Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:09, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является освещение таких вопросов как сущность, формы и принципы государственного финансового контроля, методы его осуществления различными ветвями государственной власти. Задачей работы является определение самого понятия финансового контроля, его классификации, а также рассмотрение проблем финансового контроля в Российской федерации и выявление путей его совершенствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Параграф 1: «Сущность, виды и значение финансового контроля» ……..5
2. Параграф 2: «Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля»…………………………………7
3. Параграф 3: «Формы государственного финансового контроля»………….9
4. Параграф 4: «Принципы государственного финансового контроля»……11
5.Параграф 5: «Органы государственного финансового контроля Российской Федерации»………………………………………13
6. Параграф 6: «Счётная палата Российской Федерации»…………………….18
7.Параграф 7: «Президентский финансовый контроль в Российской Федерации»…………………………………………20
8.Параграф 8: «Государственный финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной и законодательной власти»……………………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Тёмина курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

3. Принцип независимости.  На субъект контроля недопустимо  какое-либо воздействие.

4. Принцип непрерывности. Все объекты контроля подлежат предварительному оперативному и периодическому последующему контролю субъектами в сроки, которые устанавливаются в зависимости с условиями, характером и свойствами их деятельности.

5. Принцип законности. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации  и российские законы.

6. Принцип объективности.  Объяснение результатов контроля  должно быть правильным, полным и объективным.

7. Принцип гласности.  Результаты контроля должны быть  доведены до сведения коллектива, проверка чьей деятельности осуществлялась, до вышестоящих органов, а в  частных случаях и до средств  массовой информации.

8. Принцип эффективности.  Необходимо своевременно и полно выявить отклонения от заданного направления деятельности, а также оперативно исправить допущенные отрицательные результаты и возместить материальный ущерб, если таковой имеется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 5: «Органы государственного финансового контроля Российской Федерации»

   В данном параграфе я  рассмотрю органы исполнительной и представительной власти, которые осуществляют государственный финансовый контроль в Российской Федерации, а также дам краткую характеристику деятельности каждого из них. Более подробное описание деятельности по проведению финансового контроля со стороны государства наиболее крупными и значимыми органами, которые будут кратко описаны ниже, будет представлено в последующих параграфах.

   Одним из главных органов государственного финансового контроля в России является Счётная палата. Её составными частями являются Совет Федерации и Государственная Дума. Главным направлением деятельности Счётной палаты является контроль за исполнением государственного бюджета.

   Следующим органом  осуществления контроля является  контрольно-бюджетный комитет, который  находится в ведении Совета  Федерации и Государственной  Думы. К его обязанностям относятся: экспертно-аналитическая работа по финансовым вопросам, которые связаны с притоком и оттоком бюджетных средств; финансовый контроль за исполнением федерального бюджета; формирование доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; контроль за использованием внебюджетных  фондов; соблюдение законности и повышение эффективности использования средств, финансируемых государством в бюджетные организации, сферы материального производства, обороны.

   Представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления также осуществляют контроль в области финансов.

   Для проведения  президентского контроля создан  специальный контрольный орган  – Контрольное Управление Президента Российской Федерации, которое имеет свои  территориальные подразделения. Все его органы функционируют как целостная система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации, закреплённых законодательно. Данные органы осуществляют контроль от имени и по поручению Президента за исполнением Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Контрольное Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, так как является структурной единицей его администрации. Среди основных функций контрольного управления выделяются:

1.Анализ деятельности специальных органов контроля, подчиняющихся федеральным органам исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

2. Рассмотрение жалоб и обращений, поступающих от граждан, предприятий, учреждений.

   Управление не  имеет право осуществлять какие-либо  санкции, но оно обладает правом  направлять предписания о ликвидации  нарушений, выявленных в ходе проведения контроля, руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации.

   Задачами органов исполнительной  власти являются непосредственно  проведение финансового контроля, а также указание направления деятельности подведомственных им органов государственного управления в области осуществления контроля.

   Правительство Российской Федерации является органом исполнительной государственной власти. К его полномочиям относятся:

1.Контроль деятельности подведомственных  ему министерств, государственных комитетов, органов федеральной службы финансовой сферы в их финансовой деятельности.

2.Составление и исполнение федерального бюджета.

3. Проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

4. Осуществление систематического контроля за исполнением другими органами исполнительной власти субъектов федерации законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, которые регулируют финансовые отношения.

5.Принятие мер по устранению  нарушений законов Российской Федерации и иных нормативно- правовых актов, регулирующих финансовые отношения.

6.Принятие правовых актов, регулирующих порядок  деятельности подведомственных ему органов в области финансового контроля.

   Важнейшее положение в  системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, занимающееся разработкой финансовой политики страны, а также контролем за её осуществлением.

   Министерство финансов проводит финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

   Важно учитывать,  что контрольные полномочия Министерства финансов Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда идёт проверка деятельности исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции на них уже непосредственно (то есть напрямую) не распространяются. Данное положение обусловливается принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

   Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, следует отметить, что на Министерство финансов возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

   Проведение финансового  контроля происходит всеми структурными подразделениями Министерства финансов в соответствии с их компетенцией.

   Например, на Казначейство, которое является составной структурной  частью Министерства финансов, возлагаются  задачи по контролю за доходной  и расходной частью бюджета  в ходе его исполнения, за состоянием государственных финансов в целом и предоставлению высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о финансовых операциях правительства РФ и состоянии бюджетной системы, по контролю состояния внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, контролю над государственными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

   Органы налоговой  службы также выделены в особую  систему. Направлением деятельности налоговой службы является обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы Государственной налоговой службы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают в себя Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы.

   В страховой  сфере деятельности также есть  своя система органов- это органы  Государственного страхового надзора.  Деятельность их проводится с целью обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

   Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков повлекли за собой изменение функций банков в области финансового контроля. Ведущая роль в его проведении принадлежит Центральному Банку России. Его функциями являются организация и контроль денежно-кредитных отношений в стране, надзор за деятельностью коммерческих банков, контроль за исполнением и соблюдением законодательства о валютном регулировании.

    Помимо всех  перечисленных структурных единиц  Министерства финансов российской  Федерации  существует специальное контрольное подразделение, предназначением которого является проведение финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление с его территориальными органами на местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 6: «Счётная палата Российской Федерации»

   Счетная палата  Российской Федерации представляет  собой постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Как уже было упомянуто выше, её образуют Федеральное собрание и Государственная Дума Российской Федерации.

   Контрольная деятельность  Счётной палаты проводится по  следующим направлениям:

1. Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;

2. Контроль за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

3.Определение эффективности  и целесообразности использования  государственной собственности,  контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

4.Контроль за состоянием  государственного внутреннего и  внешнего долга Российской Федерации  и за использованием кредитных  ресурсов;

5.Контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

    Система контроля  за исполнением бюджета представляет  собой непрерывный трехлетний  цикл контроля за исполнением  бюджета каждого финансового  года, состоящий из нескольких последовательных стадий: предварительного контроля проекта бюджета будущего года, оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного бюджета. Применительно к 2007 году это реализовалось таким образом, что Счетная палата готовила заключение на проект федерального бюджета-2008, оперативно контролировала исполнение бюджета-2007 и осуществляла комплексную документальную ревизию исполнения бюджета-2006. Следовательно, в течение каждого календарного года Палата одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находится в одной из фаз трехлетнего контрольного цикла.

   Предварительный  контроль, который проводится Счетной  палатой, представляет собой комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, связанных с оценкой и анализом важнейших макроэкономических и бюджетообразующих показателей, а также доходных и расходных статей федерального бюджета. Результатом этого контроля является заключение Счётной палаты на проект федерального бюджета, который предоставляет ей Правительство Российской Федерации.

   Палата занимается  постоянным контролем исполнение  основных доходных и расходных  статей бюджета. В ходе анализа  проекта бюджета его параметры сопоставляются с имеющейся по каждому из направлений деятельности Счетной палаты информацией об экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние прежде всего финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений. Такое сопоставление позволяет подготовить заключение на проект федерального бюджета, дать оценку обоснованности и достоверности его основных параметров. В ходе работы над заключением и в дальнейшем — в ходе обсуждения проекта федерального бюджета в Государственной Думе — Счетная палата вносит предложения по корректировке тех бюджетных показателей, которые явно не соответствуют социально-экономическим реальностям.

   После прохождения  федеральным бюджетом законодательного  утверждения Счётная палата начинает  производить оперативный контроль  за его исполнением. Этот контроль  осуществляется методом анализа полученной, обобщённой и информации, поступающей от различных источников, о ходе исполнения бюджета. Таковыми источниками служат база данных Счетной палаты, сформированная путём ввода и обработки первичных платежных документов, переданных Министерством финансов и Банком России, а также ввода и обработки данных отчетности последних и других участников бюджетного процесса; иная существующая обязательная финансовая отчетность, предоставляемая рядом ведомств и министерств, Банком России и кредитными организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета; результаты оперативного контроля за исполнением федерального бюджета, осуществляемого по конкретным направлениям деятельности Палаты; результаты выборочных экспресс-проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с целью уточнения оперативных данных. Обработка информации, которая поступает от вышеперечисленных источников, позволяет повысить достоверность результатов оперативного контроля  исполнения федерального бюджета.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской Федерации