Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:39, курсовая работа
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Введение………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля…………4
1.1 История развития государственного финансового контроля в России………….4
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля………………….9
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля……………..13
1.4 Развитие нормативно-правовой базы государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………16
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации……………………………………..22
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля………………………………..22
2.2 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов……………………24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………28
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2010 году………………………………………………………………………………………28
3.2 Основные направления деятельности Счетной платы Российской Федерации в 2011 году………………………………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы……………………
о результатах совместной проверки Счетной палатой и Управлением Генерального аудитора Королевства Норвегия эффективности использования государственных средств, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды от радиоактивного загрязнения;
о результатах эффективности расходования средств федерального бюджета, направленных на выполнение президентской программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»;
о результатах проверки государственного научного учреждения «Павловская опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени Н.И.Вавилова» и о других контрольных мероприятиях.
По итогам проведенных контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 333 представления Счетной палаты и 371 информационное письмо. Президенту Российской Федерации направлено 19 информационных писем. Правительству Российской Федерации направлено 100 информационных писем.
По итогам этих мероприятий Правительству РФ, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 267 представлений Счетной палаты и 351 информационное письмо. Правительству РФ направлено 3 представления Счетной палаты и 112 информационных писем.
Рис 2. Динамика направленных представлений в 2010 году по адресатам
В 2010 году в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, другие правоохранительные органы было направлено 217 материалов по результатам проведенных контрольных мероприятий. По материалам Счетной палаты возбуждено 41 уголовное дело.
В 2010 году нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 483,9 млрд. рублей. Наибольшая доля выявленных нарушений связана с неисполнением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (367 млрд. рублей, или 75,8 % общей суммы). Установлено нарушение законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму 37,5 млрд. рублей. Нарушения в сфере казны и оборота федерального имущества составили 8,6 млрд. рублей, нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности – 10,7 млрд. рублей и другие. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1,58 млрд. рублей.
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2010 году, приведены в приложении №1.
Приоритетными направлениями деятельности Счетной палаты на 2011– 2013 годы и планом работы на 2011 год, утвержденными Коллегией Счетной палаты, предусмотрено осуществление комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обеспечивающего реализацию задач и функций, возложенных на Счетную палату Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с задачами, поставленными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, Счетная палата в 2011 году осуществит комплекс контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых позволят оценить действенность мер, принимаемых органами исполнитель-ной власти, проверить эффективность использования бюджетных средств, направляемых: на модернизацию здравоохранения, включая развитие детской медицины; на технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц; на обеспечение углубленной диспансеризации детей и подростков; на реализацию новой стратегии развития российской фармацевтики; на расширение вакцинопрофилактики, обеспечение доступности детей и подростков к качественным препаратам и ранней диагностики у них туберкулеза, онкологических и иных опасных заболеваний; на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и повышение качества окружающей среды.
Планируется проверить ход реализации других важнейших задач, поставленных Президентом Российской Федерации, в том числе по вопросам, связанным с инновациями и модернизацией экономики, поддержкой инновационного центра «Сколково», укреплением воздушно-космической обороны страны, укомплектованием Вооруженных Сил Российской Федерации новейшим вооружением, реализацией мероприятий по обеспечению функционирования Таможенного союза, формированием Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, развитием международного сотрудничества в сфере безопасности.
В числе главных задач, на решении которых будут концентрироваться внимание и усилия Счетной палаты Российской Федерации в 2011 году:
обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
проведение комплекса важнейших контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых позволят оценить степень достижения стратегических целей и реализации приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти;
концентрация контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты на контроле эффективности принимаемых мер по реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, а также ряда иных важнейших концепций, стратегий, программ Правительства Российской Феде-рации, федеральных органов исполнительной власти.
В контексте создания эффективного государства планируется комплекс мероприятий по контролю за реализацией Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, Концепции создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости.
В рамках инновационного развития и модернизации экономики планируется провести комплекс мероприятий по контролю за реализацией Энергетической стратегии России на период до 2030 года, оценке результативности инвестиционных проектов, степени их инновационности и направленности на модернизацию отраслевой экономики, а также анализ мер по энергоэффективности и энергосбережению, принимаемых в определенных сферах реального сектора экономики, результативности реформ в области энергетики.
Усилия Счетной палаты планируется сосредоточить на оценке результативности налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, бюджетного законодательства, выявлении системных причин недопоступления доходов в бюджет, анализе долговой устойчивости экономики (бюджетной и корпоративной), повышении эффективности использования долговых инструментов, проверке эффективности использования государственной собственности и бюджетных средств, направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов, реформирование пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, обеспечение устойчивого роста экономики, формирование потенциала развития и повышение международного уровня Российской Федерации, укрепление обороноспособности и безопасности государства, реализацию функций государственной судебной власти.
Одним из основных приоритетов является осуществление контроля за реализацией таких важнейших международных проектов, как подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке в 2012 году, региональная интеграция России в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона.
Будет проводиться комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на выявление коррупционных рисков в сфере управления бюджетом, а также выработку предложений по совершенствованию законодательства в целях противодействия коррупции, преднамеренному и фиктивному банкротству.
В сфере межбюджетных отношений потенциал Счетной палаты будет сосредоточен на комплексном анализе, контроле за реализацией Концепции межбюджетных отношений, выработке рекомендаций по гармоничному развитию бюджетной системы Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях решения особо значимых региональных задач и проблем.
Особое внимание будет уделено мониторингу и оценке эффективности управления финансами и государственным имуществом в субъектах Российской Федерации, прежде всего в Северо-Кавказском, Южном и Дальневосточном федеральных округах. Впервые будет проведен анализ сбалансированности ресурсного обеспечения основных направлений социально-экономической политики в регионах в условиях внедрения стратегического планирования.
Отдельной задачей является дальнейшее повышение эффективности работы Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, совершенствование методологического, правового и информационно-технологического обеспечения ее деятельности, расширение взаимодействия с правоохранительными органами и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В этой связи особое значение будет иметь принятие внесенного Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 30 сентября 2010 года на рассмотрение Государственной Думы проекта федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Заключение
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.
При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.
Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.
Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.
1) Федеральный закон от 11 октября 1995г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 29.12.2010г.);
2) Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (ред. от 03.11.2011г.);
3) Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 22.06.2010г.);
4) Указ Президента РФ от 20 мая 2004г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 25.08.2010г.);
5) Отчет о работе Счетной палаты РФ в 2010 году. Утвержден коллегией Счетной палаты РФ (протокол №64К(766) от 28 декабря 2010г.);
6) Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003;
7) Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. «Финансовый контроль», Москва: Камерон, 2004г.;
Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике