Инновационная деятельность и источники ее финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая рассматривает теоретические аспекты выбранной темы, а именно экономическую сущность инноваций, их классификацию, роль в развитии предприятия, а также основные виды источников финансирования инноваций. Вторая глава рассматривает современное состояние инновационной сферы в России, перспективы ее развития, проблемы, опираясь на рассмотрение опыта ведущих мировых стран, а также освещает ситуацию, сложившуюся в связи с отсутствием федерального нормативного документа, посвященного этой деятельности.
Цель работы – рассмотрение сложившейся ситуации в сфере инноваций, а также трудности и пути их преодоления в сложившихся для российской экономики условиях.

Содержание

Введение………………………………………………..…………………………3
1. Теоретические основы инновационной деятельности………………….......5
1.1. Виды инноваций, их экономическая сущность…………………………5
1.2. Роль инноваций в развитии предприятий……………………………...12
1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников…………………………………………………………………...17
2. Организация инновационной деятельности………………………………..20
2.1. Зарубежный опыт инновационной деятельности………...…………...20
2.2. Государственное регулирование инноваций в РФ……….……………25
2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования………………………………………...……………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

чистовик.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Курсовая  работа

на тему:

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ 
 
 
 
 

 

Содержание.

Введение………………………………………………..…………………………3

1. Теоретические  основы инновационной деятельности………………….......5

   1.1. Виды инноваций, их экономическая сущность…………………………5

   1.2. Роль инноваций в развитии предприятий……………………………...12

   1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников…………………………………………………………………...17

2. Организация  инновационной деятельности………………………………..20

   2.1. Зарубежный опыт инновационной деятельности………...…………...20

   2.2. Государственное регулирование инноваций в РФ……….……………25

   2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования………………………………………...……………………30

Заключение……………………………………………………………………….36

Список  использованной литературы…………………………………………...37

Приложения……………………………………………………………………...38

 

Введение

     В настоящее время Россия находится  в условиях жесткой конкуренции  с западными промышленниками, страховщиками, торговцами, банкирами и едва ли способна производить продукт или оказывать услуги на общемировом уровне. Это приводит к поискам новых путей развития бизнеса, к ускоренной модернизации, государственным субсидиям и пр. методам стимулирования развития отечественной экономики.

     Тема  инновационной деятельности и источников ее финансирования выбрана в силу своей актуальности. На сегодняшний день никому уже не нужно доказывать, что наиболее целесообразно развивать предприятия интенсивным, а не экстенсивным путем, т.е. используя передовые технологии или занимаясь их разработкой.  Хорошая научная база, быстрое внедрение инноваций поможет России превратиться из экспортера сырья в экспортера еще и качественных промышленных товаров.

     Курсовая  работа состоит из двух глав. Первая рассматривает теоретические аспекты выбранной темы, а именно экономическую сущность инноваций, их классификацию, роль в развитии предприятия, а также основные виды источников финансирования инноваций. Вторая глава рассматривает современное состояние инновационной сферы в России, перспективы ее развития, проблемы, опираясь на рассмотрение опыта ведущих мировых стран, а также освещает ситуацию, сложившуюся в связи с отсутствием федерального нормативного документа, посвященного этой деятельности.

     Цель  работы – рассмотрение сложившейся ситуации в сфере инноваций, а также трудности и пути их преодоления в сложившихся для российской экономики условиях. А задачи – рассмотреть, что такое инновации и инновационная деятельность на теоретическом уровне, т.е. дать определение, классификацию и раскрыть сущность, привести, при помощи каких источников эта деятельность финансируется, на практическом же уровне  - проанализировать мировой и отечественный опыт инновационной деятельности, а также проблем законодательства и рассмотрение перспектив.

     При написании курсовой работы использовался различный материал. В связи с отсутствием федерального закона использовался предложенный на рассмотрение законопроект "Об инновационной деятельности в Российской Федерации", т.к. большинство его положений распространяется на регулирование и поддержку инновационной деятельности в настоящее время.

Учебники, откуда брался теоретический материал, периодические издания для получения  актуальной информации и интернет-ресурсы: международные статистические сайты, интернет-периодика, новостные ленты и интервью.

     Таким образом, курсовая работа представляет собой комплексный анализ понятий  инновации и инновационная деятельность, их проблем и перспектив.

 

      1. Теоретические  основы инновационной деятельности

    1. . Виды инноваций, их экономическая сущность

     Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

       Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера1. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

      В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

     Инновация может быть рассмотрена как в  динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

     Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

     Следовательно,   научно-технические   инновации  должны2:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

     В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что  вполне объяснимо.  Новшеством может  быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

     Любые изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

       Современные компании воспринимают инновации как  средство увеличения прибыли и завоевания более широкого  сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения  конкурентоспособности в мире.

                  Инновации создают стоимость  и материальные богатства, опираясь                   на некую форму изменений (в  любой области – технологии,                   материалов, цен, услуг, демографии или даже геополитики),  формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и использованию “зрелых рынков”. Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой  производительности и прибыли.

      Производственные  организации, в свою очередь, также  пришли к пониманию необходимости  осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций

                 Именно инновации объясняют причину, по которой уровень отдачи от инвестиций в США, странах Западной Европы и Японии был значительно выше во второй, а не первой половине XX в.    Тенденция к росту прибыли тесно связана с развитием интеллектуальноемких производств, в которых важны ресурсы человеческого капитала, навыки, дорогостоящие информационные секреты и ноу-хау.

          Для получения более высокой  отдачи от инновационной деятельности  осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.

     Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков.

    По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.

    Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.

     Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.

      По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).

     По степени новизны инноваций выделяют:

-нестандартные  группы инноваций, включающие  новый товар, произведенный на  основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;

-улучшающие - новые товары или технологические  процессы, разработанные на основе  использования достижений научно-технического  процесса и обеспечивающие совершенные  технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;

-модификационные  - нововведения, расширяющие эксплуатационные  возможности товара или технологического  процесса.

    По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.

    По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.

    Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.

      Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации.3 Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.

Информация о работе Инновационная деятельность и источники ее финансирования