Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 3
1.Государственный кредит…………………………………………………..….….5
2.Экономическая сущность государственного кредита ………………….……...11
3. Формы государственного кредита …………………………………………......16
4. Классификация государственных займов ……………………………………. 19
5. Государственный долг на сегодня…………………….......................................26
Заключение …………………………………………………………. …………..28
Список используемой литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

Государственные и муниципальные финансы.docx

— 113.14 Кб (Скачать документ)

 
Субъектами государственно-кредитных  отношений со стороны государства  выступают:

  • Кабинет Министров
  • Органы власти
  • Органы местного самоуправления
  • Министерство Финансов
  • Национальный Банк

 

В современных условиях государственный  кредит выполняет следующие функции:

  1. фискальную - способствует аккумулированию дополнительных средств в централизованные фонды государства
  2. регулирующую - регулирует денежное обращение посредством операций на открытом рынке,что влияет на предложение денег и соответственно на саму процентную ставку.

 

Государственный кредит представляет собой сберегательное дело и государственный займ. Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту при условии что, сберегательные учреждения выполняют роль посредников  при предоставлении займов государству  за счет заемных средств населения  без уведомления реальных собственников  о покупке государственных ЦБ ( ценных бумаг).  
Основной формой государственного кредита выступают государственные займы, которые по правовым оформлением разделяют на:

  • Государственные займы, обеспеченные выпуском ЦБ;
  • Государственные займы, предоставленные на основании соглашений.

 

По  степени эмиссий, различают местные  и государственные займы. Государственные  займы выпускаются центральными органами управления и в результате этого, поступления от них направляются в Государственный бюджет. А местные  займы выпускаются местными органами управления и в результате направляются в соответствующие местные бюджеты.  
Оформление государственных займов осуществляется двумя видами ЦБ (ценных бумаг) - облигациями и казначейскими обязательствами.  
Основными направлениями использования средств,  аккумулированных с помощью облигаций являются:

  1. покрытие бюджетного дефицита;
  2. целевое использование;
  3. пополнения внебюджетных фондов.

Государственные займы, оформляемые соглашениями - это, как правило, кредиты от правительств других финансово-стабильных стран, международных организаций и финансовых институтов (МВФ, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития).  
По субъектам заемных отношений, государственные займы делятся на те, которые размещаются:

  • Центральным органом управления.
  • Местными органами управления.

По методу определения доходов  займы делятся:

  1. на обязательства с твердым доходом - ставка процентов фиксируется на весь период
  2. на обязательства с плавающим доходом - ставка процентов определяется под действием различных факторов, в частности, от спроса и предложения на ЦБ на

 

Государство для финансирования своих нужд может  мобилизировать финансовые ресурсы  в форме государственного кредита. В этом случае оно является заемщиком, а население и предпринимательские  структуры, то есть физические и юридические  лица, – кредиторами. Государственный  кредит имеет срок возврата и цену в форме процента. Государственный  кредит бывает внутренним и внешним. В сфере международных экономических  отношений государство выступает  в роли как кредитора, так и  заемщика. [3, с. 425].

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов.

Государственный кредит отличается от банковского. Он, как правило, используется для покрытия дефицита государственного бюджета. Источником его возврата и уплаты процентов  являются доходы бюджета, а не прибыль  от выгодно размещенного кредита.

По своей  экономической сущности государственный  кредит – это форма вторичного перераспределения валового внутреннего  продукта. Его источником являются свободные средства населения, предприятий  и организаций. Использование государственного кредита является полностью оправданной  формой мобилизации средств в  распоряжение государства. Его использование  при покрытии дефицита бюджета обусловлена  тем, что это имеет значительно меньшие негативные последствия для финансового положения государства, чем покрытие дефицита с помощью денежной эмиссии.

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Сумма его состоит из сумм всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая выданные гарантии по кредитам, которые предоставляются  иностранным заемщикам, местным  органам власти, государственным  предприятиям.

Государственный долг имеет экономически обоснованные границы. Величина долга характеризует  состояние экономики и финансов государства, эффективность функционирования его правительственных структур. Поскольку источником покрытия государственного долга являются доходы бюджета, то есть налоги, можно утверждать, что величина долга – это взятые авансом  у населения налоги.

В большинстве  стран мира величина государственного долга регулируется законодательно. Государственный внутренний долг гарантируется  всем имуществом, которое находится  в общегосударственной собственности. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный  государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляет расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства  и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

 
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при котором государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполненных других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, до гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.  
 
Государственный кредит отличается от других видов кредита, тем, что в отличии от банковского кредита, предоставляющий конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, государственный кредит использует все имущество, находящееся в его собственности. Также источником погашения государственного кредита выступают средства бюджета, тогда как банковский кредит используют для производительности капитала, служащий для погашения и выплаты процента. Государственный кредит берут на срок от одного года до тридцати лет, а при банковском возврат ссуды строго регламентирован и нарушение влечет санкции, повышение процентов. [4, с.311].

 

 

3.Формы государственного кредита.

 

Государственный кредит может иметь  две формы:

  • сберегательное дело
  • государственные займы.

Сберегательное  дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности  действуют на коммерческой основе и  мобилизированные средства формируют  их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и  таким образом принадлежать к  государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому  оформлению подразделяют государственные  займы, которые предоставляются  на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций  и финансовых институтов. С помощью  ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление  государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями  и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство  государства, по которому в установленные  сроки возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость  – обозначенную сумму долга –  и курсовую цену, по которой она  продается и перепродается в  зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между  курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские  обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного  только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.

В зависимости  от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и  физическими лицами данной страны и  нерезидентами) – и внешние –  поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций  и финансовых институтов.

По праву  эмиссии подразделяют государственные  и местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный  бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие  местные бюджеты.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются  и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные  займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы  не могут их перепродавать.

В зависимости  от установления обеспеченности государственные  займы подразделяются на залоговые  и беззалоговые. Залоговые займы  отражают один из основных принципов  кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или  конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального  обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

 

По характеру погашения задолженности  разделяются два варианта:

  • одноразовая выплата
  • выплата частями.

 При  погашении частями может применяться  три варианта.

Первый  – займ погашается равными частями  на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими  суммами.

Третий  – постоянно сумма уменьшается.

Второй  вариант применяется тогда, когда  предусматривается в перспективе  ежегодное повышение доходов  государства, третий – напротив, когда  доходы будут уменьшаться либо увеличиваться  государственные расходы.

В зависимости  от обязательств государства по погашению  долга различают займы с правом и без права долгосрочного  погашения. Право долгосрочного  погашения дает возможность государству  учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных  форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных  условий для привлечения средств  как для государства, так и  для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать  разносторонние интересы юридических  и физических лиц. Государственный  кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как  на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа  и установление стабильности государственных  ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

– наличие  кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

– доверие  кредиторов государству;

– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

– возможность  государства своевременно и полностью  возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных  займов могут выступать:

– доходы от инвестирования заемных средств  в высокоэффективные проекты;

– дополнительные поступления от налогов;

– экономия средств от сокращения расходов;

– эмиссия  денег;

– привлечение  средств от новых займов (рефинансирование долга).[4, с. 478].

4.Классификация государственных займов

 

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

•   по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

•   по обращению на рынке – рыночные , которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

Информация о работе Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов