Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:09, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является освещение таких вопросов как сущность, формы и принципы государственного финансового контроля, методы его осуществления различными ветвями государственной власти. Задачей работы является определение самого понятия финансового контроля, его классификации, а также рассмотрение проблем финансового контроля в Российской федерации и выявление путей его совершенствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Параграф 1: «Сущность, виды и значение финансового контроля» ……..5
2. Параграф 2: «Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля»…………………………………7
3. Параграф 3: «Формы государственного финансового контроля»………….9
4. Параграф 4: «Принципы государственного финансового контроля»……11
5.Параграф 5: «Органы государственного финансового контроля Российской Федерации»………………………………………13
6. Параграф 6: «Счётная палата Российской Федерации»…………………….18
7.Параграф 7: «Президентский финансовый контроль в Российской Федерации»…………………………………………20
8.Параграф 8: «Государственный финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной и законодательной власти»……………………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Тёмина курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

                                                 План:

 Введение…………………………………………………………………………3

1. Параграф 1: «Сущность, виды  и  значение финансового контроля»  ……..5

2. Параграф 2: «Сущность,  цели и задачи государственного  финансового контроля»…………………………………………………………………………7

3. Параграф 3: «Формы государственного финансового контроля»………….9

4. Параграф 4: «Принципы государственного финансового контроля»……11

5.Параграф 5: «Органы государственного  финансового контроля Российской  Федерации»………………………………………………………………………13

6. Параграф 6: «Счётная  палата Российской Федерации»…………………….18

7.Параграф 7: «Президентский финансовый контроль в Российской Федерации»………………………………………………………………………20

8.Параграф 8: «Государственный  финансовый контроль, осуществляемый  органами исполнительной и законодательной власти»……………………….25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список используемой литературы……………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение.

   Осуществление  экономической политики государства происходит при помощи финансово-кредитных рычагов. Финансовый контроль является одним из наиболее важнейших рычагов управления финансовой системой государства. На современном этапе развития экономики нашей страны финансовый контроль претерпевает значительные изменения. Это связано с появлением разнообразных форм собственности, с тем, что товарно-денежные отношения в России сейчас приобретают новые черты, изменяется их характер, а также с появлением нового для финансового рынка страны.

   Конституцией Российской Федерации определены сущность, необходимость, а также значение финансового контроля. В настоящее время полномочия между субъектами Федерации и федеральной властью разграничиваются в силу того, что наша страна находится на ступени становления рыночных отношений и связанных с этим процессом преобразованием всех государственных институтов. В связи с этим встаёт вопрос об определении функций и задач органов представительной и исполнительной власти государства, осуществляющих финансовый контроль.

   Финансовый контроль- это стоимостный контроль, поэтому  он имеет место во всех сферах  общественного воспроизводства,  в отличие от других видов  контроля, и сопровождает весь  процесс движения денежных фондов - в этом заключена актуальность данной темы. Актуальна она и тем, что финансовый контроль предназначается для осуществления финансовой политики государства, создания условий для стабилизации финансовой обстановки в стране, тем, что он обеспечивает права и интересы как государства и государственных учреждений, так и других экономических субъектов.

 

    Целью данной курсовой работы является освещение таких вопросов как сущность, формы и принципы государственного финансового контроля, методы его осуществления различными ветвями государственной власти.  Задачей работы является определение самого понятия финансового контроля, его классификации, а также рассмотрение проблем финансового контроля в Российской федерации и выявление путей его совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Параграф 1: «Сущность, виды и значение финансового контроля»

   Финансовый контроль  является составной частью или  как его иногда называют специальной  отраслью всего контроля, который  осуществляется в стране. Объективно  наличие финансового контроля  обуславливается тем, что для финансов как экономической категории характерна не только распределительная, но и контрольная функция, поэтому, когда государство использует финансы для решения своих задач, оно должно обязательно осуществлять контроль при помощи всё тех же финансов за ходом выполнения этих поставленных задач.

   Осуществление  финансового контроля происходит  в порядке, который устанавливается  правовыми нормами государства.  За это ответственна вся система  органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. Помощь им в этом могут оказывать специальные контрольные органы, которые функционируют при содействии общественных организаций, граждан или трудовых коллективов.

   Значение финансового  контроля состоит в том, что  в процессе его осуществления  проверяются:

1. Соблюдение установленного  правопорядка государственными  и общественными органами, предприятиями,  учреждениями в процессе финансовой  деятельности;

2. Экономическая обоснованность  и эффективность осуществляемых  действий, соответствие их задачам, поставленным государством;

3. Составление и исполнение бюджета;

4. Правильность исчисления  и своевременность уплаты налогов  и платежей;

5.Правильность оформления  внешнеторговых операций и уплаты  таможенных платежей;

6. Финансовое состояние  и эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов всех субъектов хозяйствования и другое.

   Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Он включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

    Таким образом, деятельность финансового контроля не ограничивается только проверкой денежных средств.  В конечном итоге он представляет собой контроль за использованием материальных, природных, трудовых и других ресурсов государства, поскольку в современных условиях процессы производства и распределения немыслимы без денежных отношений.

    В зависимости от субъектов, которые производят финансовый контроль, выделяются следующие его виды:

1.Государственный финансовый контроль, который делится на вневедомственный и ведомственный;

2. Негосударственный финансовый контроль, который делится на:

а)внутрихозяйственный контроль;

б)аудиторский контроль;

в)гражданский финансовый контроль;

г)общественный финансовый контроль;

д)правовой финансовый контроль;

е)страховой финансовый контроль, и другие виды.

   Тема данной курсовой  работы посвящена государственному  финансовому контролю, содержание, функции, задачи и осуществление  которого будут рассмотрены далее.

 

 

 

 

 

Параграф 2: «Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля»

    Предназначением государственного финансового контроля является реализация финансовой политики государства, создание условий для стабилизации финансового положения в стране. Для этого в первую очередь необходимы разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также важно контролировать финансовую деятельность государственных банков, предприятий, учреждений и корпораций. Финансовый контроль негосударственной сферы экономики со стороны государства, затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, которые включают в себя налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных ими бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

   Государственный финансовый контроль—это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

1. Ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

2. Несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3. Недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

   Из вышепредставленного можно сделать вывод о том, что основной целью государственного финансового контроля является обеспечить соблюдение принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранность и приумножение для выполнения государственных функций.

   В соответствии  с этим можно выделить и  основные задачи государственного  финансового контроля:

1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

2.Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

3.Оценка обоснованности  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4.Обеспечение поступления   в доходную часть государственного  бюджета налоговых, таможенных  и прочих платежей, обеспечивающих  формирование доходной части государственного бюджета;

5.Оценка эффективности  деятельности министерств и ведомств  по использованию средств государственного  бюджета и внебюджетных средств;

6.Пресечение незаконных  решений по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных  дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

7.Выявление финансовых  злоупотреблений в сфере бюджетных  и  межбюджетных отношений.

 

 

 

 

 

 

Параграф 3: «Формы государственного финансового  контроля»

   Классификацию  форм государственного финансового контроля производят по следующим критериям:

1.Регламент осуществления;

2. Время проведения;

3. Субъекты контроля;

4. Объекты контроля.

   По регламенту  осуществления он делится на  обязательный(внешний) и инициативный (внутренний).Обязательный контроль финансовой деятельности физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Инициативный  контроль не берёт своих корней в финансовом законодательстве, но тем не менее является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

  По времени проведения он делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль происходит на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. То есть, используя эту форму финансового контроля можно предотвратить нерациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также исключить отрицательные финансовые результаты деятельности хозяйственных органов в целом. Ещё на стадии составления финансовых планов и смет с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиливающейся ответственности предприятий и организаций за своё финансовое состояние. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе исполнения финансовых планов, в ходе проведения хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчётов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами, для исключения нарушений финансовой дисциплины.  Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведённых мероприятий производиться в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершённых хозяйственно-финансовых операций на основе проверенных отчётных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов.

   По субъектам  контроля он делится на президентский  контроль, контроль законодательных  органов власти и местного  самоуправления, контроль исполнительных  органов власти, контроль финансово-кредитных  органов, внутрифирменный контроль.

По критерию «объекты контроля» выделяются следующие  формы: бюджетный контроль, налоговый контроль, контроль за внебюджетными фондами, валютный контроль, кредитный контроль, страховой контроль, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой, таможенный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 4: «Принципы государственного финансового контроля»

   Финансовый контроль представляет собой одну из функций управления, поэтому для него характерными являются общие принципы управления, на которых строятся процессы государственного управления и управления предприятием и организацией, но с незначительным изменением содержания этих принципов относительно функций контроля.

   Таким  образом, можно выделить следующие  принципы:

1. Принцип системности.  Во время проведения действий по контролю необходимо рассматривать все стороны контролируемого объекта и всю систему его взаимосвязей по горизонтали и вертикали структуры управления.

2. Принцип плановости. Осуществление деятельности субъектов  финансового контроля происходит на основе месячных, квартальных и годовых планов проведения контрольных мероприятий.  То есть, контроль проводится не хаотически, а по строго определённой системе.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской Федерации