Государственный кредит: сущность, формы, причины применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.

Задачи работы:

1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита;

2) оценка государственного кредита в России в современных условиях.

3) изучение проблем государственного кредита и путей их решения.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита 6
1.1. Сущность и значение государственного кредита 6
1.2. Функции государственного кредита 8
1.3. Формы государственного кредита 12
2. Государственный кредит в России в современных условиях 17
2.1. Основные тенденции развития государственного кредита в России 17
3. Проблемы и пути решения государственного кредита 22
3.1. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации. 22
3.2. Пути решения проблем государственного долга России 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Государственный кредит сущность, формы, причины применения.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  курсу «Финансы: финансовая система» 

на  тему: 

«Государственный кредит: сущность, формы, причины применения » 
 
 
 
 

                Студент(ка) Кирчалова Татьяна Андреевна

                Группа  ФК-09 ОМ 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Омск

2011

 
Содержание

  Введение 3
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита 6
1.1. Сущность и  значение государственного кредита 6
1.2. Функции государственного кредита 8
1.3. Формы государственного кредита 12
2. Государственный кредит в России в современных  условиях 17
2.1. Основные тенденции  развития государственного кредита  в России 17
3. Проблемы и  пути решения государственного кредита 22
3.1. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации. 22
3.2. Пути решения  проблем государственного долга  России 25
  Заключение 31
  Список использованной литературы 33
  Приложения 34

   
Введение
 

     В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций".

     Целью курсовой работы является  изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.

        Задачи  работы:

1) изучение  экономического содержания, функций и форм государственного кредита;

2) оценка  государственного кредита в России  в современных условиях.

3) изучение  проблем государственного кредита и путей их решения.

     Наиболее  характерные черты кредитной  сферы - перенасыщение оборота платежных  средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре  кредитных вложений за последние  годы. Доля кредитов, предоставляемых  на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе. В нашей стране развились новые формы кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной.

     Из  истории известно, что правительство  России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.

     В это время сформировались следующие  формы и виды государственного кредита:

     а) государственные займы - внутренние и внешние;

     б) выпуск казначейских обязательств;

     в) заимствование средств у казенных банков. 

     Постепенно  крупнейшим должником банковской системы  становится царское правительство. К 1861 г. государственный долг составлял  внушительную сумму - 1264 млн. рулей. Выплата  погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей. Или почти 15% бюджетных расходов.

     История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных  операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность  в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.

 

1. Экономическое  содержание, функции  и формы государственного  кредита

1.1 Сущность и значение  государственного  кредита

 

     В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит.

     Государственным кредитом называют совокупность кредитных  отношений, в которых заемщиком  или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.

     По  утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как  частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между  этими формами кредита:

     - Во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица.

     - Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами"

     - В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала".

     В то же время сходство данных форм кредита  связано с тем, что они имеют  единый источник образования.

     В сфере государственного кредита  центральное правительство, а также  местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг.

     В настоящее время государство  стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно-финансовой сфере".

     Движение  капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.

     Таким образом, исходя из выше изложенного, можно  сделать вывод, что государственный  кредит отличается от частного по форме  предоставления денежных средств и  по участникам сделки.

1.2 Функции государственного кредита

 

     Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

     Распределительная функция.

     Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства  или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

     Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку  служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

     Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

     Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и  погашением государственного долга. Источники  финансирования этих расходов зависят  от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

Информация о работе Государственный кредит: сущность, формы, причины применения