Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.
Введение ……………………………………………………………………….... 3
1.Государственный кредит…………………………………………………..….….5
2.Экономическая сущность государственного кредита ………………….……...11
3. Формы государственного кредита …………………………………………......16
4. Классификация государственных займов ……………………………………. 19
5. Государственный долг на сегодня…………………….......................................26
Заключение …………………………………………………………. …………..28
Список используемой литературы ………………
Субъектами государственно-
В современных условиях государственный кредит выполняет следующие функции:
Государственный
кредит представляет собой сберегательное
дело и государственный займ. Сберегательное
дело принадлежит к государственному
кредиту при условии что, сберегательные
учреждения выполняют роль посредников
при предоставлении займов государству
за счет заемных средств населения
без уведомления реальных собственников
о покупке государственных ЦБ
( ценных бумаг).
Основной формой государственного кредита
выступают государственные займы, которые
по правовым оформлением разделяют на:
По
степени эмиссий, различают местные
и государственные займы. Государственные
займы выпускаются центральными
органами управления и в результате
этого, поступления от них направляются
в Государственный бюджет. А местные
займы выпускаются местными органами
управления и в результате направляются
в соответствующие местные
Оформление государственных займов осуществляется
двумя видами ЦБ (ценных бумаг) - облигациями
и казначейскими обязательствами.
Основными направлениями
использования средств, аккумулированных
с помощью облигаций являются:
Государственные
займы, оформляемые соглашениями - это,
как правило, кредиты от правительств
других финансово-стабильных стран, международных
организаций и финансовых институтов
(МВФ, Всемирного банка, Европейского банка
реконструкции и развития).
По субъектам заемных отношений,
государственные займы делятся на те,
которые размещаются:
По методу определения доходов займы делятся:
Государство
для финансирования своих нужд может
мобилизировать финансовые ресурсы
в форме государственного кредита.
В этом случае оно является заемщиком,
а население и
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов.
Государственный кредит отличается от банковского. Он, как правило, используется для покрытия дефицита государственного бюджета. Источником его возврата и уплаты процентов являются доходы бюджета, а не прибыль от выгодно размещенного кредита.
По своей экономической сущности государственный кредит – это форма вторичного перераспределения валового внутреннего продукта. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций. Использование государственного кредита является полностью оправданной формой мобилизации средств в распоряжение государства. Его использование при покрытии дефицита бюджета обусловлена тем, что это имеет значительно меньшие негативные последствия для финансового положения государства, чем покрытие дефицита с помощью денежной эмиссии.
Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Сумма его состоит из сумм всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая выданные гарантии по кредитам, которые предоставляются иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.
Государственный
долг имеет экономически обоснованные
границы. Величина долга характеризует
состояние экономики и финансов
государства, эффективность функционирования
его правительственных
В большинстве
стран мира величина государственного
долга регулируется законодательно.
Государственный внутренний долг гарантируется
всем имуществом, которое находится
в общегосударственной
Государственный кредит – совокупность
экономических отношений между государством
в лице его органов власти и управления,
с одной стороны, и юридическими и физическими
лицами – с другой, при котором государство
выступает преимущественно в качестве
заемщика, а также кредитора и гаранта.
Объемы операций в качестве кредитора
значительно ниже. В тех случаях, когда
государство берет на себя ответственность
за погашение займов или выполненных других
обязательств, взятых физическими и юридическими
лицами, оно является гарантом. Если должник
своевременно и в полном объеме рассчитывается
по своим обязательствам, до гарант не
несет каких-либо дополнительных затрат.
Государственный кредит отличается от
других видов кредита, тем, что в отличии
от банковского кредита, предоставляющий
конкретные ценности – товары на складе,
незавершенное производство, государственный
кредит использует все имущество, находящееся
в его собственности. Также источником
погашения государственного кредита выступают
средства бюджета, тогда как банковский
кредит используют для производительности
капитала, служащий для погашения и выплаты
процента. Государственный кредит берут
на срок от одного года до тридцати лет,
а при банковском возврат ссуды строго
регламентирован и нарушение влечет санкции,
повышение процентов. [4, с.311].
3.Формы государственного кредита.
Государственный кредит может иметь две формы:
Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.
Государственные займы являются основной формой государственного кредита.
По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.
Оформление
государственных займов может осуществляться
двумя видами ценных бумаг – облигациями
и казначейскими
Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.
Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.
В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.
По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.
Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.
Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.
Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.
Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.
В зависимости
от установления обеспеченности государственные
займы подразделяются на залоговые
и беззалоговые. Залоговые займы
отражают один из основных принципов
кредитования – материальной обеспеченности.
Залоговые займы обеспечиваются
государственным имуществом или
конкретными доходами. Беззалоговые
не имеют конкретного
По характеру погашения
При
погашении частями может
Первый – займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими суммами.
Третий – постоянно сумма уменьшается.
Второй
вариант применяется тогда, когда
предусматривается в
В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
Такой подход
направлен на создание благоприятных
условий для привлечения
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
– доверие кредиторов государству;
– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
– доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
– дополнительные поступления от налогов;
– экономия средств от сокращения расходов;
– эмиссия денег;
– привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).[4, с. 478].
4.Классификация государственных займов
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
• по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;
• по обращению на рынке – рыночные , которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;