Государственный и муниципальный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит.
Предметом курсовой работы выступает финансовая категория – долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.
В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, так как государственный кредит оказывает большое влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Понятие государственного и муниципального кредита……………………......5
1. 1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования…....5
1. 2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…………….7
1. 3. Формы государственного кредита……………………………………………13
2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы……16
2. 1. Сущность государственного и муниципального долга……………………..16
2. 2. Обслуживание долга…………………………………………………………...26
3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом
и долгом……………………………………………………………………………….28
3. 1. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития………………………………………………………………………………....28
3. 2. Управление государственным кредитом и государственным долгом……...33
Заключение…………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

курсовик по финансам велерии.docx

— 82.96 Кб (Скачать документ)

    Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.  

         Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

         Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. [13]

    Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов  кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

    Долговые  обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

        • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

        • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

        • договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

        • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

        • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

         Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федерации и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно. Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются, прежде всего, с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.[9]

    Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга.

    Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США — 70%, в Великобритании — 90%. В России долговые обязательства в виде ценных бумаг составляли в 2000 г. 93% всего внутреннего долга.

         Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг — облигации.

    Облигация — это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

      Государственные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надежности облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ. [14]

    Облигационные займы классифицируются по различным  признакам:

  1. по виду эмиссии — на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);
  2. по виду выплат дохода — на процентные и беспроцентные облигации. При этом доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определенного товара или услуги (например, по целевым займам — телефонным, жилищным и т. п.);
  3. по характеру обращения — на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются только среди населения и перепродаже не подлежат);
  4. по характеру держателей ценных бумаг — на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т. е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов», предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к оплате через определенное время (обычно через год) со дня их выпуска;
  5. по срокам погашения — на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет); существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определен, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;
  6. по методам размещения — на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;
  7. по материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записей па счетах);
  8. в зависимости от эмитента — облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти.[3] 

    Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам  наряду с субфедеральными обязательствами.

    Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные.

    По  облигациям общего долга выплата  процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение — финансирование строительства  муниципальных больниц, школ.

      Доходные облигации покрываются  доходами от тех объектов, для  строительства которых они эмитировались,—  эстакад, мостов, жилых домов и  т. п. Для инвесторов это  более привлекательный финансовый  инструмент.

    Казначейский  вексель — основной вид краткосрочных  государственных обязательств, выпускаются  обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия  и погашение осуществляются центральным  банком по поручению казначейства или  министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

    Казначейские  ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством  финансов или специальными государственными финансовыми органами. Особое место  в системе государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные  федеральным правительством. Эмитентом  в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут  быть облигации системы фермерского  кредита и облигации федеральных  банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты  и облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского  акционерного общества «Высокоскоростные  магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.

         Государственные ценные бумаги  занимают определенное место  на рынке финансовых активов  и выполняют особую роль в  общественном производстве. Прежде  всего, они выполняют фискальную  и экономическую функции.  

         Фискальная функция заключается  в мобилизации временно свободных  денежных средств юридических  и физических лиц (коммерческих  банков и небанковских финансово-кредитных  институтов, предприятий, населения  и т. п.) и сосредоточении их  в руках государства. 

         Фискальная функция обусловливает  экономическую — привлеченные  государством ресурсы позволяют  ему решать текущие и перспективные  задачи (задачи социального и  экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и  т. п.).

         Государственные ценные бумаги  — важнейший финансовый инструмент  рыночной экономики. Роль их  принципиально менялась в ходе  развития общества. Первоначально  государственные ценные бумаги  использовались главным образом  для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами,  связанными с войнами, стихийными  бедствиями и другими аналогичными  событиями. Постепенно их выпуск  приобретает экономическую направленность, и они начинают играть существенную  роль в государственном регулировании  национальной экономики и денежного  обращения. Так, Россия выпустила  свои первые государственные ценные бумаги в 1769 г. для покрытия расходов в войне с Турцией. Затем все чаще государственные ценные бумаги (государственные займы) выпускались на инвестиционные нужды — развитие производства, инфраструктуры (например, строительство железных дорог), решение задач городского хозяйства.

    В условиях рыночной экономики государственные  ценные бумаги становятся важнейшим  финансовым инструментом: они выступают  наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная  политика, осуществляется воздействие  на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е. купли-продажи государственных  ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги; наоборот — при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный  банк «выбрасывает» на рынок государственные  ценные бумаги, с тем чтобы «связать»  излишнюю денежную массу. Операции с  государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность  активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов. [9]

    Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых  отношений, т. е. используются в качестве залога по кредиту, предоставляемому Центральным  банком правительству, по ссудам Центрального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими  банкам. Это уникальный инструмент организации государственных займов, когда сам заемщик определяет условия и технологии займа. С  помощью государственных ценных бумаг осуществляется и погашение  задолженности по государственным  займам — так называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность  финансовой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи, в том числе и  с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит