Государственный долг США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание

Государственный долг США, национальный долг США — деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем. В 2010 году государственный долг, по данным справочника ЦРУ, занимал 36-е место в мире по размеру в отношении ВВП.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 198.96 Кб (Скачать документ)

 

Рис.4. Индекс цен на жильё  в США, %

Источник: Роберт Шиллер (проект Irrational Exuberance), Джон Уильямс (проект Shadow government statistics)

  1. Долговая петля

Такова диспозиция после  развала всей конструкции, сооружённой  рейганомикой. Корпорации и домохозяйства  перегружены долгами – и ещё  больше их наращивать не могут в  любом случае. К тому же ипотечное  безумие середины прошедшего десятилетия  добавило жару – публика сидит  в резко подешевевших домах и  не только не лезет в новую ипотеку, но зачастую отказывается обслуживать  уже имеющиеся займы. Таким образом, агенты экономического роста, ключевые в рамках господствовавшей доселе неолиберальной модели, уже "отыграны" – причём надолго: домохозяйства потихоньку возвращают кредиты (не беря новые) и тем самым снижают долговое бремя – но, как видно из Рис. 3, путь возврата уровня долга к нормальным уровням слишком длинен и должен занять не одно десятилетие, так что тут ни на какой взлёт кредитов рассчитывать в обозримом будущем не приходится. Но ведь экономика росла в предыдущие десятилетия именно на искусственно раздутом спросе: под него созданы производственные мощности, а эффект мультипликатора многократно усилил наращивание спроса – и, как следствие, ответное увеличение предложения. И вдруг выясняется, что король голый – спрос был дутый, а реальный его размер много ниже: теперь предложение (т.е. производство) должно упасть – причём сильно, ибо и тут эффект мультипликатора усилит сжатие. Власти не хотят этого допустить и находят последний ресурс удержания искусственно высокого спроса: это казна.

Поэтому, едва случился обвал 2008 года, и стало ясно, что прежние локомотивы роста не работают, начался безумный рост госрасходов; чтоб оценить его масштаб, достаточно заметить, что бремя госдолга выросло на 30% ВВП всего за 3.5 года – при том, что на предыдущее увеличение на ту же величину ушло полтора десятилетия. По оценкам экспертов, 10-12% располагаемых доходов американцев сейчас приходится на дефицитное финансирование из бюджета – разумеется, это возможно только при гигантской дыре в казне: и вот уже третий год дефицит федерального бюджета составляет порядка 10% ВВП – стоит напомнить, что все программы Рузвельта времён Великой Депрессии на самом пике борьбы с ней не превышали 8% ВВП. И это при том, что бремя долга уже почти достигло 100% ВВП – за более чем 220 лет ведения статистики хуже было лишь во время Второй мировой войны, но уже к 1950 году отношение долга к ВВП опустилось ниже нынешних уровней; в Великую Депрессию оно ни разу не превзошло 45%. И все – от экспертов до рейтинговых агентств – признают, что такая ситуация нетерпима: она может грозить в будущем суверенным дефолтом – который, разумеется, совершенно неприемлем.

 

Рис.5. Отношение госдолга к ВВП в США, %

Источник: Федеральное Казначейство и Бюро экономического анализа США

Именно осознание этого  факта и вызывает жёсткие бодания  в политических верхах США. Республиканцы  воспользовались правом Конгресса  поднимать потолок размера госдолга – и делать это отказались: в  результате администрация вынуждена  выпускать новых облигаций ровно  столько, сколько погашается старых. Конечно, это лишь демонстрация, а  не выход: какой смысл запрещать  новые заимствования, если все намеченные траты уже прописаны в бюджете  на текущий финансовый год? Но оппозиция  хочет заставить правительство  урезать планы расходов на будущие  годы – а оно сопротивляется, ибо понимает: только казённые траты  удерживают экономику от обвала. Выхода из этого порочного круга нет: если балансировать бюджет, то коллапс экономики неизбежен; а если продолжать наращивать дефицит, то можно прийти к дефолту по неподъёмному долгу – причём затем экономика всё равно упадёт на ту же самую величину.

Неизбежность падения  экономики для устранения дисбаланса спроса и предложения – медицинский  факт: коллапс можно отсрочить (затягивая  долговую петлю), но не устранить. Ещё  можно маскировать неподъёмность  госдолга с помощью программ количественного смягчения ФРС – именно Фед скупил 70% выпущенных за период действия плана казначейских облигаций – и если эмиссию новых бондов не урезать, то вне центробанка просто не найдётся покупателей на все эти бумаги. Поэтому стратегический вопрос сейчас уже не "Что делать?", а "Когда начинать сворачивать бюджетные стимулы?" – это всё равно неизбежно. Конечно, главный сдерживающий фактор тут политический – выборы 2012 года, до которых власти хотят любой ценой удержать статус-кво. Но рано или поздно им придётся признать реальность, остановить безумную долговую гонку – и тем самым отпустить экономику в свободное плавание, которое закончится дефляционным сжатием.

 


Информация о работе Государственный долг США