Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы:
-Провести анализ теоретической и практической деятельности существующей системы органов государственного финансового контроля на примере малого бизнеса и предложить некоторые пути совершенствование государственного финансового контроля в России.
-Проанализировать результаты опросов проведенных различными организациями по поводу нарушений прав предпринимателей во время контрольных мероприятий за последние два года, сравнить эти данные с данными такого же опроса, проведенного три года назад.
- Проанализировать предложение Дмитрия Медведева о запрете проверок малого бизнеса, рассмотреть мнения экспертов по поводу столь радикальной меры, сделать определенные выводы о несовершенстве государственного контроля и его функций.
- На примере налогового контроля убедиться в необходимости регламентации механизмов проверок, а также создания механизмов повсеместного исполнения принятых норм.
Введение
I Организация финансового контроля:
1.1. Сущность финансового контроля
1.2. Модели и формы финансового контроля
1.3. Органы государственного контроля и их функции:
1.3.1 Министерство Финансов РФ. Казначейство РФ
1.3.2. Счетная палата РФ
1.3.3. Налоговые органы РФ
1.3.4.Федеральная служба налоговой полиции
1.3.5. Государственный таможенный комитет РФ
II Государственный контроль и его значение в рыночной экономике:
1.1 Анализ государственного контроля на примере малого и среднего бизнеса
1.2. налоговый контроль и его особенности в настоящее время.
2.3.Несовершенство механизмов государственного финансового контроля
Заключение
Список литературы
Создавать дополнительные механизмы вовсе не обязательно. По крайней мере в некоторых сферах они уже появились, причем без какого либо участия судей и прокуроров.
Возьмем
в качестве примера налоговые
проверки. Имеется ряд признаков
по которым налоговики
Похожий метод
можно применять и на других направлениях,
по которым государство
Сегодня об «ужасах налогового контроля» уже почти никто не говорит. Зато предприниматели с явной опаской рассматривают на грозную фигуру Роспотребнадзора, который проверяет все подряд и в неограниченном количестве раз – от латвийских шпрот до банковских кредитов, - да на милиционеров, которых тоже никто не ограничивает по количеству проверок одной и той же фирмы. «В законе должны быть сформулированы четкие ограничения на количество проверок, - уверен Игорь Токарев ( «ФБК-Право».- по крайней мере плановых. Это было бы куда более простым, полезным и одновременно менее популистским предложением». Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), с. 37.
Приведем некоторые изменения в законодательстве налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2009 года
Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов
Статья 63 НК РФ |
Решение об изменении сроков уплаты
федеральных налогов |
Не регламентировано |
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога
Статья 64 НК |
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий 5 лет, может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации |
Не регламентировано |
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации
Статья 641 НК (новая) |
Отсрочка или рассрочка, может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки, обращается в Минфин России с заявлением, к которому прилагаются: - справка налогового органа о состоянии расчетов; - график погашения задолженности; - документы, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных последствий в случае единовременного погашения задолженности; - письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением ее заявления. Копия заявления направляется в налоговый орган по месту учета. Решение по заявлению принимается в течение месяца со дня получения. Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта РФ и или муниципального образования. Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм ЕСН, подлежащих зачислению во внебюджетные фонды, подлежит согласованию с ними. На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной ½ ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Отсрочка или рассрочка может предоставляться без способов ее обеспечения Решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов могут быть приняты только до 1 января 2010 года |
Не регламентировано |
Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Статья 67 НК |
На инвестиционный налоговый кредит может претендовать организация в случае выполнения ей государственного оборонного заказа. Инвестиционный налоговый кредит в этом случае предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией |
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, при: - проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства; - осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности; - выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению |
Порядок приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей
Статья 76 НК |
Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней или штрафа |
Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора |
Приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ |
Приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ | |
Приостановление операций организации по ее валютному счету, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций |
Не регламентировано | |
Операции организации по счетам в банке могут также быть приостановлены в случае непредставления декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока. Приостановление операций по счетам отменяется не позднее одного дня, следующего за днем представления декларации |
Приостановление операций по счетам отменяется не позднее одного операционного дня | |
Решение об отмене приостановления операций по счетам вручается представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения |
Решение об отмене приостановления операций по счетам вручается представителю банка под расписку или направляется в банк в электронном виде | |
Указанная копия передается налогоплательщику в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения |
Копия решения о приостановлении операций по счетам или решения об отмене приостановления операций передается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии решения | |
Приостановление операций организации по счетам в банке действует с момента получения банком решения и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций в банке |
Приостановление операций организации по счетам в банке действует с момента получения банком решения и до отмены этого решения | |
Приостановление операций по счетам организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения документов, подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа |
Приостановление операций по счетам организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения документов, подтверждающих факт взыскания налога | |
Действие решения о |
Не регламентировано | |
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Статья 88 НК |
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления декларации |
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и документов, которые должны прилагаться к декларации |
Если до окончания камеральной проверки налогоплательщиком представлена уточненная декларация, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика |
Не регламентировано | |
Порядок оформления результатов налоговой проверки
Статья 100 НК |
Акт проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения |
Акт проверки должен быть вручен под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения |
Порядок вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
Статья 101 НК |
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные при проведении камеральных или выездных проверок и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом, то такие документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением |
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста |
Решение о привлечении к |
Не регламентировано | |
Производство по делу о предусмотренных Налоговым кодексом налоговых правонарушениях
Статья 101.4 НК |
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных Налоговым кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением |
Не регламентировано |
Справедливости ради отметим: некоторые подвижки в части сокращения «проверочного» бремени наблюдается и в России. Так, общее количество проверок сократилось на 20%, а сами они стали куда более результативными. В апреле 2008-го Федеральная Налоговая служба сообщила: количество выездных проверок сократилось на 41% по сравнению с 2006годом, а их эффективность возросла. Значит, все-таки можно?Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), ст.40
2.3.Несовершенство механизмов государственного финансового контроля
Допустим невозможное: предложение Дмитрия Медведева, сформулированное в полемическом азарте, воплощается в жизнь. Что тогда? Скорее всего ничего не изменится. Выдачей специальных разрешений для ревизоров будет ведать такой же чиновник. А если нарушают закон проверяющие, почему судьи или прокурор, облеченные новыми функциями, должны немедленно встать на сторону предпринимателя?
Будь в России другая судебная система- такой метод мог бы сработать. Но увы, здесь и сейчас такой подход не применим.
- Когда в России были внесены
изменения в Уголовно-
Если верить данным проведенного ВЦИОМ опроса, предприниматели в основном полагаются на свои собственные силы, а вовсе не на чиновников или судей. 86% бизнесменов готовы обращаться в суд для защиты своих прав, однако доля желающих судиться резко снижается, как только гипотетическими контрагентами оказываются органы власти (54% опрошенных). Одновременно четырехкратно- с 11 до 40%- возрастает доля тех, кто не станет отстаивать свои права, если в роли ответчиков будут выступать не другие предприниматели, а органы власти.
С особым пессимизмом к тяжбам с органами власти относятся владельцы и руководители малых предприятий, а также компаний, действующих в сфере обслуживания, услуг и торговли. Здесь доли респондентов, которые даже не будут пытаться отстоять свои законные права в споре с властями, составляют 44 и 42% соответственно. Нежелание многих предпринимателей обращаться в суд, если в кресле ответчика окажется представитель власти, основано на уверенности: правило «перед законом все равны» в России не работает. Так 59% респондентов полагают, что у компаний, подобных их предприятию, шансы выиграть судебную тяжбу с органами власти невелики- или же их нет вовсе. И только 31% оценивает свои положительно.
Российский суд, по мнению бизнес- сообщества, рассчитан на справедливое разрешение конфликтов в том случае, когда спорящие субъекты находятся в равных «весовых категориях». Вот почему, как только речь заходит о возможностях компаний отстаивать в суде свои права в ходе конфликтов с другими фирмами, шансы на победу оцениваются предпринимателями куда более оптимистично- 82%.
Избранный президент полагает, что для чиновников проверка- самый главный источник дохода. «Я думаю,- заявил Дмитрий Медведев,- что у ряда сотрудников пожарных служб, эпидемиологического надзора, милиции эта мера( запрещение проверок –Прим. Авт.) вызовет как минимум очень сложные эмоции, если не сказать – предынфарктное состояние. Потому что это в основном то, чем они занимаются, и то, на чем они зарабатывают деньги- официально, и неофициально». Однако, как ни грустно, не только в проверках дело. Не только и не столько.
Для того чтобы открыть в Москве продуктовый магазин, нужно получить разрешения 18 различных органов власти. Если магазин будет работать ночью и иметь в ассортименте алкоголь, то «добро» должны дать уже 23 органа власти. И это не проверки. Это разрешения – главный источник благосостояния российских чиновников. Так вот, в процессе выдачи этих документов у чиновников появляется куда больше возможностей для вымогательства, чем при проверке, где действия более строго регламентированы, а результаты можно оспорить. Может быть, именно с этим связаны полученные нами результаты опроса, согласно которым четверть компаний вообще не сталкивается с ревизиями?
Любое решение, принятое чиновником в ходе ревизии, действительно можно оспорить в суде- как и отказ в выдаче разрешения. Но если нет лицензии, спорить и махать руками можно сколько угодно, однако работать компания все равно не будет. Сертификация продуктов, заключения пожарной службы- все эти действия носят сугубо разрешительный характер, однако не связаны непосредственно с проверками. А значит, даже если ревизии вдруг( что было бы по понятным причинам настоящим чудом) и запретят, административных барьеров меньше не станет. Зато, очевидно, станет меньше контроля именно в процессе деятельности.
Судя по массовой реакции на недавние
выступления, предприниматели поддерживают
Дмитрия Медведева в его
Заключение
Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия Центрального банка РФ в осуществлении монетарной политики, а также вновь созданных таких институциональных структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации.
Таким образом, в современном гражданском обществе государственная организация управления финансово-кредитной системой оказывается весьма сложной и требует для стабильности общественно- политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе в части регулирования экономики и ее финансовой сферы. Это во многом зависит от политической структуры общества и взаимодействия между различными партийными организациями. Особенно остро это ощущается сейчас. Возьмем к примеру 2006-2008 гг -государство поддерживало развитие малого и среднего бизнеса, об этом говорят и цифры статистики- 5% прирост малого бизнеса за год,- то сейчас, когда финансовый кризис в самом разгаре, картина поменялась с точностью до наоборот. И хотя государство и финансирует банки для последующего ими финансирования малого и среднего бизнеса, но изменений не последовало. Это связано в первую очередь с тем, что система контроля за финансами в нашей стране далека от совершенства. И что в результате? Банки, получившие государственные кредиты, вместо того, чтобы кредитовать малый и средний бизнес и тем самым развивать и поддерживать экономику страны, озаботились своей личной безопасностью и стали переводить деньги за границу, отдавая свои личные долги перед своими кредиторами и спасая свои деньги, вложенные в инвестиции западных партнеров.
Таким образом, развитие рыночной экономики в решающей мере зависит от функционирования финансово-кредитной системы, ее воздействие на реальную экономику определяется прежде всего эффективностью государственного контроля за финансами страны.
Таким образом, на основе проведенного исследования теоретической и практической деятельности существующей системы органов государственного финансового контроля, для дальнейшего повышения эффективности их работы предлагаю:
- своевременно
обеспечить деятельность
- как можно
скорее начинать осуществлять
действенную координацию
- иметь своих представителей (региональных инспекторов Счетной палаты Российской Федерации) во всех крупных регионах России, что позволило бы тогда с большей эффективностью использовать работников ее центрального аппарата;
- оказать содействие
в организации полноправных
- упростить
налоговую систему страны и
реально облегчить работу
- восстановить
отделения Центрального Банка
России во всех городах и
районах страны, чтобы средства
федерального бюджета и
- улучшить состояние бухгалтерского учета в подконтрольных организациях и повысить достоверность периодической отчетности, что имеет огромное значение для повышения эффективности работы контролирующих органов;
- осуществлять
более тщательный подбор
- принять этический кодекс ревизора. Он обязателен по существу и рекомендателен по форме документа; призван ориентировать, подсказывать, давать советы, анализировать ситуации, указывать пути поведения в пределах обязательных норм и правил, которые определяются законодательными и иными нормативно-правовыми актами и конкретизируются морально-этическими требованиями. Этот кодекс поможет сделать государственный финансовый контроль эффективнее, но его принятие маловероятно, пока не принят закон о государственном финансовом контроле.
И наконец, на мой взгляд, при такой низкой заработной плате работников государственных контролирующих органов (относительно коммерческой сферы - аудита) говорить о повышении эффективности государственного финансового контроля не приходится.
Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике