Государственный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание

Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но основные изменения происходят в экономике.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.

Содержание

Содержание:
Введение………………………………………………………………………...3
1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики…………………………………………………………..4
2. Формы, виды и методы финансового контроля…………………………...9
Формы финансового контроля…………………………………………….9
Виды финансового контроля……………………………………………..11
Методы финансового контроля…………………………………………..13
3 Государственный финансовый контроль в РФ…………………………..16
Контроль со стороны президента………………………………………...16
Контроль со стороны представительных органов власти………………17
Контроль со стороны исполнительных органов………………………...20
Контроль со стороны специализированных государственных структур………………………………………………………………………..23
4. Аудиторский финансовый контроль……………………………………...27
Заключение………………………………………………………………….....31
Литература………………………………………………………………….....32

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 29.31 Кб (Скачать документ)

Негосударственный  финансовый  контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский) контроль.

Государственный и  негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями.

Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление  ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства  и другие издержки с целью повышения  нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих  законов.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало  основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное  цивилизованное государство. К ним  относятся такие универсальные  принципы, как независимость и  объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными  по сравнению с парламентскими сроками  полномочий руководителей органов  контроля, а также их конституционным  характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное  соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает  постоянную связь государственных  контролеров с общественностью  и средствами массовой информации.

Из этих базовых  принципов вытекают и другие, носящие  более прикладной характер, в том  числе:

·                          результативность;

·                          четкость и логичность предъявляемых  контролерами требований;

·                          неподкупность субъектов контроля;

·                          обоснованность и доказательность  информации, приведенной в актах  проверок и ревизий;

·                          превентивность (предупреждение вероятных  финансовых нарушений);

·                          презумпция невиновности (до суда) подозреваемых  в финансовых преступлениях лиц;

·                          согласованность действий различных  контролирующих органов и др.

Принимая законы, прямо или косвенно затрагивающие  систему организации финансового  контроля, государство ориентируется  на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве  существует свой регламент (порядок  и последовательность) контрольных  действий, что в конечном итоге  сказывается на результатах.

 

Виды финансового  контроля.

Виды финансового  контроля весьма разнообразны. Их принято  классифицировать по следующим критериям:

1. Регламент осуществления  — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2. Время проведения  — предварительный, текущий (оперативный)  и последующий финансовый контроль;

3. Субъекты контроля  — президентский, контроль законодательных  органов власти и местного  самоуправления, контроль исполнительных  органов власти, контроль финансово-кредитных  органов, внутрифирменный, аудиторский;

4. Объекты контроля  — бюджетный, контроль за внебюджетными  фондами, налоговый, валютный, кредитный,  страховой, инвестиционный, контроль  за денежной массой.

Виды контроля, различающиеся  регламентом осуществления и  временем проведения.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных  ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской  отчетности предприятий и организаций  и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового  законодательства, но является неотъемлемой частью управления  финансами для  достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для  предупреждения  финансовых  нарушений.

Он предусматривает  оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и  неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне  является процесс составления и  утверждения бюджетов всех уровней  и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики  страны. На микроуровне — это  процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление  прогнозных балансов, договоров о  совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в  момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и  т. д. Он предупреждает возможные  злоупотребления при получении  и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и  своевременности осуществления  денежных расчетов. Большую роль здесь  играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа  и ревизии отчетной финансовой и  бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и  т. д.

 

Методы финансового  контроля.

Различают следующие  методы проведения контроля:

·                          проверки;

·                          обследования;

·                          надзор;

·                          анализ финансового состояния;

·                          наблюдение (мониторинг);

·                          ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе  отчётных,  балансовых  и  расходных  документов. В процессе проверки выявляются нарушения  финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование в  отличие от проверки охватывает более  широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его  финансового состояния и возможных  перспектив развития.

В ходе обследования могут осуществляться контрольные  обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов, нарушение которых  влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ  России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

Анализ финансового  состояния как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны  кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное  использование полученной ссуды  и снижение ликвидности может  привести к ужесточению условий  кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод  финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью  определенных  приемов фактического и документального контроля. Ревизия  проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности  совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления  нарушений и недостатков в  деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

·                          Полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной  деятельности объекта;

·                          Частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих субъектов;

·                          Комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную  и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и  эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и  состояния  бухгалтерского учета  и отчетности. Для проверки узких  технических и технологических  вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это  позволяет при проведении комплексной  ревизии обеспечить эффективность  и полноту ее результатов;

·                          Тематические - проводятся на определенную тему по деятельности  однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет  выявить типичные недостатки или  нарушения и принять меры к  их  устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных  операций различают ревизии:

- сплошные - предполагают  проверку всех операций на  определенном участке деятельности  за весь проверяемый период;

- выборочные —  это проверка определенной части  первичных документов за тот  или иной промежуток времени.  Как правило, проверяют один  месяц в квартале, при обнаружении  нарушений переходят к сплошной  ревизии;

- комбинированные  – предусматривают проверку одних  участков сплошным  методом, а  других — выборочным, что позволяет  ревизовать большие объекты с  высоким документооборотом, осуществляющие  крупные хозяйственные операции.

Ревизии проводятся органами  управления  в  отношении  подведомственных предприятий и  учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании  проведенной ревизии оформляется  акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению виновных лиц  к ответственности. 

3. Государственный  финансовый контроль в РФ.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции  РФ и конституциях (уставах) субъектов  Федерации, предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов  представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов  федерального и нижестоящих бюджетов, государственных  и местных  внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов  об их исполнении. 

  

Контроль со стороны  президента.

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым  вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности  министра финансов РФ, представления  Государственной Думе кандидатуры  для назначения на должность председателя Центрального банка.

Определенные функции  финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994г. Как структурное подразделение  Администрации Президента оно подчиняется  непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его  функций: контроль над деятельностью  органов контроля и надзора при  федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации  Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан  и юридических лиц.

Главное Контрольное  управление наделено правом требовать  от руководителей государственных  органов, организаций и  предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой  для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить  на рассмотрение Президента РФ предложения  по результатам проверок.

Информация о работе Государственный контроль