Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3
1.Государственный кредит…………………………………………………..….….5
2.Экономическая сущность государственного кредита ………………….……...11
3. Формы государственного кредита …………………………………………......16
4. Классификация государственных займов ……………………………………. 19
5. Государственный долг на сегодня…………………….......................................26
Заключение …………………………………………………………. …………..28
Список используемой литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

Государственные и муниципальные финансы.docx

— 113.14 Кб (Скачать документ)

•   по валюте заимствований - внутренние и внешние;

•   в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше);

•   по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;

•   по обеспеченности – закладные и беззакладные ;

•   по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные , процентные, беспроигрышные;

•   и др. признакам.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих  формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Другим  действующим в нашей стране видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.

Облигации могут быть свободно обращающимися  и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения. [6, с. 104].

Государственные внутренние займы  классифицируются по нескольким признака:

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты  доходов займы делятся на :

  • процентные
  • выигрышные
  • процентно-выигрышные
  • беспроигрышные
  • беспроцентные (целевые).

Владельцы долговых обязательств  процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются.

Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется . Примером беспроцентной государственной кредитной операции является государственный целевой заем 1990 г. Облигации выпущены каждая достоинством, равным цене соответствующего товара : легкового автомобиля, мотоцикла, мини-трактора, цветного телевизора , видеомагнитофона, холодильника, микроволновой печи, швейной машины, персонального бытового компьютера. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения займы делятся на :

  • краткосрочные (срок погашения до года),
  • среднесрочные (до 5 лет) и
  • долгосрочные (свыше 5 – 30 лет).

В нашей  стране предусмотрена возможность  функционирования всех видов ценных бумаг государства.

По методам размещения займы  подразделяются на:

  • добровольные
  • размещаемые по подписке
  • принудительные.

Каждому методу размещения займов соответствует  свой способ реализации. Облигации  добровольных займов свободно продаются  и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы в СССР распространялись среди кредиторов в силу постановления  правительства, предусматривающего строгую  ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые  среди населения по подписке с  рассрочкой платежа, формально являлись добровольными. Однако их реализация сопровождалась такой массово-политической кампанией  давления, которая делала их по существу обязательными. Это было возможно в  условиях тоталитарного режима. В  настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

Наконец, государственные займы могут  быть облигационными и безоблигационными . Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне. [4, с. 505].

В тесной связи с государственными займами  находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой  в СССР опосредовалось системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в государственные займы, при которой в отличие от первой сберегательные учреждения предоставляли кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.

Обращение части вкладов населения в  государственные займы, предназначенные  на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране это достигалось  на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда проявляется в том, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционировала в тоталитарном обществе и способствовала развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях отсутствия жесткого контроля за эмиссией денежных знаков. В современных условиях между государством и кредитной системой не должно существовать прямого позаимствования ссудных средств  для покрытия бюджетного дефицита.

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется. Государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Однако при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности и платности.

Казначейские  ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они  возможны в случае финансовых затруднений  предприятий и организаций ввиду  их особого положения на рынке  или ухудшения экономической ситуации в стране, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

Международный государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг  страны. Странам, испытывающим значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.

Предоставление  внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных  правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.

Основной  целью государственных внешних  займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление  финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются  в денежной или товарной форме. Как  правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы  выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей  страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и  выплата процентов по ним может  производиться по истечении льготного  периода, предоставляющего отсрочку погашения  займа на 3-5 лет после его использования.

Основными кредиторами нашей страны выступают  развитые капиталистические страны. Помощь оказывается в форме межправительственных займов и межбанковских кредитов. Обычно они предоставляются для  финансирования товарных поставок по межправительственным соглашениям, компенсационных  сделок и регулирования платежного баланса. В значительно меньших  размерах государственные внешние  займы предоставляются восточно-европейскими и некоторыми развивающимися странами. По мере оформления членства в международных  финансовых организациях страна может  получать займы и кредиты из Международного валютного фонда, Международного банка  реконструкции и развития; Европейского банка реконструкции и развития для Восточной Европы и т.п.

До 40-х  годов наша страна на международной  арене выступала преимущественно  заемщиком средств. Только Ирану, Турции и Афганистану были предоставлены  небольшие займы. В послевоенный период наше государство стало и  страной-кредитором. Оно предоставило значительные займы и кредиты  для экономического и научно-технического развития восточно-европейским и  развивающимся странам. К 1990 г. задолженность  по ним достигла 88,2 млрд. руб. Чрезмерная  идеологизация   внешнеэкономических  связей  привела  к низкой эффективности отношений по линии государственного кредита, что выражается, в частности, в регулярном списании долгов и отсрочке платежей стран-должников. Исправление положения возможно только на пути построения финансовых связей с другими странами на условиях мирового денежного рынка. [3, с. 125].

 

 

 

5.Государственный долг на сегодня.

Государственный внешний долг РФ на 1 июля 2012г. составил 41 млрд 553,4 млн долл. (или 32 млрд 999,9 млн евро), что на 16,1% больше, чем на начало 2012г., говорится в материалах Министерства финансов (Минфин) РФ.

Самая объемная задолженность приходится на еврооблигации РФ, которая на 1 июля 2012г. составила 35,5 млрд долл., что  на 21,8% больше, чем на начало года. Отметим, что в марте 2012г. Россия разместила три выпуска суверенных еврооблигаций  на общую сумму 7 млрд долл.: 5-летний и 10-летний выпуски - на 2 млрд долл. каждый, а также 30-летний - на 3 млрд долл. Ставка купона по 5-летним еврооблигациям составила 3,25% годовых, по 10-летним еврооблигациям - 4,5%, по 30-летним еврооблигациям - 5,625%. Дата погашения 5-летних евробондов - 4 апреля 2017г., 10-летних - 4 апреля 2022г., 30-летних - 4 апреля 2042г.

Между тем задолженность перед международными финансовыми организациями за январь-июнь 2012г. уменьшилась на 12% - до 2,2 млрд долл. Задолженность по гарантиям РФ в  иностранной валюте составила 1,01 млрд долл., увеличившись на 0,37% с начала 2012г.

Долги перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, не являвшиеся предметом  реструктуризации, за отчетный период снизились на 21,9% - до 428,8 млн долл. Задолженность перед официальными кредиторами, не являющимися членами  Парижского клуба, на 1 июля составила 1,2 млрд долл., что на 11,5% меньше, чем  в начале текущего года.

Коммерческая  задолженность бывшего СССР составила 55,4 млн долл., что на 0,7% меньше, чем  на начало года. Задолженность перед  официальными кредиторами - бывшими  странами - участницами Совета экономической  взаимопомощи за отчетный период снизилась  на 1,2% и на начало июля составила 988,5 млн долл.

Ранее сегодня  Минфин опубликовал прогнозы по росту  государственного долга РФ до 2015г. Так, совокупный объем госдолга к концу 2013г. достигнет 13,7% от ВВП против 11,8% на конец 2012г., к концу 2014г. - 14,7% ВВП, к концу 2015г. - 14,4% ВВП. В абсолютном выражении к 2014г. госдолг составит 9 трлн 040,5 млрд руб., к 2015г. - 10 трлн 779,7 млрд руб., к 2016г. - 11 трлн 730,7 млрд руб. При  этом к концу 2015г. доля внутреннего  долга в совокупном объеме госдолга практически достигнет 80% при соответствующем  снижении доли внешнего долга, прогнозируют в ведомстве. [8].

Информация о работе Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов