Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:39, курсовая работа
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Введение………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля…………4
1.1 История развития государственного финансового контроля в России………….4
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля………………….9
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля……………..13
1.4 Развитие нормативно-правовой базы государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………16
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации……………………………………..22
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля………………………………..22
2.2 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов……………………24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………28
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2010 году………………………………………………………………………………………28
3.2 Основные направления деятельности Счетной платы Российской Федерации в 2011 году………………………………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы……………………
Фактический крах в России на рубеже последнего десятилетия ХХ века административно-командной экономики и вынужденный переход страны к рыночным методам хозяйствования, следствием чего стал отказ от преобладания государственной формы собственности и ликвидация в 1990 году органов народного контроля, подорвали прежние позиции государственного финансового контроля, разрушили его целостную систему. Упразднение механизмов контроля за деятельностью исполнительной власти создало почву для многочисленных злоупотреблений и даже хищений государственных средств.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила построение в России демократического общества. Началось коренное преобразование структуры государственной власти, основанное на принципах бюджетного федерализма и разделения властей. В частности, в Конституции 1993г. были законодательно закреплены государственная и муниципальная формы собственности, в том числе и финансовые ресурсы как объект, входящий в понятие «имущество» (ч.2 ст. 8 Конституции), а также разделение государственной собственности на государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность субъектов Российской Федерации (п. «д» ст. 71, п. «г» ст. 72 Конституции). Однако вопросы финансового контроля в Конституции 1993 года в свете указанных принципов не нашли должного отражения. Например, в Конституции отсутствуют указания на контрольные полномочия парламента, очень кратко и фрагментарно освещен вопрос организации контроля за исполнением федерального бюджета (ст. 101-103).
В этих условиях реальный контроль за государственными финансами продолжал осуществлять только Минфин России, но это был внутренний контроль исполнительной власти и ему подлежали, в основном, только средства федерального бюджета. Региональные органы исполнительной власти, которые согласно Конституции получили право самостоятельно распоряжаться государственной собственностью субъектов Российской Федерации, стали создавать собственные финансовые органы и органы финансового контроля. Но это также был только внутренний контроль исполнительной власти. Деятельность же самой исполнительной власти в финансово-материальной сфере, особенно в условиях масштабной приватизации, — оставалась абсолютно бесконтрольной
Вместе с тем, несмотря на свою краткость, указание в Конституции 1993г. (п. 5 ст. 101), что «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом» имеет огромное значение. Впервые в истории России открылась возможность организовать принятый во всех демократических странах внешний, независимый от исполнительной власти контроль за управлением государственными финансовыми средствами.
11 января 1995 года в соответствии с Конституцией был принят Федеральный закон № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», согласно которому был создан контрольно-счетный орган федерального уровня — Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи, полномочия, порядок и виды деятельности которого определены отдельным законом.
В своем выступлении на Совещании руководителей высших контрольно-ревизионных органов государств — участников СНГ заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин так охарактеризовал ее роль в государственном финансовом контроле: «Честно вам скажу, Правительство, Минфин почти некому по-настоящему проверить, кроме Счетной палаты. Но бюджетные средства — это 80-90% работы Правительства, контроль за всеми основными расходами: и операционными и выполнение программ. Поэтому роль Счетной палаты переоценить нельзя».
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечений процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет его назначение и содержание. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации[1]. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:
контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;
оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовый контроль, в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.), связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.
Конкретные формы и методы организации финансового контроля – это практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:
проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заемных и привлеченных;
анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;
финансовую оценку результатов инвестиционных проектов;
правильность и достоверность финансовой отчетности;
контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.
Финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами. Экономические и политические преобразования в РФ в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля, в связи с новой политической властью во главе с Президентом РФ возник президентский контроль.
Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счетная палата, Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура Министерства финансов РФ, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.
Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельность самих коммерческих банков со стороны Центрального банка РФ, так и за деятельностью самого Банка России со стороны законодательных органов.
В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание; происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.
Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительской власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля.
Необходимость государственного финансового контроля неоднократно обосновывалась видными советскими и российскими учеными, среди которых можно назвать Афанасьева В.Г., Белобжецкого И.А., Бурцева В.В., Быстрякова А.Я., Вознесенского Э.А., Володина С.А., Грачевой Е.Ю., Данилевского Ю.А., Жукова В.А. и др. Таким образом, понятие государственного финансового контроля в нормативных документах не закреплено и является предметом дискуссий, обобщая которые можно сформулировать следующую авторскую трактовку: государственный финансовый контроль – функция государственного управления, призванная обеспечить законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов в целях эффективного социально экономического развития страны, регионов и муниципальных образований.
Современные исследователи государственного финансового контроля сферы образования, такие как Т.В. Антипова, М.Р. Пачковский, О.И. Карепина, С.И. Троховцев и др. характеризуют финансовый контроль как неотъемлемый элемент системы управления финансированием системы образования.
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В частности, по субъектам проведения выделяют:
государственный, реализуемый через общегосударственный контроль (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов) и ведомственный (структуры подразделений министерств и других органов государственного управления);
негосударственный (внутренний – внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный)) и внешний – аудиторский (независимый, вневедомственный).
По сфере финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.
По форме проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки микроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.
Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике