домохозяйств превышает $50 трлн., хоть и сильно упало в результате финансового кризиса.
Управление федеральным долгом США
К исходу фискального 2007 года (30-е сентября) долг превысил 9 трлн. долл. или 65,5 % ВВП. Предельный размер федерального долга США утверждается Конгрессом. Такой закон был принят в 1917 году. С тех пор размер максимального долга увеличивался довольно регулярно через изменение закона. В марте 2006 года он был увеличен до 9 трлн. долл. Тогда Сенат США одобрил инициативу Минфина об увеличении лимита государственных займов с $8,2 трлн. почти до $9 трлн. В сентябре 2007 года планка максимального долга была сдвинута ещё на 850 млрд. долларов (до 9,815 трлн. долларов) в конце 2008-го.
Глава III. Госдолг США: проблемы и последствия
Последнее время американский госдолг вышел на первые строчки новостных лент – то разгораются дебаты по поводу повышения его допустимого предела, то агентства начинают грозить срезать рейтинг по облигациям Федерального Казначейства США, то Федеральная резервная система (ФРС – Центробанк) принимается скупать бонды в попытке стимулировать экономику и кредитную активность. Попробуем разобраться, какие в этой сфере сейчас есть проблемы, почему они возникли и можно ли их как-то разрешить.
Источник трудностей американской казны коренится в событиях 30-летней давности. Одним из важных аспектов возникшей тогда рейганомики было уменьшение налогообложения богатых: если в начале 1980-х верхняя (для самых высоких доходов) ставка подоходного налога составляла около 70%, то к концу того десятилетия она опустилась ниже 30%. Между тем, сверхбогатый слой в Штатах всегда играл важную роль в общих поступлениях этого налога – причём эта роль росла по мере увеличения склонности властей капитализировать прибыли олигархии и социализировать её убытки (этот процесс идёт и сейчас): если в 1940/70-е годы 0.01% самых богатых получали 1% совокупного дохода американцев, то в 1980-е эта величина подскочила до 2-3%, а к началу последнего кризиса она и вовсе перевалила за 6%. Таким образом, реформы Нео либералов – как в экономике в целом, так и в налоговой сфере в частности – существенно подорвали доходы бюджета, и с тех пор его дефицит стал хроническим. В течение последующих 15 лет бремя долга удвоилось и к середине 1990-х превысило 60% ВВП, но это была ещё приемлемая и, в общем, управляемая величина – тем более, что в 1997-2001 годах в казне снова возник профицит.
Рис.1. Верхняя ставка подоходного налога в США, %
Источник: Налоговое управление США (Internal Revenue Service)
Однако прочие компоненты неолиберальной революции 1980-х сыграли ключевую роль в возникновении и развитии текущего мирового экономического кризиса – что, в свою очередь, крайне негативно повлияло на государственные финансы. Дело в том, что при одном и том же значении общего дохода населения чем сильнее расслоение в нём, тем ниже суммарный спрос: если средний класс и бедняки получают меньше, то они меньше и тратят – но богатые, ставшие обладателями "отобранных" у бедных денег, вовсе не спешат их израсходовать, поскольку с ростом дохода увеличивается и склонность к сбережениям. Таким образом, стимулы для богатых серьёзно подорвали совокупный спрос в США – и, дабы не вызывать падения экономики, властные алхимики придумали выход: они решили искусственно снизить процентные ставки, дабы удешевить кредит и побудить людей активно занимать у банков – а чтобы у экспертов не было претензий, многократно менялась методика расчёта инфляции, так что её официальные показатели стали всё более отставать от реальности. В результате зигзагообразного сокращения ставок средняя норма сбережений американцев почти обнулилась – зато образовались гигантские долги: всего за 20 лет отношение долга домохозяйств к их располагаемому доходу удвоилось, превысив 130%.
Рис.2. Норма сбережений и базовая процентная ставка в США, %
Источник: ФРС и Бюро экономического анализа Министерства торговли США
Рис.3. Отношение долга домохозяйств в США к их располагаемому доходу, %
Источник: ФРС и Бюро экономического анализа Министерства торговли США
Разумеется, так бесконечно продолжаться не могло – тем более, что аналогичный процесс шёл и у корпораций. Последние отреагировали первыми – в 2000 году лопнул пузырь доткомов, а вместе с ним серьёзно пострадали и прочие циклические отрасли экономики. Та рецессия была залита долларами, отчасти взятыми казной в долг – но в основном теми, которые банки выдали домохозяйствам. Это был настоящий кутёж взаймы: колоссальные кредиты, по большей части ипотечные, спровоцировали вертикальный взлёт рынка недвижимости – как по объёмам, так и по ценам. Более того, этот процесс имел самоподдерживающийся эффект – став обладателями резко подорожавших домов, американцы брали под них всё новые займы, тратя их уже на все прочие нужды (отдых, благоустройство, покупки товаров длительного пользования во главе с автомобилями и т.д.) Кредитный пузырь с оглушительным грохотом лопнул в 2007-2009 годах, ввергнув в рецессию заодно и всю мировую экономику, – которую в последние десятилетия вскормил штатовский спрос. Цены на жильё упали, а в реальном выражении рухнули – ведь эмиссионные программы стимулирования ещё и разогнали инфляцию. Согласно данным Роберта Шиллера (автора широко известного индекса цен на жильё в США) и исследованиям инфляции Джона Уильямса, основанным на методике 1990 года, обвал реальных цен на жильё получился поистине эпическим – уже вдвое всего лишь за 5 лет!