Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, чтобы:
-Провести анализ теоретической и практической деятельности существующей системы органов государственного финансового контроля на примере малого бизнеса и предложить некоторые пути совершенствование государственного финансового контроля в России.
-Проанализировать результаты опросов проведенных различными организациями по поводу нарушений прав предпринимателей во время контрольных мероприятий за последние два года, сравнить эти данные с данными такого же опроса, проведенного три года назад.
- Проанализировать предложение Дмитрия Медведева о запрете проверок малого бизнеса, рассмотреть мнения экспертов по поводу столь радикальной меры, сделать определенные выводы о несовершенстве государственного контроля и его функций.
- На примере налогового контроля убедиться в необходимости регламентации механизмов проверок, а также создания механизмов повсеместного исполнения принятых норм.

Содержание

Введение
I Организация финансового контроля:
1.1. Сущность финансового контроля
1.2. Модели и формы финансового контроля
1.3. Органы государственного контроля и их функции:
1.3.1 Министерство Финансов РФ. Казначейство РФ
1.3.2. Счетная палата РФ
1.3.3. Налоговые органы РФ
1.3.4.Федеральная служба налоговой полиции
1.3.5. Государственный таможенный комитет РФ
II Государственный контроль и его значение в рыночной экономике:
1.1 Анализ государственного контроля на примере малого и среднего бизнеса
1.2. налоговый контроль и его особенности в настоящее время.
2.3.Несовершенство механизмов государственного финансового контроля
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

 

 Создавать дополнительные механизмы вовсе не обязательно. По крайней мере в некоторых сферах они уже появились, причем без какого либо участия судей и прокуроров.

 Возьмем  в качестве примера налоговые  проверки. Имеется ряд признаков  по которым налоговики выбирают  себе «жертв» - кандидатов на  ревизию. Мало того, решение о  поведении проверки принимает  не ряд чиновников УФНС, а руководитель подразделения. «109 признаков недобросовестности налогоплательщиков,- говорит член палаты налоговых консультантов Наталья Колыванова,- позволяют налоговым органам почти безошибочно определить налогоплательщика, допускающего нарушения. При этом сами по себе проверки должны приносить результат. И не случайно за последние годы число налоговых ревизий уменьшилось. То есть механизм оказался вполне эффективным. Об этом можно судить и по увеличению количества судебных дел, связанных с оспариванием результатов проверок, которые налоговики в результате выигрывают».

Похожий метод  можно применять и на других направлениях, по которым государство осуществляет контрольные функции. Как только налоговые проверки стали строго регламентированы, их количество резко сократилось. А вместе с ним снизился градус недовольства предпринимателей.

Сегодня об «ужасах  налогового контроля» уже почти  никто не говорит. Зато предприниматели  с явной опаской рассматривают  на грозную фигуру Роспотребнадзора, который проверяет все подряд и в неограниченном количестве раз – от латвийских шпрот до банковских кредитов, - да на милиционеров, которых тоже  никто не ограничивает по количеству проверок одной и той же фирмы. «В законе должны быть сформулированы четкие ограничения на количество проверок, - уверен Игорь Токарев ( «ФБК-Право».- по крайней мере плановых. Это было бы куда более простым, полезным и одновременно менее популистским предложением». Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), с. 37.

Приведем некоторые  изменения в законодательстве налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2009 года 

Органы, уполномоченные принимать решения об изменении    сроков уплаты   налогов  

 

Статья 63 НК РФ

Решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов принимается      министром финансов Российской Федерации

Не регламентировано

Порядок и условия  предоставления отсрочки или рассрочки  по   уплате   налога 

 

Статья 64 НК

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок,   не   превышающий 5 лет, может быть предоставлена по решению министра финансов     Российской Федерации

Не регламентировано

Порядок и условия  предоставления отсрочки или рассрочки  по   уплате   федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации  

 

Статья 641 НК (новая)

Отсрочка или рассрочка, может быть предоставлена, если   размер   задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о     предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее     единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных     социально-экономических последствий.

Организация, претендующая на получение отсрочки или   рассрочки,   обращается в Минфин России с заявлением, к которому прилагаются:

-   справка налогового органа о состоянии расчетов;

-   график погашения задолженности;

-   документы, свидетельствующие об угрозе   возникновения неблагоприятных   последствий в случае единовременного погашения   задолженности;

-   письменное согласие организации на разглашение   сведений, составляющих   налоговую тайну, связанных с рассмотрением ее   заявления.

Копия заявления  направляется в налоговый орган  по месту   учета.

Решение по заявлению  принимается в течение месяца со дня   получения.  

Решение об отсрочке или о рассрочке в части  сумм, подлежащих     зачислению в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, подлежит согласованию     с финансовыми органами субъекта РФ и или муниципального образования.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части  сумм ЕСН,   подлежащих   зачислению во внебюджетные фонды, подлежит согласованию с ними.

На сумму  задолженности, в отношении которой  принято   решение об   отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной     ½ ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей за период отсрочки или     рассрочки.

Отсрочка или рассрочка может предоставляться без способов   ее   обеспечения

Решения об изменении сроков уплаты федеральных   налогов могут   быть приняты только до 1 января 2010 года

Не регламентировано

Порядок и условия  предоставления инвестиционного   налогового кредита 

 

Статья 67 НК

На инвестиционный налоговый кредит может претендовать   организация в   случае выполнения ей государственного оборонного заказа.

Инвестиционный  налоговый кредит в этом случае   предоставляется на   суммы кредита, определяемые по соглашению между   уполномоченным органом   и заинтересованной организацией

Инвестиционный  налоговый кредит может быть предоставлен     организации, при:

-   проведение организацией НИОКР либо   технического перевооружения   собственного производства;

-   осуществление организацией внедренческой или   инновационной   деятельности;

-   выполнение организацией особо важного заказа   по   социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо     важных услуг населению

Порядок приостановление  операций по счетам в банках   организаций и   индивидуальных предпринимателей 

 

Статья 76 НК

Приостановление операций по счетам в банке применяется для     обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней или штрафа

Приостановление операций по счетам в банке применяется для     обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора

Приостановление операций по счету  не распространяется на   операции   по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей),     сборов, страховых взносов,   соответствующих пеней и   штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ

Приостановление операций по счету  не распространяется на   операции   по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых     платежей), сборов, пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему     РФ

Приостановление операций организации  по ее валютному   счету,   означает прекращение банком расходных операций по этому счету в   пределах   суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной   в   решении о приостановлении операций, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату     начала действия приостановления операций

Не регламентировано

Операции организации  по счетам в банке могут также  быть приостановлены     в случае непредставления декларации в течение 10 дней по истечении     установленного срока.

Приостановление операций по счетам отменяется не позднее одного дня,   следующего за днем   представления декларации

Приостановление операций по счетам отменяется не позднее одного   операционного дня

Решение об отмене приостановления  операций по счетам   вручается   представителю банка по месту   нахождения этого банка под   расписку или направляется в банк в электронном   виде или иным   способом,   свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее   дня, следующего за   днем принятия такого решения

Решение об отмене приостановления  операций по счетам   вручается   представителю банка под расписку или направляется в банк в   электронном   виде

Указанная копия передается налогоплательщику в срок не позднее дня,   следующего за днем   принятия такого решения

Копия решения о приостановлении  операций по счетам или   решения об отмене   приостановления операций передается налогоплательщику под расписку   или   иным способом, свидетельствующим о дате получения копии решения

Приостановление операций организации  по счетам в банке   действует с   момента получения банком решения и до получения банком решения налогового   органа об отмене приостановления   операций в банке

Приостановление операций организации по счетам в банке   действует с   момента получения банком решения и до отмены этого решения

Приостановление операций по счетам организации в банке   отменяется   решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем   получения документов,   подтверждающих факт взыскания налога, пеней,     штрафа

Приостановление операций по счетам организации в банке   отменяется   решением налогового органа не позднее одного операционного дня,   следующего за днем получения   документов, подтверждающих факт взыскания   налога

Действие решения о приостановлении  операций по счетам   организации в   банке может приостанавливаться (решение отменяется) в случаях,     предусмотренных Налоговым кодексом

Не регламентировано

Порядок проведения камеральной налоговой проверки 

 

Статья 88 НК

Камеральная проверка проводится уполномоченными    должностными лицами   налогового органа в течение трех месяцев со дня   представления   декларации

Камеральная проверка проводится уполномоченными    должностными лицами   налогового органа в течение трех месяцев со дня   представления   налогоплательщиком декларации и документов, которые должны прилагаться к   декларации

Если до окончания  камеральной проверки налогоплательщиком представлена     уточненная декларация, проверка ранее поданной декларации прекращается   и   начинается новая камеральная проверка на основе уточненной   декларации.

Прекращение камеральной  проверки означает прекращение всех   действий   налогового органа в отношении ранее поданной декларации. При этом     документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной     камеральной проверки, могут быть использованы при проведении   мероприятий   налогового контроля в отношении налогоплательщика

Не регламентировано

Порядок оформления результатов налоговой проверки 

 

Статья 100 НК

Акт проверки в   течение пяти дней с даты этого акта должен быть   вручен под расписку или   передан иным способом, свидетельствующим о   дате его получения

Акт проверки должен быть вручен под расписку или передан   иным   способом, свидетельствующим о дате его получения

Порядок вынесение  решения по результатам рассмотрения   материалов   налоговой проверки 

 

Статья 101 НК

При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные     доказательства, в том числе документы,   ранее истребованные у лица,   в отношении которого проводилась проверка,   документы, представленные   при проведении камеральных или выездных проверок и   иные документы,   имеющиеся у налогового органа.

Не допускается   использование доказательств, полученных с   нарушением Налогового кодекса. Если   документы (информация) о   деятельности налогоплательщика были представлены   налогоплательщиком в   налоговый орган с нарушением сроков, установленных   Налоговым кодексом,   то такие документы (информация) не будут считаться   полученными с   нарушением

При рассмотрении материалов проверки исследуются   представленные   доказательства.

В ходе рассмотрения   может быть принято решение о привлечении в   случае необходимости к участию в   этом рассмотрении свидетеля,   эксперта, специалиста

Решение о привлечении к ответственности  за совершение   налогового правонарушения   и решение об отказе в привлечении к ответственности   должно быть   вручено в течение пяти дней после дня его вынесения

Не регламентировано

Производство  по делу о предусмотренных Налоговым  кодексом   налоговых   правонарушениях  

 

Статья 101.4 НК 

Не допускается  использование доказательств, полученных с   нарушением   Налогового кодекса.

Если документы (информация) были представлены лицом,   привлекаемым к   ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных     Налоговым кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут     считаться полученными с нарушением

Не регламентировано


Справедливости  ради отметим: некоторые подвижки в  части сокращения «проверочного» бремени  наблюдается и в России. Так, общее  количество проверок сократилось на 20%, а сами они стали куда более результативными. В апреле 2008-го Федеральная Налоговая служба сообщила: количество выездных проверок сократилось на 41% по сравнению с 2006годом, а их эффективность возросла. Значит, все-таки можно?Бизнес Журнал для малого и среднего бизнеса, -2008,-№8(113), ст.40

 

2.3.Несовершенство механизмов государственного финансового контроля

 

Допустим невозможное: предложение  Дмитрия Медведева, сформулированное в полемическом азарте, воплощается в жизнь. Что тогда? Скорее всего ничего не изменится. Выдачей специальных разрешений для ревизоров будет ведать такой же чиновник. А если нарушают закон проверяющие, почему судьи или прокурор, облеченные новыми функциями, должны немедленно встать на сторону предпринимателя?

Будь в России другая судебная система- такой метод мог бы сработать. Но увы, здесь и сейчас такой подход не применим.

- Когда в России были внесены  изменения в Уголовно-процессуальный  кодекс и все аресты должен  был санкционировать суд, мы  думали: теперь количество заключенных  под стражу подозреваемых решительно  снизится,- комментирует член Московской  коллегии адвокатов Алексей Куницин.- Но результат оказался прямо противоположным. Суды у нас почти всегда принимают сторону правоохранительных органов, а решения об аресте выносятся в массовом порядке, в буквальном смысле этого «оптом». Судьи рассматривают по 10-15 дел сразу и в 90% случаев принимают поводы правоохранительных органов.

