Государственный кредит как составная часть государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:49, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий
с банковским кредитом,
- характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
- определить функций государственного кредита,
- определить формы государственного долга,

Содержание

Введение
1. Сущность и функции государственного кредита.
1.1 Сущность государственного кредита.
Функции государственного кредита.
2. Управление государственным кредитом.
3. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ.
3.1 Проблема роста государственного долга РФ.
3.2 Цели управления государственным долгом.
3.3 Конверсия государственного долга.
3.4 Реструктуризация государственного долга.
3.5 Основные этапы реструктуризации долговых обязательств
бывшего СССР.
3.6 Управление размещением государственного долга.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

финансы и кредит 2.docx

— 74.16 Кб (Скачать документ)

Титульный лист.

Государственный кредит как составная часть государственных  финансов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление.

Введение

1. Сущность и функции государственного кредита.

1.1 Сущность  государственного кредита.

    1. Функции государственного кредита.

2. Управление государственным кредитом.

3. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ.

3.1 Проблема  роста государственного долга  РФ.

3.2 Цели  управления государственным долгом.

3.3 Конверсия государственного долга.

3.4 Реструктуризация государственного долга.

3.5 Основные этапы реструктуризации долговых обязательств

бывшего СССР.

3.6 Управление размещением государственного долга.

Заключение.

Список  литературы.

3

5

5

7

12

14

14

15

16

18 

19

22

26

28 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных  капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

      Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

      В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства.

      Принимая  во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

      Большое внимание в последние годы уделяется  дефициту бюджета и растущему государственному долгу.  Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

      Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.

      Для достижения поставленной цели необходимо:

- раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий

с банковским кредитом,

- характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,

- определить функций государственного кредита,

- определить формы государственного долга,

- рассмотреть управление государственным долгом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.

      При работе использовалось законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемому вопросу. 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  и функции государственного кредита.

    1.1 Сущность  государственного кредита.

      Государственный кредит - совокупность  экономических отношений между государством в лице его органов власти и  управления,  с  одной  стороны,  и юридическими  и  физическими  лицами,  с  другой,  при  которых  государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и  гаранта.

      Государственный   кредит   –   это   часть   государственных   финансов.   В количественном отношении преобладает деятельность государства  как  заемщика средств. Объемы  операций  в  качестве  кредитора,  т.е.  когда  государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В  тех случаях, когда  государство  берет  на  себя  ответственность  за  погашение займов  или   выполнение   других   обязательств,   взятых   физическими   и юридическими лицами, оно является гарантом.

       В  отличие  от  двух  первых  видов  кредитных   отношений   (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных  денежных  фондов, гарантирование  погашения  обязательств  не  обязательно   приводит   к   их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по  своим обязательствам, то гарант не  несет  каких-либо  дополнительных  затрат.  На практике  достаточно  надежные  заемщики  не  нуждаются  в   государственных гарантиях.  Они  в  состоянии   привлечь   средства   на   кредитном   рынке самостоятельно.  Государственные   гарантии   обычно   распространяются   на недостаточно надежных  заемщиков  и  соответственно  влекут  за  собой  рост расходов из централизованных денежных фондов.

      Как экономическая  категория  государственный  кредит  находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов  и кредита и совмещает их особенности.

      В качестве звена финансовой системы  он  обслуживает  формирование  и использование централизованных денежных фондов государства, т.е.  бюджета  и внебюджетных фондов.

       Как  один  из  видов  кредита   государственный   кредит   имеет   ряд

особенностей,  отличающих  его   от   классических   финансовых   категорий, например, налогов. В отличие от  налогов  он  имеет  добровольный  характер, хотя в  истории  нашего  государства  известны  случаи  отхода  от  принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся  только  в  одном направлении; от плательщика в бюджет или  во  внебюджетные  фонды  (обратное движение возможно  только  в  случае  возврата  переплаченных  или  ошибочно взысканных  сумм),  то  основой  государственного   кредита   является   его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная  сумма возвращается с процентами.

      Государственный кредит отличается от других видов кредита.  Так,  если при  предоставлении  банковского  кредита  в  качестве  обеспечения   обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары  на  складе,  незавершенное производство (хотя возможно и предоставление  бланкового  кредита),  то  при заимствовании  средств  государством   обеспечением   кредита   служит   все имущество,   находящееся   в    его    собственности,    имущество    данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

       На уровне центрального правительства государственные  займы  не  имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на  более низких   уровнях   достаточно   часто   имеет   четко   выраженную   целевую направленность.  Например,  займы  на  строительство  новой  дороги,  жилого массива.

       Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный  срок.  Так,  Закон  РФ  "О  государственном  внутреннем  долге Российской Федерации" (от 13  ноября  1992  г.)  предусматривал,  что  любые долговые обязательства Российской  Федерации  погашаются  в  сроки,  которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет1. 

1.2 Функции  государственного кредита.

      Как  финансовая  категория  государственный  кредит  выполняет  три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

      Через    распределительную    функцию     государственного     кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов  государства  и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.  Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает  дополнительные  средства  для финансирования   своих   расходов.   В    промышленно    развитых    странах государственные   займы   являются   основным   источником    финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления  от  государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования  расходов  бюджета.

      Последнее объясняется более быстрым темпом роста  расходов  по  сравнению  с увеличением налоговых поступлений.

       Финансирование    расходов    капитального    характера    за     счет

позаимствованных  средств  в  определенных  пределах   имеет   положительное значение.  Школа  или  библиотека   обеспечивает   потребности   не   одного поколения, поскольку служит 30—50 лет.  Почему  же  тогда  их  строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов  с  тех,  кто, возможно, даже не воспользуется их  услугами?  Гораздо  разумнее  переложить финансирование  таких  объектов  на  все  поколения,   которые   будут   ими пользоваться.  Такое  растяжение  источников  финансирования  во  времени  и обеспечивается путем выпуска займов на  соответствующий  срок.  В  последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что  и последующие поколения, за  счет  налогов  которых  погашается  как  основной долг, так и проценты по нему.

       Таким образом,  положительное  воздействие  распределительной  функции государственного кредита заключается в  том,  что  с  ее  помощью  налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые  взимаются в  период  финансирования  расходов  за  счет  государственного  займа,   не увеличиваются (что пришлось бы сделать  в  противном  случае).  Зато  потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для  их  уплаты,  но  и для погашения процентов по задолженности.

       Рефинансированием государственного  долга  называют  размещение  новых государственных  займов  для  погашения  задолженности  по  уже выпущенным.

      Минимальная   цена   заемных   средств   на   рынке   определяется   ставкой рефинансирования.

        Ставка  рефинансирования  –  это  процентная   ставка,   по   которой

происходит  заимствование на обслуживание внутреннего  долга.  Таким  образом государственный   кредит   регулирует   рынок   коммерческих   межбанковских кредитов.

       Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием  и  погашением  государственного  долга.

      Источники финансирования этих расходов зависят  от направления  использования средств.  В  случае  производительного  вложения  мобилизованных   капиталов построенный объект после вступления в действие начинает  приносить  прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления  налогового  бремени в этом случае не происходит.

       При  непроизводительном  использовании  мобилизованных  в   результате государственных  займов  капиталов,  например,  финансировании  за  их  счет военных  или  социальных  расходов,  единственным  источником  их  погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности по уже выпущенным  называется  рефинансированием государственного долга.

       Усиление  тяжести  налогового   бремени,   вызванное   заимствованиями государства, зависит от  их  срока  и  процентов  по  кредиту,  уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность  государственного  займа  для  инвестора,  тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение.  Чем больше  величина  долга,  тем  выше  доля  средств,  направляемая   на   его обслуживание при прочих равных условиях.

      Вступая в  кредитные  отношения,  государство  вольно  или  невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок  на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно  используя государственный кредит как инструмент регулирования  экономики,  государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Информация о работе Государственный кредит как составная часть государственных финансов