Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3
1.Государственный кредит…………………………………………………..….….5
2.Экономическая сущность государственного кредита ………………….……...11
3. Формы государственного кредита …………………………………………......16
4. Классификация государственных займов ……………………………………. 19
5. Государственный долг на сегодня…………………….......................................26
Заключение …………………………………………………………. …………..28
Список используемой литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

Государственные и муниципальные финансы.docx

— 113.14 Кб (Скачать документ)

«Государственный кредит: экономическая  сущность, формы, классификация государственных  займов.». 

 

Содержание 

    Введение ……………………………………………………………………….... 3 
1.Государственный кредит…………………………………………………..….….5 
2.Экономическая сущность государственного кредита ………………….……...11 
3. Формы государственного кредита …………………………………………......16

4. Классификация государственных займов ……………………………………. 19 
5. Государственный долг на сегодня…………………….......................................26 
    Заключение …………………………………………………………. …………..28 
    Список используемой литературы ……………………………..…. …………..30 

 

Введение

Государство как субъект экономических  отношений для покрытия своих  расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими  и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает  заемщиком средств, а население, предприятия и организации –  кредиторами.

Из истории известно, что правительство  страны еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными  и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать  лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодального строя  основными внутренними кредиторами  были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями  становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство  брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным  имуществом. Однако нередко займы  предоставлялись и в принудительном порядке.

Современная кредитная система  – это совокупность различных  кредитно-финансовых институтов, действующих  на рынке ссудных капиталов и  осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию  денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как  коммерческий и банковский, принимает  участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Государственный кредит является одним  из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и  расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может  привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими  и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. 
 
Целью данной работы является изучение государственного кредита. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение экономической сущности и функций государственного кредита, рассмотрение форм государственного кредита, а также рассмотрение современных проблем государственного кредита в РФ.

 

1.Государственный кредит

Государственный кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций.

Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего (рис. 1).

Рис. 1. Система источников государственных финансов

Современное государство одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим агентом, располагающим  огромными средствами, государство  одновременно и берет взаймы и  дает взаймы другим государствам и  заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и  кредитора. В реальной жизни государство  чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция  и государственный долг — два пути погашения дефицита государственного бюджета.

Рис. 2. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета

Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул экономического роста в рыночной экономике.

Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать  дефицит госбюджета? Ведь в небольших  размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту воспроизводства, то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.

Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).

Основной  регулятор дефицита госбюджета —  государственные займы (внутренние и внешние).

Государственный кредит – это система денежных отношений, связанная с привлечением государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц [1, с. 100].

Как и  любые другие кредитные отношения, государственный кредит основан  на принципах возвратности, срочности, возмездности и добровольности.Причина  появления государственного кредита  – дефицит государственного бюджета. Развитие государства и расширением  его функций привело к увеличению государственных расходов и недостатку доходов для их покрытия, поэтому  первой и самой распространенной формой государственного кредита являются государственные займы. Но, как будет  показано ниже, в кредитных отношениях государство может выступать  не только как заемщик, но и как  гарант или кредитор.

Как метод  финансирования расходов государственного бюджета государственный кредит имеет как преимущества, так и  недостатки. Его положительная сторона  заключается в более равномерном  распределении налогового бремени  во времени. С помощью применения данного механизма затраты на осуществление крупных инвестиционных проектов можно распределить между  поколениями. С другой стороны, наращивание  объема государственного кредита приводит к увеличению спроса на заемные средства, росту ставки процента и снижению инвестиционной активности в экономике [1, с. 102].

Представители финансово-правовой науки дореволюционной  России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным  и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:

1. В отношениях по государственному  кредиту всегда имеется верховенство  государства, несмотря на то, что  государство является заемщиком  (должником), а не кредитором. При  банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой  прав по применению мер принуждения,  предоставляемых ему законом  в случае неисправности должника.

2. Учитывая особую роль государства,  оно заключает долгосрочные займы  без обеспечения их каким-либо  залогом, тогда как при заключении  договоров долгосрочных банковских  ссуд необходимо предоставление  залога.

3. При банковском кредите договор  банковской ссуды заключается,  как и любой гражданско-правовой  договор, на условиях равенства  сторон. Применение принципа диспозитивности,  в регулировании отношений по  банковскому кредиту абсолютно  несовместимо с элементом принуждения  при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите  принуждение «имеет иногда место при заключении займа» [4, с. 196].

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения  стоимости валового внутреннего  продукта и части национального  богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через  государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные  денежные средства населения предприятий  и организаций, не предназначенные  для текущего потребления. Но при  определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы  могут идти на сознательное ограничение  потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных или  социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и  платностью ресурсов, мобилизуемых с  помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат  средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые  не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и  выплате вознаграждения также имеют  перераспределительный характер [2, с. 169].

Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях [5, с. 25].

С помощью  государственного кредита государство  мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных  расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования  государственного кредита объясняется  противоречиями между растущими  потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов  бюджета. По своей экономической  природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода страны. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде [2, с. 125].

Объем доходной части бюджета ограничен уровнем  налогообложения, установленном действующим  законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Таким  образом, в сферу бюджетного распределения  не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих  субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка  и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне  страны, участие в международной  деятельности требуют больших средств.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита  для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством  по сравнению с монетарными приемами. [1, с. 199].

 

 

 

2. Экономическая сущность государственного кредита

 
Государственный кредит - это отношения между государством и другими экономическими субъектами по мобилизации дополнительных денежных средств на условиях добровольности, платности, срочности, в которых государство выступает как заемщик или гарант.

Целью привлечения средств является:

  1. покрытие бюджетного дефицита
  2. регулирование денежного обращения
  3. аккумуляирование средств для инвестиционных программ.

Обеспечением  государственного кредита выступает  все имущество,находящиеся в собственности  государства,но объем залога в кредитном  соглашении не указывается.

Информация о работе Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов