Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:39, курсовая работа
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Введение………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля…………4
1.1 История развития государственного финансового контроля в России………….4
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля………………….9
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля……………..13
1.4 Развитие нормативно-правовой базы государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………16
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации……………………………………..22
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля………………………………..22
2.2 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов……………………24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………28
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2010 году………………………………………………………………………………………28
3.2 Основные направления деятельности Счетной платы Российской Федерации в 2011 году………………………………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы……………………
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставление финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.
По методам проведения, т.е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование, в отличие от проверки, охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ РФ за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России – за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящие к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или готовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использование выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Федеральным казначейством, Банком России, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Государственный и негосударственный контроль тесно взаимосвязаны и различаются лишь по субъектам контроля, а также целями и методами. В первом преобладает правовая и количественная сторона контроля, а во втором – аналитическая.
Государственный контроль направлен а отслеживание стоимостных пропорций распределения ВВП, движение во всех каналах денежных средств, связанных с формированием государственных финансовых ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и использования, преследуя цель увеличения поступления ресурсов в государственную казну и сокращение государственных издержек управления.
Негосударственный контроль (главным образом внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный)), напротив, преследует цель сократить отчисления в пользу государства и другие издержки с тем, чтобы повысить норму прибыли на вложенный капитал.
При этом, конечно государственный и негосударственный контроль ограничены рамками действующего законодательства.
Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективности во многом зависит от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне
1.4 Развитие нормативно-правовой базы государственного финансового контроля
В целом система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля (или его нормативно-правовая база) нам представляется 4-уровневой. Наглядно это показано на рис. 1.
В принципе законодательство о государственном финансовом контроле основывается на соответствующих нормативно-правовых актах об органах государственного финансового контроля, но данные акты, имеющие по сути локальный характер, формируют только саму возможность разработки некой интегративной правовой базы общей системы государственного финансового контроля, обеспечивающей ее реформирование и развитие. Конечно, логичнее было бы сначала разработать общий нормативно-правовой документ, а после, на его основе, уже акты об отдельных контрольных структурах. Но так как создание отдельных контрольных органов в стране в основном происходило, можно сказать, стихийно, т.е. без четкой и глубоко продуманной концепции всей системы, то и начинать придется «от достигнутого». При этом, естественно, необходимо будет изменить структуры и назначения отдельных органов государственного финансового контроля, а также создать дополнительные (изменив существующие и разработав новые соответствующие положения об органах).
Рис. 1. Предполагаемая система нормативно-правовых актов (нормативно-правовая база) государственного финансового контроля
При формировании нормативной базы государственного финансового контроля следует решить несколько важных задач, например, таких как:
- определить терминологию и понятийный аппарат государственного финансового контроля;
- разработать методологию государственного финансового контроля (цели, задачи, принципы и т.д.);
- определить организационную структуру системы государственного финансового контроля;
- определить органы правового регулирования государственного финансового контроля, их права и обязанности;
- определить субъектов права государственного финансового контроля;
- определить предмет, отношения регулирования, цели и задачи системы нормативно-правовых актов (законодательства) государственного финансового контроля;
- определить основные источники права государственного финансового контроля (нормативно-правовые акты) и уровни нормативно-правового регулирования;
- определить порядок построения системы нормативно-правовых актов государственного финансового контроля, ее структуру (части, разделы, подразделы и т.д., их расположение в определенной последовательности) и содержание;
- разработать порядок систематизации нормативно-правовых актов государственного финансового контроля;
- обозначить основные направления взаимодействия правовых актов государственного финансового контроля с актами иных подотраслей (сфер) .
Счетная палата РФ занимает особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов. Ее деятельность определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ[2].
Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием бюджетной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике