Государственный кредит: сущность, формы, причины применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.

Задачи работы:

1) изучение экономического содержания, функций и форм государственного кредита;

2) оценка государственного кредита в России в современных условиях.

3) изучение проблем государственного кредита и путей их решения.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита 6
1.1. Сущность и значение государственного кредита 6
1.2. Функции государственного кредита 8
1.3. Формы государственного кредита 12
2. Государственный кредит в России в современных условиях 17
2.1. Основные тенденции развития государственного кредита в России 17
3. Проблемы и пути решения государственного кредита 22
3.1. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации. 22
3.2. Пути решения проблем государственного долга России 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Государственный кредит сущность, формы, причины применения.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

     Анализ  имеющейся законодательной базы в сфере государственного долга  позволяет сделать вывод, что  вопросы правового регулирования  управления государственным долгом в настоящее время получили недостаточно полное и четкое юридическое закрепление. Также существенным недостатком управления государственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований. В то же время необходимо четко законодательно определить процедуры и механизмы взаимодействия и координации соответствующих органов, их функции и ответственность, а также механизм обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.

     Отдельной проблемой в сфере государственного долга является проблема восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации, регулируемая нормами Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73 - ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Данным законом определено, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений. В то же время в законодательстве не закреплен порядок перевода гарантированных сбережений граждан во вкладах в Сбербанке России и организациях государственного страхования в целевые долговые обязательства, а также порядок обслуживания и погашения целевых долговых обязательств. Работа по осуществлению перевода государственных ценных бумаг СССР, гарантированных Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в целевые долговые обязательства на практике не осуществляется в связи с незавершенностью разработки нормативных актов, предусмотренных в статье 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162 «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации». Таким образом, законодательная база не отражает экономические реалии и нуждается в пересмотре.

     На  основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что действующие  правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются  в существенных дополнениях в  связи с существующими экономическими и практическими реалиями.

     В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом. Экономика России страдает от недостатка инвестиций, отсутствия возможностей аккумулирования средств. Между тем эти средства есть как в нашей стране, так и за рубежом, но они не попадают в реальный сектор экономики. Острая необходимость в инвестициях, в обновлении производства обусловлена тем, что в настоящее время по самым оптимистическим оценкам, износ основных производственных фондов по стране приближается к 70%. Осуществление новых заимствований способствует образованию так называемых «пиков» платежей по погашению и обслуживанию государственного долга. Указанные недостатки действующей системы управления долгом в полной мере реализованы в «пиках» в графике платежей по внешнему долгу России, приходящихся на 2003, 2005, 2008 гг. Более того, нередко платежи в течение одного финансового года также концентрируются в пределах двух-трех месяцев, что существенно затрудняет процесс управления денежной наличностью и кассовое исполнение федерального бюджета. Рассмотрение портфеля проектов программы государственных внешних заимствований за последние несколько лет в целом позволяет сделать вывод о том, что наблюдается значительное распыление средств по большому числу несвязанных между собой проектов. Во многом это явилось следствием того, что у России нет единой стратегии привлечения средств. Значительное отставание от первоначально утвержденных графиков реализации проектов привело к дополнительным расходам федерального  бюджета по оплате комиссий за обязательства на неиспользованные суммы займов. В итоге необходимо отметить, что в настоящее время инвестиции в первую очередь должны направляться на развитие производства, вкладываться в производственные фонды и другие активы. Поэтому при реализации стратегии экономического роста Правительством должны быть созданы условия и механизмы управления, необходимые для предложения долгосрочных «дешевых денег» для развития производства и экономики в целом. Этот процесс следует проводить в рамках государственного регулирования кредитно-денежных отношений, усиления парламентского контроля за этими процессами путем придания Счетной палате РФ функций по контролю за эффективностью реализации кредитно-денежной политики.

             3.2. Пути решения  проблем государственного  долга России.

     При  обсуждении  проблемы  оптимизации  государственного  долга  России ведущими  экономистами  страны  предлагается  несколько  путей ее  решения. Очевидно, что анализ возможных вариантов для целей принятия  решения должен учитывать не только экономические, но и политические  последствия тех или иных действий в отношении суверенного долга.

     Возможности России по погашению долгов имеют два главных ограничения:

первичный профицит федерального бюджета и  положительное  сальдо  по  текущим  операциям. Если возможностей по  сокращению  долгового  бремени  России более  не представится, то при фиксированной  динамике темпов инфляции у правительства РФ будет единственная возможность рассчитываться по  долгам  –  использовать золотовалютные резервы и стабилизационного фонда.

     Сокращение  размеров государственного долга необходимо. Согласно

рекомендациям   ряда   экономистов,   политика   в  сфере   государственных

заимствований, нацеленная на сокращение долгов должна реализоваться  в  трех направлениях: мобилизация внутренних ресурсов, рыночное управление долгом  и переговоры с внешними кредиторами о снижении долгового бремени.

     Первая  и обязательная  задача  –  ревизия  всех  внутренних  источников

поступления или экономии валютных  средств,  усиление  контроля  за  вывозом  капитала:

  • бороться с коррупцией и сокращать абсолютные  характеристики  «бегства капитала»;
  • содействовать  ускорению  темпов  накопления  национального  капитала;
  • поскольку  внешние  займы  ведут  к   экономической   зависимости   от кредиторов;
  • стимулировать  экономический  рост,  усиливая  роль   государства   в инвестиционном процессе и обновлении основного капитала.

   Второе направление деятельности – рыночное управление  внешним долгом.

          За годы реформ в  результате  ряда  реструктуризаций  задолженность   бывшего СССР переоформлена   в  активно  торгуемый   рыночный  инструмент  с  развитой  депозитарно-расчетной системой, более  трети  вновь  возникшего  российского долга также относятся к  традиционным  рыночным  активам  –  еврооблигациям.

     Третьей задачей государства является упорядочение отношений с  внешними кредиторами  и установление  новых  графиков  платежей  по  долгам  с  учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. В принципе,  именно  в этом  и  состояла  основная  цель  политики,  проводимой  в  последние  годы правительством РФ в области управления внешней задолженностью.

     Необходимой предпосылкой обеспечения благоприятных условий

урегулирования  внешнего  долга  является создание убедительной  программы действий,  ориентированной  на  продолжение  рыночных реформ   в   России, улучшение инвестиционного климата,  укрепление демократических  институтов. Реализация программы должна содействовать восстановлению  платежеспособности страны на базе возобновления экономического  роста  как  условия  укрепления доверия кредиторов и инвесторов. Программа должна состоять из двух ключевых частей:

  1. Перспективный бюджет, в котором  на период как минимум три года         предусматривался бы первичный профицит не менее  3-4%  ВВП. Такой         бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства         рассчитываться по долгам.
  2. План структурных  реформ,  включающий меры по улучшению         инвестиционного  климата,  реструктуризации  предприятий,  а   также         реформы  в  социальной  сфере,   которые   позволили   бы   повысить        эффективность   использования   инвестируемых   средств,   уменьшить         обязательства государства и тем самым создать  реальные  предпосылки         для снижения налогов и повышения деловой активности.
 

     Путем решение сокращение внешнего долга  может быть выплата из Стабилизационного  фонда.

      Проектом федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” и проектом федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации” предполагается аккумулирование в Стабилизационном фонде средств финансового резерва и суммы превышения доходов над расходами по результатам исполнения федерального бюджета.

Рис.3 Рост золотовалютных резервов и Стабфонда.

 

      Опыт ряда стран (Норвегия, Чили, Венесуэла  и др.) показывает, что правительства государств, имеющих сырьевую специализацию экспорта и подверженных влиянию мировой конъюнктуры, имеют возможность воспользоваться периодами высоких цен на сырье для накопления временных избыточных доходов путем создания стабилизационного фонда или фонда будущих поколений. Средства такого фонда могут быть использованы для поддержания реального уровня расходов государственного бюджета и погашения внешнего долга в неблагоприятные периоды или после истощения природных ископаемых.

     Существующие  в различных странах мира государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет “избыточных” (по отношению к определенному национальным законодательством уровню) или дополнительных (в случае более высоких цен на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов, условно можно разделить на три типа:

  • стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили);
  • фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кувейт, Оман, Папуа - Новая Гвинея);
  • бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).

         Первые два типа фондов связаны  с аккумулированием тем или  иным образом части доходов  от экспорта природных ископаемых  или других невосполняемых ресурсов. Основное различие между данными типами фондов заключается в целях создания фондов: непосредственно стабилизационные фонды создаются для сглаживания колебаний в доходах и расходах государственного бюджета, дополнительного финансирования государственных расходов на территориях, где ведется добыча ископаемых. Фонды будущих поколений рассчитаны на их использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, либо для выплаты дополнительных платежей населению территорий, на которых ведется добыча ископаемых. В ряде случаев фонды выполняют смешанные роли (например, в канадской провинции Альберта, в штате Аляска, в Кувейте, Норвегии и Папуа - Новая Гвинея).

           Последний тип фондов служит  для аккумулирования доходов  в годы профицита государственного бюджета, а также доходов от дополнительных источников (например, доходов от приватизации). Целью создания таких фондов является стабилизация государственных расходов в годы рецессии и экономического спада или неблагоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.

     Данные  подтверждают, что такой рост стабилизационного фонда экономически не оправдан, так как он не идет на развитие экономики страны, но использование часть средств даст возможность погасить внешний долг, и тем самым уменьшить бремя на бюджет страны.

     Существуют  значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены следующие мероприятия:

  • обеспечить реальную защиту прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;
  • повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
  • для пробуждения реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства целесообразно не только защищать  интересы  кредиторов, но и максимально  разнообразить  условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности  облигаций);
  • расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям  государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;
  • перейти при реализации государственных ценных  о официального курса к рыночному, определяемому  на основе реального спроса на фондовые ценности;
  • осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций  на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских  ссуд;
  • отказаться от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществлять привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.

 

Заключение 

     В заключительной части хотелось бы коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков. Как известно, в 80-х годах в кредитной системе развитых стран произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название "секьюритизации". В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики.

     Нужно сказать, что сейчас особое место  занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых  кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом  финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.

     В нашей стране необходимо активно  развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.

     Назначение  же государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     Но  оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что  мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Информация о работе Государственный кредит: сущность, формы, причины применения