Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, чтобы:
-Провести анализ теоретической и практической деятельности существующей системы органов государственного финансового контроля на примере малого бизнеса и предложить некоторые пути совершенствование государственного финансового контроля в России.
-Проанализировать результаты опросов проведенных различными организациями по поводу нарушений прав предпринимателей во время контрольных мероприятий за последние два года, сравнить эти данные с данными такого же опроса, проведенного три года назад.
- Проанализировать предложение Дмитрия Медведева о запрете проверок малого бизнеса, рассмотреть мнения экспертов по поводу столь радикальной меры, сделать определенные выводы о несовершенстве государственного контроля и его функций.
- На примере налогового контроля убедиться в необходимости регламентации механизмов проверок, а также создания механизмов повсеместного исполнения принятых норм.

Содержание

Введение
I Организация финансового контроля:
1.1. Сущность финансового контроля
1.2. Модели и формы финансового контроля
1.3. Органы государственного контроля и их функции:
1.3.1 Министерство Финансов РФ. Казначейство РФ
1.3.2. Счетная палата РФ
1.3.3. Налоговые органы РФ
1.3.4.Федеральная служба налоговой полиции
1.3.5. Государственный таможенный комитет РФ
II Государственный контроль и его значение в рыночной экономике:
1.1 Анализ государственного контроля на примере малого и среднего бизнеса
1.2. налоговый контроль и его особенности в настоящее время.
2.3.Несовершенство механизмов государственного финансового контроля
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Все это, разумеется, вовсе не означает, что проблем с наплывом контролеров  у предпринимателей не возникает. Если вчитаться в публикации, посвященные  недавним громким скандалам с  участием бизнесменов, окажется: большинство претензий к крупным компаниям связано именно с ревизиями. Инициаторами проверок могут быть и налоговики, и милиция, и Росприроднадзор, и Роспотребнадзор- список контролеров в России огромен. Любую компанию в нашей стране вправе проверить 45 федеральных органов власти, не считая региональных и местных властных структур, количество которых даже трудно подсчитать.

У каждого из ревизоров всегда найдется достаточно поводов, чтобы явиться  к предпринимателю с проверкой. И действительно многие ревизии  завершаются штрафами, взятками, приостановлением деятельности, ликвидацией компании, а то и уголовным делом. Но эта часть функции государства по защите собственных прав граждан и законопослушного бизнеса от недобросовестных предпринимателей, нарушающих закон.

 Так в чем истинный запал  призывов «запретить проверки»? Борьба с коррупцией- это одно. Проверки же- совсем другое.

Реформа законодательства связанного с контролем над деятельностью  предпринимателей, продолжается ровно  столько, сколько существует в России частный бизнес. Эту ситуацию Константин Затолочный, юрист Калининградского центра поддержки предпринимательства описывает следующим образом:«Идет реформирование законодательства в части налогового и милицейского контроля, изменяется административное законодательство, банковское, природоохранительное. Но в последние годы принимается все больше очень правильных норм, связанных с ограничением прав различных контролеров. Более четко прописываются их права, в том числе относящиеся к периодичности контроля. Все это явно положительные сдвиги. Проблема не в проверках и не в законах, а в том, что эти законы нарушаются самими чиновниками. Поэтому нужно не запрещать проверки, а создавать механизмы исполнения принятых властями норм - это будет достаточно.» Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), с.36- 37.

Получается, что  процитированное выше высказывание президента является признанием весьма печального факта: огромный класс чиновников просто не подчиняется законам. Но спасет ли в таком случае снижение числа  контрольных мероприятий?

 Председатель  Общественно-экспертного совета  по малому и среднему бизнесу  при мэре и правительстве Москвы  Александр Иоффе считает посыл  Дмитрия Медведева о запрете  на проведение проверок совершенно  правильным. «У нас выходит так, что контроль направлен не на содействие цивилизованному бизнесу, а исключительно на наказание, - поясняет Иоффе.- Конечно, отменить все проверки не получится. Да это и не нужно. Но убрать дублирование, разогнать большую часть паразитирующих на бизнесе структур было бы хорошо». Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), с. 37.

 Однако Дмитрий Медведев не говорил о ликвидации дублирования функций и о реформировании законодательства. Речь шла о том, что ревизор будет обязан получить дополнительно разрешение на проведение проверки, а вовсе не об ограничении его контрольных функций. «Трудно себе представить, что налоговая инспекция или милиция пойдут за специальной санкцией суда или прокурора, - сомневается старший аналитик компании «ФБК-Право» Игорь Токарев.- Чем они будут мотивировать необходимость проведения проверки? Ведь нарушения можно выявить только во время, когда она проходит! Другой вопрос в том, что механизмы проверки нуждаются в регламентации. Следует оттачивать законодательство и практику соблюдений принятых законов». Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), с. 37.

Малый бизнес в России не контролирует только ленивый. Как заявил в Тобольске на заседании президиума Госсовета Медведев, только на федеральном  уровне предпринимателей у нас проверяют по 45 направлениям силами более 30 ведомств

Проверка- стресс для любого предпринимателя. К тому же ревизоры нередко угрожают затянуть мероприятие, требуя выполнение ряда условий. Например, сокращения суммы НДС к возмещению. Не каждый может противостоять такому давлению. Не случайно у нас столь популярны тренинги, в ходе которых психологи правоведы учат руководителей правильно общаться с ревизорами.

 Об упорядочении системы  проверок малого бизнеса и  реформе налогового администрирования  всерьез заговорили года три-четыре назад. По оценкам экспертов, тогда каждую столичную компанию всякого рода контролеры навещали не реже десяти раз за год. В лидерах уверенно держались представители МВД,СЭС, органы пожарного надзора и налоговики Все эти проверки носили довольно бессистемный характер и вытягивали у предпринимателей немало денежных средств. Ведь коррупция в стране, увы, еще не побеждена.

Для того, чтобы упорядочить  проверки сонма контролирующих инстанций, предлагались самые разные варианты. Например, увязать сроки проведения контрольных мероприятий с ИНН, чтобы бизнесмены точно знали, когда к ним «придут». Никто не призывал полностью ликвидировать внеплановые проверки, однако проводить их предлагалось лишь в исключительных случаях.

Другая идея сводилась  к тиражированию принципа «одного окна»: все контролеры должны были являться на предприятие одновременно. Наконец, самые радикальные предложения касались полного запрета проверок. Кстати, такой опыт уже есть у наших соседей: с 21 февраля 2008 года в Казахстане снова, как и несколько лет назад, действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, за исключением предприятий пищевой промышленности и компаний, работающих на фармацевтическом рынке. Это личная инициатива президента страны. Назарбаев уверен, что проверки тормозят развитие бизнеса, и не намерен возобновлять их до тех пор, пока механизмы контроля не будут отлажены. Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), с.39-40

Тем временем глава  МЧС Сергей Шойгу заявил, что и  его подчиненные вскоре станут меньше контролировать малый бизнес. Ныне в стране действует 120 тысяч (?) обязательных норм в области пожарной безопасности, тогда как Шойгу намеревается сократить список до 1200 позиций.

Есть мнение, что проверки вредят малому бизнесу  в меньшей степени, чем широко распространенная практика, позволяющая  чиновникам собирать с предпринимателей колоссальную коррупционную ренту, даже не прибегая к контрольным мероприятиям. Однако очевидно: постоянный бессистемный контроль до сих пор тормозит развитие малого бизнеса в стране.

Нам нужно по-революционному посмотреть на малый бизнес, должен появиться совсем другой подход к  малым предприятиям. Хватит воспринимать такие компании как что-то незначительное. Ведь предприниматели действительно способны совершить прорыв в нашей экономике!

Вот смотрите: США-страна, по размерам похожая на Россию. У  них 245 миллионов населения, у нас  – 145. Однако в Америке 22 миллиона субъектов  малого предпринимательства, а у нас сегодня- всего около четырех миллионов, а в свете последних событий, финансового кризиса, и эта цифра стремительно падает вниз. А нам следует в три-четыре раза увеличить количество субъектов малого бизнеса. Тогда доля таких компаний в ВВП страны составит не нынешние 15-17%, а почти 50-60%.

 Согласно  планам МЭРТ, к 2010 году доля занятых в малом предпринимательстве должна составить 50% трудоспособного населения при ежегодном приросте на уровне 70 000 новых компаний ( в развитых странах – около 200-300 тысяч). По оценкам НИСИПП, обороты малых предприятий в середине 2006года составил 5,403 трлн рублей (рост на 24,2%), а их инвестиции в уставной капитал превысил 67 млрд рублей. «Если в январе- июне 2005 года инвестиции выросли на 7,1%, то за аналогичный период 2006-го  рост показателя составил уже  35%»- говорится в исследовании НИСИПП. Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), ст.40-41

Возникает вопрос: в чем же главная причина медленного роста малого бизнеса? Дело в том, что у нас в стране создана такая система управления экономикой (в том числе система контроля), которая по определению нацелена на постоянное торможение, на сдерживание роста. Это изощренная разрешительная и контролирующая система. Фактически сегодня российский гражданин, который вполне мог бы попробовать себя в бизнесе, оценив все риски и представив себе сложнейший путь, который предстоит пройти, принимает решение не участвовать в этой гонке. Просто сходит с дистанции, еще до старта. Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), ст.41

Во всем мире проводятся исследования, призванные оценить численность населения, участвующих в создании новых  компаний. Это так называемая оценка предпринимательской активности. Так  вот, в России лишь 5% населения пытается создать свой бизнес, тогда как в развитых странах эта цифра колеблется у отметки в 10%. Проще говоря, у нас вдвое меньше тех, кто начинает заниматься бизнесом. Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), ст.41

 Нужно создать  условия для того, что бы люди поверили: у них получится. Конечно, может и не получиться. Но попробовать они себя смогут. У наших людей огромный потенциал. Человеческий капитал- это ведь не только образование, не только голова, мозги и знание, но и возможность применить все это на практике, раскрыть свой потенциал, найти себя. А какой выбор у нашего гражданина сейчас? Стать наемным работником или чиновником.

У нас слишком  высокие издержки на ведение бизнеса. Предприниматель зарабатывает рубль, а 10 копеек отдает на преодоление административных преград. Это очень много! А еще хуже, что в подобных условиях многие предприниматели оказываются просто неконкурентоспособными. У них не остается средств, чтобы продвигать свой товар на рынок, искать новые пути развития.

Да, сегодня  уже не так трудно открыть предприятие: в конце концов, более или менее действует система «одного окна». Куда сложнее начать реальный бизнес- получить множество разрешений и сертификатов. А если предприниматель хочет торговать с другими странами СНГ, не говоря уже о дальнем зарубежье, ему придется приготовить еще и массу документов для того, что бы его товар выпустили за границы страны. Это изнуряющая система постоянного вымогательства! Многие документы очень сложны, и не каждый предприниматель способен подготовить их самостоятельно. Так образуется своеобразный «силок», в который чиновники заманивают малый бизнес…Вот откуда у предпринимателей огромные траты, потери времени и сил.

И подобных барьеров у нас очень много. Например, контрольно-кассовые машины (дорогущая система). Они нужны для большого бизнеса, но для представителей малого бизнеса, которые платят налог на вмененный доход (который рассчитывается исходя  от площади торгового зала и численности работников) кассовый аппарат-это лишняя трата денег, ремонт и обслуживание которых порой обходятся дороже его стоимости. Уже давно говорится о том, что применение касс плательщиками ЕНВД – избыточная мера регулирования. Тем не менее Минфин против, Минпром- тоже. Оказывается, если мы ликвидируем эту контрольную функцию, то… пострадает отрасль, которая производит кассовые аппараты…Получается, что бизнес должен кормить паразитирующую на нем отрасль промышленности!

На заседании  президиума Госсовета Дмитрий Медведев предложил заменить разрешительную систему на уведомительную, а вместо лицензирования вводить страхование ответственности. Кстати, сама по себе лицензия не так страшна для предпринимателя. Страшно бесконечное хождение по аффилированным фирмам, которые якобы будут изучать деятельность компании. Весь этот квазибизнес надо убрать!

Однако, есть мнение, что чиновники будут блокировать  инициативы Медведева по защите малого бизнеса. Ведь они не заинтересованы в улучшении положения малого бизнеса! Их главная задача- сохранить  силки и капканы, чтобы заманивать туда предпринимателей, которые будут вынуждены методично платить. Сейчас у нас именно такая система- поборы, откаты, наезды. И все это кормит чиновников. Вектор чиновника направлен в одну сторону: не пущать, не давать, не разрешать.

Нам только кажется, что мы работаем в рыночной экономике. Мы взяли и декларировали, что вступили в рынок. Однако ключевой элемент рыночной экономики- высокая степень конкуренции и большое количество игроков. Крупными предприятиями не заполнишь всю страну, их число ограничено. Дело за малым и средним бизнесом.

Поэтому именно государство в первую очередь  должно оказывать малому бизнесу  поддержку. Так государство должно перейти от тотального контроля к  оценке рисков, от разрешительной системы  к уведомительной. В эту цепочку  нужно включить и страховые компании, но на сугубо рыночной основе. Так, чтобы это был рынок, а не вымогательство денег. Именно государство для  своего экономического развития должно оказывать и финансовую поддержку малому бизнесу. Последнему нужны возможности для старта и движения. И государство должно принимать на себя хотя бы части рисков. Например, субсидировать банкам процентную ставку или сокращать ее, участвовать в залоговом обеспечении. Ведь у малых предприятий, как правило, залогов нет.

Государство должно найти возможность помогать стартапам. Вот появилась у человека идея. Ему бы немного денег – он развил бы ее, сделал бы свой продукт. Но у него не хватает на это средств( так по объему кредитования малого бизнеса Россия занимает 148 место в мире.. Государство должно помочь ему в период становления. И помочь не только деньгами, помещением, но и технологиями продвижения идеи, ее коммерциализации. Пока об этом остается только мечтать. . Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), с.40-43.

До сих пор  этому сектору экономики на государственном уровне уделяется слишком мало внимания. Как объясняет председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса России Александр Попов, вся система законодательства в стране выстроена с учетом интересов крупного бизнеса… самим крупным бизнесом. Естественно при поддержке депутатов и чиновников. Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2007,-№9(91),ст.50

Контроль должен остаться. Но – понятный контроль. А  вообще, лучше всего стремиться к  самоконтролю. Предприниматель должен получить возможность уведомить государство, что будет контролировать себя самостоятельно. И пусть контролер проверяет, честен он был в рамках этой своей декларации или нет. Если нечестен- немедленно  в суд. Но если все в порядке, не нужно мешать людям работать.

Государство должно перейти от тотального контроля к  оценке рисков, от разрешительной системе  к уведомительной. В эту цепочку можно включить и страховые компании, но на сугубо рыночной основе. Так, чтобы это был рынок, а не вымогательство денег. Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), с. 43

 

2.2.Налоговый контроль, его особенности в настоящее время.

Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике