Государственный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание

Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но основные изменения происходят в экономике.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.

Содержание

Содержание:
Введение………………………………………………………………………...3
1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики…………………………………………………………..4
2. Формы, виды и методы финансового контроля…………………………...9
Формы финансового контроля…………………………………………….9
Виды финансового контроля……………………………………………..11
Методы финансового контроля…………………………………………..13
3 Государственный финансовый контроль в РФ…………………………..16
Контроль со стороны президента………………………………………...16
Контроль со стороны представительных органов власти………………17
Контроль со стороны исполнительных органов………………………...20
Контроль со стороны специализированных государственных структур………………………………………………………………………..23
4. Аудиторский финансовый контроль……………………………………...27
Заключение………………………………………………………………….....31
Литература………………………………………………………………….....32

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 29.31 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………...3 

1. Содержание финансового  контроля, его значение и функции  в условиях рыночной экономики…………………………………………………………..4 

2. Формы, виды и  методы финансового контроля…………………………...9 

Формы финансового  контроля…………………………………………….9 

Виды финансового  контроля……………………………………………..11 

Методы финансового  контроля…………………………………………..13 

3 Государственный  финансовый контроль в РФ…………………………..16 

Контроль со стороны  президента………………………………………...16 

Контроль со стороны  представительных органов власти………………17 

Контроль со стороны  исполнительных органов………………………...20 

Контроль со стороны  специализированных государственных  структур………………………………………………………………………..23 

4. Аудиторский финансовый  контроль……………………………………...27 

Заключение………………………………………………………………….....31 

Литература………………………………………………………………….....32 

  

Введение. 

 

Наша страна сейчас находится в состоянии, которое  принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к  демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы  ценностей. Но основные изменения происходят в экономике.

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а  финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах  финансового контроля, так  и в  оценке его значении.

Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация  к новым условиям является одной  из основных на сегодняшний день.

Потому что  он касается как государства (так как  с его  помощью государство  увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и  учреждения (которые с помощью  финансового контроля могут сократить  свои расходы, увеличивая, таким образом, свою прибыль).

Целью данной работы является рассмотрение понятия «финансовый  контроль», его видов, основных методов, а также показать каким образом  осуществляется контроль со стороны  властных структур Российской Федерации.

Работа состоит  из четырех глав, первые две из которых  раскрывают само понятие «финансовый  контроль», а последние две посвящены  государственному и аудиторскому финансовому  контролю.

Таким образом, работа будет представлять собой некое  теоретическое пособие, в котором  будут рассмотрены все аспекты  такого понятия, как финансовый контроль. 

  

1. Содержание финансового  контроля, его значение и функции  в условиях рыночной экономики. 

 

Финансовый  контроль  является  практическим  воплощением   контрольной функции, присущей финансам как экономической категории.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) Строго регламентированную  деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением  финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех экономических  субъектов;

2) Неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро- и микро-уровне  с целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую  сторону финансового контроля.

Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством.

Одним из звеньев  системы контроля выступает финансовый  контроль. Его назначение заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного  хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно  возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает  необходимым условием эффективности  управления ими. Сложность понимания  финансового контроля обусловлена  сложностью самой категории финансов.

Так же как финансы  являются основой любой сферы  общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется  весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для  начала  осуществления деятельности в любой  сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Можно сказать, что  финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических  форм и методов его организации.

Для осуществления  финансового  контроля создаются  особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность  строго регламентированы, в том числе  и в законодательном порядке.

Финансовый контроль как особая область контроля, связанная  с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны.

Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому  контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны  производственной, хозяйственной и  коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также  механизм  финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового  контроля являются практически все  операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки и  т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия  и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности  пропорций распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового  состояния и эффективного использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также  налоговый контроль; другие направления.

Перед  финансовым контролем стоят следующие задачи:

·                          содействие сбалансированности между  потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов  и фондов народного хозяйства;

·                          обеспечение своевременности и  полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

·                          выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости  и повышению рентабельности;

·                          содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также  правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

·                          обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том  числе в области налогообложения  предприятий, относящихся к различным  организационно-правовым формам;

·                           содействие высокой отдаче внешнеэкономической  деятельности предприятий, в том  числе по валютным операциям и  др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические  меры воздействия конкретно проявляются  через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности  финансового контроля требуют, с  одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

В государствах тоталитарного  типа формы организации и цели финансового контроля подчинены  интересам правящей администрации.

Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время  принадлежит Россия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие  государства постепенно отходят  от тоталитарности государственного финансового  контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и  налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля России включает и ряд других специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в РФ» к таким органам относятся: Центральный банк, Государственный  таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Поскольку частная  форма собственности в России еще не заняла подобающее место в  экономической системе, действия государственных  контролеров распространяются на многие сферы приложения акционерного и  частного капитала.

Трудности переходного  к рынку периода непосредственно  отражаются и на методах контроля. Так, проблема нехватки государственных  средств для покрытия бюджетных  расходов зачастую решается посредством  скорее административных, чем экономических  методов, тотального ужесточения санкций  за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению  интересов частного капитала и снижению деловой активности.

По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближайся  к западной модели, которая, по оценкам  специалистов, в целом доказала свою эффективность.

Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость  более тщательного контроля за исполнительной властью и соответственно повышением профессионального уровня контрольных  служб. С другой стороны, усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия  совершенствовать методы внутреннего  контроля, привлекая специалистов специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций. 

  

2. Формы, виды и  методы финансового контроля. 

 

Формы финансового  контроля.

В экономически развитых странах финансовый контроль распадается  на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный  финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового  контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит  от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные  пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с  формированием государственных  ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и  корпоративного бизнеса, если таковые  предопределены общенациональными  экономическими интересами.

Информация о работе Государственный контроль