Если верить данным проведенного ВЦИОМ  опроса, предприниматели в основном полагаются на свои собственные силы, а вовсе не на чиновников или судей. 86% бизнесменов готовы обращаться в суд для защиты своих прав, однако доля желающих судиться резко снижается,  как только гипотетическими контрагентами оказываются органы власти (54% опрошенных). Одновременно четырехкратно- с 11 до 40%- возрастает доля тех, кто не станет отстаивать свои права, если в роли ответчиков будут выступать не другие предприниматели, а органы власти.

С особым пессимизмом к тяжбам с  органами власти относятся владельцы  и руководители малых предприятий, а также компаний, действующих  в сфере обслуживания, услуг и  торговли. Здесь доли респондентов, которые даже не будут пытаться отстоять свои законные права в споре с властями, составляют 44 и 42% соответственно. Нежелание многих предпринимателей обращаться в суд, если в кресле ответчика окажется представитель власти, основано на уверенности: правило «перед законом все равны» в России не работает. Так 59% респондентов полагают, что у компаний, подобных их предприятию, шансы выиграть судебную тяжбу с органами власти невелики- или же их нет вовсе. И только 31% оценивает свои положительно.

Российский суд, по мнению бизнес- сообщества, рассчитан на справедливое разрешение конфликтов в том случае, когда спорящие субъекты находятся  в равных «весовых категориях». Вот  почему, как только речь заходит  о возможностях компаний отстаивать в суде свои права в ходе конфликтов с другими фирмами, шансы на победу оцениваются предпринимателями куда более оптимистично- 82%.

 Избранный президент полагает, что для чиновников проверка- самый главный источник дохода. «Я думаю,- заявил Дмитрий Медведев,- что у ряда сотрудников пожарных служб, эпидемиологического надзора, милиции эта мера( запрещение проверок –Прим. Авт.) вызовет как минимум очень сложные эмоции, если не сказать – предынфарктное состояние. Потому что это в основном то, чем они занимаются, и то, на чем они зарабатывают деньги- официально, и неофициально». Однако, как ни грустно, не только в проверках дело. Не только и не столько.

Для того чтобы открыть в Москве продуктовый магазин, нужно получить разрешения 18 различных органов  власти. Если магазин будет работать ночью и иметь в ассортименте алкоголь, то «добро» должны дать уже 23 органа власти. И это не проверки. Это разрешения – главный источник благосостояния российских чиновников. Так вот, в процессе выдачи этих документов у чиновников появляется куда больше возможностей для вымогательства, чем при проверке, где действия более строго регламентированы, а результаты можно оспорить. Может быть, именно с этим связаны полученные нами результаты опроса, согласно которым четверть компаний вообще не сталкивается с ревизиями?

Любое решение, принятое чиновником в  ходе ревизии, действительно можно  оспорить в суде- как и отказ  в выдаче разрешения. Но если нет  лицензии, спорить и махать руками можно сколько угодно, однако работать компания все равно не будет. Сертификация продуктов, заключения пожарной службы- все эти действия носят сугубо разрешительный характер, однако не связаны непосредственно с проверками. А значит, даже если ревизии вдруг( что было бы по понятным причинам настоящим чудом) и запретят, административных барьеров меньше не станет. Зато, очевидно, станет меньше контроля именно в процессе деятельности.

Судя по массовой реакции на недавние выступления, предприниматели поддерживают Дмитрия Медведева в его стремлении сделать жизнь бизнеса более  спокойной. Однако пресловутые проверки выглядят далеко не самой острой проблемой на фоне одной из главных российских бед- бесконтрольности и коррумпированности чиновничества в целом. Чиновничества, которому дарована привилегия  разрешать и отказывать. Может быть запретить всех чиновников как таковых? Увы, государство без бюрократии работать пока не в состоянии. А значит, остается совместными усилиями бороться за торжество законности. И вот это действительно большая цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую  роль. Для  регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия Центрального банка РФ в осуществлении монетарной политики, а также вновь созданных  таких институциональных структур, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации.

Таким образом, в современном гражданском  обществе государственная организация  управления финансово-кредитной системой оказывается весьма сложной и требует для стабильности общественно- политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе в части регулирования экономики и ее финансовой сферы. Это во многом зависит от политической структуры общества и взаимодействия между различными партийными организациями. Особенно остро это ощущается сейчас. Возьмем к примеру  2006-2008 гг -государство поддерживало развитие малого и среднего бизнеса, об этом говорят и цифры статистики- 5% прирост малого бизнеса за год,- то сейчас, когда финансовый кризис в самом разгаре, картина поменялась с точностью до наоборот. И хотя государство и финансирует банки для последующего ими финансирования малого и среднего бизнеса, но изменений не последовало. Это связано в первую очередь с тем, что система контроля за финансами в нашей стране далека от совершенства. И что в результате? Банки, получившие государственные кредиты, вместо того, чтобы кредитовать малый и средний бизнес и тем самым развивать и поддерживать экономику страны, озаботились своей личной безопасностью и стали переводить деньги за границу, отдавая свои личные долги перед своими кредиторами и спасая свои деньги, вложенные в инвестиции западных партнеров.

Таким образом, развитие рыночной экономики в решающей мере зависит от функционирования финансово-кредитной системы, ее воздействие на реальную экономику определяется прежде всего эффективностью государственного контроля за финансами страны.

 

Таким образом, на основе проведенного исследования теоретической и практической деятельности существующей системы органов государственного финансового контроля, для дальнейшего повышения эффективности их работы предлагаю:

- своевременно  обеспечить деятельность органов  государственного финансового контроля необходимой законодательно - нормативной базой. Для чего необходимо в кратчайшие сроки доработать с учетом общегосударственных интересов и принять проект федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации». Кроме того, необходимо внести назревшие изменения и дополнения в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»;

- как можно  скорее начинать осуществлять  действенную координацию деятельности  всех органов государственного  финансового контроля. Для чего  Счетной палате Российской Федерации необходимо шире использовать свои права и привлекать к проводимым ею контрольным мероприятиям другие контролирующие органы, заранее согласовывая между собой планы контрольно-ревизионной деятельности;

- иметь своих  представителей (региональных инспекторов Счетной палаты Российской Федерации) во всех крупных регионах России, что позволило бы тогда с большей эффективностью использовать работников ее центрального аппарата;

- оказать содействие  в организации полноправных органов парламентского контроля во всех субъектах Российской Федерации, что способствовало бы усилению государственного контроля за использованием бюджетных средств на местах;

- упростить  налоговую систему страны и  реально облегчить работу налоговых  инспекторов, чтобы на этой основе повысить эффективность их работы. Для чего, в первую очередь, необходимо принять федеральный закон о том, что каждая хозрасчетно-коммерческая организация должна быть зарегистрирована (и перерегистрирована) исключительно по месту своего фактического нахождения;

- восстановить  отделения Центрального Банка  России во всех городах и  районах страны, чтобы средства  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов доходили  до конечных получателей быстро  и без потерь;

- улучшить состояние бухгалтерского учета в подконтрольных организациях и повысить достоверность периодической отчетности, что имеет огромное значение для повышения эффективности работы контролирующих органов;

- осуществлять  более тщательный подбор кадров  для работы в органах государственного финансового контроля, особенно на ответственных и руководящих должностях. Ведь от некомпетентных в контрольно-ревизионных вопросах людей больше вреда, чем пользы;

- принять этический  кодекс ревизора. Он обязателен  по существу и рекомендателен по форме документа; призван ориентировать, подсказывать, давать советы, анализировать ситуации, указывать пути поведения в пределах обязательных норм и правил, которые определяются законодательными и иными нормативно-правовыми актами и конкретизируются морально-этическими требованиями. Этот кодекс поможет сделать государственный финансовый контроль эффективнее, но его принятие маловероятно, пока не принят закон о государственном финансовом контроле.

И наконец, на мой  взгляд, при такой низкой заработной плате работников государственных контролирующих органов (относительно коммерческой сферы - аудита) говорить о повышении эффективности государственного финансового контроля не приходится.

Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике