Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита;
2) оценка государственного кредита в России в современных условиях.
3) изучение проблем государственного кредита и путей их решения.
Введение 3
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита 6
1.1. Сущность и значение государственного кредита 6
1.2. Функции государственного кредита 8
1.3. Формы государственного кредита 12
2. Государственный кредит в России в современных условиях 17
2.1. Основные тенденции развития государственного кредита в России 17
3. Проблемы и пути решения государственного кредита 22
3.1. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации. 22
3.2. Пути решения проблем государственного долга России 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
Уральский государственный
ЦЕНТР
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
курсу «Финансы: финансовая
система»
на
тему:
«Государственный
кредит: сущность, формы,
причины применения
»
Студент(ка) Кирчалова Татьяна Андреевна
Группа
ФК-09 ОМ
Омск
2011
Введение | 3 | |
1. | Экономическое
содержание, функции и формы |
6 |
1.1. | Сущность и значение государственного кредита | 6 |
1.2. | Функции государственного кредита | 8 |
1.3. | Формы государственного кредита | 12 |
2. | Государственный кредит в России в современных условиях | 17 |
2.1. | Основные тенденции развития государственного кредита в России | 17 |
3. | Проблемы и пути решения государственного кредита | 22 |
3.1. | Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации. | 22 |
3.2. | Пути решения проблем государственного долга России | 25 |
Заключение | 31 | |
Список использованной литературы | 33 | |
Приложения | 34 |
Введение
В
настоящее время огромное значение
для нормального
Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита;
2) оценка
государственного кредита в
3) изучение
проблем государственного
Наиболее
характерные черты кредитной
сферы - перенасыщение оборота
Из истории известно, что правительство России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.
В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита:
а) государственные займы - внутренние и внешние;
б) выпуск казначейских обязательств;
в)
заимствование средств у казенных банков.
Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 г. государственный долг составлял внушительную сумму - 1264 млн. рулей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей. Или почти 15% бюджетных расходов.
История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.
В
настоящее время огромное значение
для нормального
Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.
По
утверждению В.С. Волынского: нельзя
смешивать такие понятия, как
частный и государственный
- Во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица.
- Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами"
- В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала".
В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования.
В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг.
В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно-финансовой сфере".
Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки.
Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Распределительная функция.
Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким
образом, положительное воздействие
распределительной функции
Налоги
являются основным, но не единственным
источником финансирования расходов,
связанных с обслуживанием и
погашением государственного долга. Источники
финансирования этих расходов зависят
от направления использования
Информация о работе Государственный кредит: сущность, формы, причины применения