Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:37, реферат
Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:
1) обеспечение соблюдения финансового законодательства;
2) содействие правильной реализации финансовыми органами своих функций, связанных с формированием, распределением и организацией использования государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального функционирования денежной системы государства;
Характеристика финансового контроля РК
Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:
1) обеспечение
соблюдения финансового
2) содействие
правильной реализации
3) обеспечение
законного, целевого и
4) содействие
полному и своевременному
5) устранение
и предупреждение нарушения
В результате
реализации задач финансового контроля
укрепляется финансовая дисциплина,
выражающая одну из сторон законности.
Финансовая дисциплина - это четкое
соблюдение установленных предписаний
и порядка формирования, распределения
и использования
Используются следующие методы финансового контроля:
1) проверка
расчетов финансовых планов; 2) проверка
первичных денежных документов;
3) инвентаризация денежных
Ю.М.Иткин отмечает: «Деятельность органов государственного контроля должна быть направлена на проверку исполнения, прежде всего, законов государства, законности, правильности и целесообразности направления выделенных бюджетных средств, эффективности деятельности правительственных органов, эффективного и экономного расходования государственных средств на всех уровнях управления финансовыми и материальными ресурсами».
П.В.Черноморд считает, что «финансовый контроль сосредотачивает внимание на фактическом осуществлении финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной, денежной политики, политики цен, вопросах развития валютно-финансового аспекта внешнеполитического курса и внешнеэкономических связях государства». Кроме того, П.В.Черноморд полагает, что «при переходе к рыночным отношениям в условиях экономического кризиса значительно возрастает роль и значение высокопрофессионального финансово-экономического контроля за формированием и исполнением бюджетов, эффективным использованием финансовых ресурсов из всех источников».
Финансовый
контроль в широком смысле - это
установленная
1) ошибок
и злоупотреблений в
2) несоблюдение
финансового, в том числе
3) недостатков
в организации систем
Классификация финансового контроля
Финансовый контроль инспекции можно классифицировать по различным основаниям. Но наиболее часто классифицируют по формам и видам.
Под формой
финансового контроля понимают способы
конкретного выражения и
Формы финансового контроля инспекции следующие: 1) непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль.
Непосредственный
контроль характеризуется тем, что
проверка ведется на самом объекте
контроля, и проверяющие лица изучают
и анализируют первичную
Эта форма контроля наблюдается при таких методах его осуществления, как ревизия, инвентаризация и в других случаях, когда проверка осуществляется на самом объекте контроля.
Опосредованный контроль характеризуется тем, что субъект находится вне границ объекта контроля, и проверяющие лица имеют дело с отчетной или плановой финансовой документацией.
На практике такой контроль называют «камеральная финансовая проверка».
Эти формы финансового контроля взаимосвязаны между собой. Материалы, полученные в процессе одной формы финансовой проверки, могут использоваться для другой формы контроля.
Классификация финансового контроля по видам может производиться по различным основанием.
Так, по
времени осуществления
Предварительный
финансовый контроль предшествует совершению
проверяемых операций. Это позволяет
предупредить нарушение действующего
финансового законодательства и
выявить еще на стадии прогнозов
и планов дополнительные финансовые
ресурсы, пресечь попытки
Текущий финансовый контроль называют иначе оперативным. Он осуществляется для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями и учреждениями обязательств перед бюджетом. Опираясь на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет предотвратить совершение финансовых правонарушений. В первую очередь проверяется документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактически затраты регулярно сопоставляются с действующими нормативами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений от установленных норм.
Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансового мероприятия. Этот контроль осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий. В ходе его выясняется вопрос, была ли проведенная финансовая операция законной не было ли допущено нарушение финансовой дисциплины, насколько эффективно и рационально были использованы государственные денежные средства.
Задачей последующего финансового контроля является выявление фактов некачественного исполнения финансовых обязанностей и совершения финансовых правонарушений.
Так как государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, то финансовый контроль можно подразделить на: 1) контроль, осуществляемый органами представительной власти; 2) контроль, осуществляемый органами исполнительной власти; 3) судебный контроль.
Предметом контроля представительных органов выступает две группы вопросов: а) исполнение тех нормативных актов, носящих финансово-правовой характер, которые данные представительные органы приняли в пределах своей компетенции; б) исполнение акта, который представительный орган утвердил соответствующий финансовый план.
Представительные органы могут создавать специальные контрольные органы, которые при осуществлении проверок финансового характера играют роль субъекта финансового контроля.
Предметом контроля исполнительных органов также выступают две группы вопросов: а) исполнение финансового законодательства; б) рациональность и эффективность использования государственных денежных средств.
Характер судебного контроля во многом определяется тем, какую роль в стране играет суд при рассмотрении финансовых правонарушений и жалоб на действия финансовых органов.
Исходя из характера и правового статуса субъектов, финансовый контроль подразделяется на:
1) специализированный;
2) функциональный.
Специализированный
контроль - это контроль, осуществляемый
специализированными
Функциональный контроль - это контроль, осуществляемый теми государственными органами, для которых финансовая деятельность вообще и финансовый контроль, в частности, представляют лишь одно из направлений (функцию) их деятельности. Например, «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции» и в этом его общее назначение. Но среди его функций значится, что он «утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении». При реализации этой функции Парламент выступает в качестве финансово-контрольного органа государства. Т.к. в этом качестве он выступает лишь при реализации одной из многих своих функций, то данный вид контроля можно называть функциональным.
Финансовый контроль также делится на внутренний (внутри ведомственный) и внешний (надведомственный). В основу этой классификации положена форма организационного взаимодействия контролирующего субъекта и подконтрольного объекта.
Внутренний контроль - это когда субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной системы. Например, министерство проверяет финансовые операции подчиненного ему предприятия.
Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов. Например, Министерство финансов проверяет предприятие, находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства.
Финансовый контроль также классифицируется по сфере деятельности в зависимости от нее видами государственного финансового контроля являются:
1) контроль
в сфере организации денежной
системы и обеспечения ее
2) валютный контроль;
3) бюджетный контроль;
4) налоговый контроль;
5) контроль
в сфере государственной
6) контроль
в сфере государственного
7) контроль
в сфере государственных
Государственный контроль в сфере денежной системы призван обеспечить ее нормальное функционирование и соблюдение того законодательства, посредством которого организуется сама денежная система. Государство заинтересовано в том, чтобы денежная система бесперебойно обслуживала потребности общества, экономики и самого государства. В целях стабилизации собственной валюты государство устанавливает всякого рода запреты и ограничения на использование наличных расчетов, вводит правила хранения и инкассации наличных денежных знаков. Такого рода запреты и ограничения являются предметом государственного финансового контроля.
Анализ эффективности финансового контроля в РК
Из общей суммы охваченных контролем бюджетных средств, расходы 2009 года проверены в сумме 586,1 млрд. тенге, 2008 года – 738,5 млрд. тенге, произведенные ранее 2008 года - 167,7 млрд. тенге.
Из общего количества осуществленных проверок неплановые составляют 29,1 процента.
Комплексным контролем охвачено государственных учреждений в объеме 17,9 процента от их общего числа, хозяйствующих субъектов с государственной долей – 20,3 процента от их общего числа.
Из общей суммы выявленных нарушений на плановый контроль приходится 48,8 процента, на неплановый – 51,2 процента.
Контролем 120 местных бюджетов, в том числе шести областных, установлено нарушений законодательства, постановлений и решений маслихатов и акиматов в сумме 12 401,6 млн. тенге.
Кроме того, проведено 3 218 проверок соблюдения законодательства о государственных закупках, из них по результатам 1 751 проверки установлены нарушения законодательства на сумму 118 627,4 млн. тенге.
В общей
сумме выявленных нарушений (без
учета законодательства о государственных
закупках) неэффективное использование
бюджетных средств и активов
государства составляет 6 943,9 млн. тенге;
необоснованное использование бюджетных
средств и активов государства
- 6 167,8 млн. тенге; неполное и несвоевременное
перечисление неналоговых платежей
в бюджет – 2841,5 млн. тенге; нецелевое
использование бюджетных